ГАГАРРРќРЎРљРР™ РАЙОННЫЙ РЎРЈР” ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Р Рњ Р• Рќ Р• Рњ Р Рћ РЎ РЎ Р Р™ РЎ Рљ Рћ Р™ Р¤ Р• Р” Р• Р Рђ Р¦ Р Р
24 июля 2019 года |
Дело № 2-2753/2019 |
город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кириленко Е.А.,
секретарь судебного заседания Арутюнян Е.В.,
при части представителя истца – Лесиной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Козак В.Д. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, АО «Крымморгидрострой» о признании права собственности на объект недвижимости,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
В июне 2019 года истец обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, АО «Крымморгидрострой» о признании права собственности на объект недвижимости. Просит признать за ней право постоянного пользования, право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 33,8 кв.м, жилой 18,2 кв.м.
Р’ обоснование исковых требований истец ссылается РЅР° то, что РѕРЅР° СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ проживает РІ квартире в„– РґРѕРјР° <адрес>, РЅР° основании ордера, выданного Севастопольской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ государственной администрацией. Дом, РІ котором проживает истец, ранее имел статус общежития, однако соответствующую регистрацию изменения статуса РЅР° жилой РґРѕРј РЅРµ произведено. РќР° основании распоряжения Севастопольской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ государственной администрации здание включено РІ план приватизации Рё вошло РІ уставной капитал Р—РђРћ «Морстрой» РЅР° праве коллективной собственности. Решением 13 сессии Севастопольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета 6 созыва РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° основании обращения Р—РђРћ «Морстрой» принято решение Рѕ передаче здания РІ коммунальную собственность Рё дано разрешение РЅР° приватизацию жилых помещений. Рстец обратилась РІ Департамент капитального строительства РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя СЃ заявлением Рѕ заключении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° социального найма Рё заключении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° передачи квартиры РІ собственности РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации. Согласно ответу Правительства Севастополя следует, что квартира РЅРµ включена РІ реестр собственности РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем заключение РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° социального найма РЅРµ представляется возможным. Указанные обстоятельства препятствуют истцу РІ реализации законного права РЅР° приватизацию, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем истец РїСЂРѕСЃРёС‚ удовлетворить исковые требования Рё признать право собственности РЅР° квартиру РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований, просила иск удовлетворить.
Ответчик - Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, АО «Крымморгидрострой» своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, так как о времени и месте проведения судебного заседания они извещены в установленном процессуальным законом порядке.
Заслушав представителя истца, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что РІ соответствии СЃ распоряжением Севастопольской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ государственной администрации в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ истцу Козак Р’.Р”. ДД.РњРњ.ГГГГ выдан ордер РЅР° проживание РІ жилом помещении в„– РїРѕ адресу: <адрес>, жилой площадью 18, 33 РєРІ.Рј. Рстец зарегистрирована РїРѕ данному адресу СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об оформлении права коллективной собственности на объекты недвижимого имущества» решено зарегистрировать на праве коллективной собственности за ЗАО «Морстрой» здание общежития по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи государственного имущества.
Согласно свидетельству о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития по адресу: <адрес>, принадлежит ЗАО «Морстрой» на праве коллективной собственности.
РџСЂРё этом, распоряжением Севастопольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ государственной администрации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об изменении статуса общежития, расположенного РїРѕ <адрес>В» изменен статус общежития, расположенного РїРѕ <адрес>, РЅР° жилой РґРѕРј. Также Р—РђРћ «КрымНРОпроект» был разработан Рскизный проект «Реконструкция общежития РїРѕ <адрес> РїРѕРґ жилой РґРѕРјВ».
Решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия на прием в коммунальную собственность территориальной громады <адрес>» дано согласие на прием в коммунальную собственности территориальной громады г.Севастополя общежития по адресу: <адрес>, разрешена приватизация жилых и нежилых помещений, входящих в состав общежития.
Р’ С…РѕРґРµ судебного заседания установлено, что решение Севастопольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ реализовано РЅРµ было, прием-передача общежития РІ собственность территориальной громады Рі. Севастополя произведена РЅРµ была. Рзменения РІ правоустанавливающие документы РІ части изменения статуса общежития внесены также РЅРµ были.
На сегодняшний день правопреемником ЗАО «Морстрой» является АО «Крымморгидрострой».
РР· РїРёСЃСЊРјР° ГУПС «Бюро технической инвентаризации» следует, что РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ информации Рѕ зарегистрированном праве РЅР° указанный объект недвижимости РЅРµ имеется.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданной Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на спорный объект недвижимости ни за кем не зарегистрировано.
В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) недвижимое имущество принадлежит приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6 указанного Закона).
В соответствии с требованиями статьи 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Так, согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позицией любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Указанный принцип распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы, но и связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона, включая право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года № 6-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Основываясь на приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению законодательство Российской Федерации, регламентирующее порядок и условия приватизации жилых помещений, поскольку иное приведет к необоснованному нарушению конституционного принципа равенства в сфере жилищных прав, включая реализацию прав на бесплатную приватизацию жилых помещений, граждан Российской Федерации, проживающих на территории Севастополя или территории Республики Крым и граждан, проживающих в других регионах Российской Федерации.
Согласно статье 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу статьи 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
РР· приведенных выше положений РЅРѕСЂРј материального права Рё разъяснений Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что применительно Рє Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации приватизация государственного предприятия РЅРµ влияло РЅР° жилищные права граждан, вселенных РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ помещения государственного жилищного фонда РґРѕ приватизации государственного предприятия.
По аналогии закона к отношениям по пользованию такими гражданами помещениями в общежитиях, которые при приватизации предприятий по каким-либо причинам не были переданы в ведение органов местного самоуправления, подлежат применению приведенные выше положения статьи 7 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», поскольку с момента перехода в частную собственность коммерческой организации, созданной в процессе приватизации государственного или муниципального предприятия, жилое помещение фактически утрачивает статус общежития специализированного государственного или муниципального жилищного фонда.
Как установлено судом, истец была вселены в жилое помещение общежития, находящееся фактически в ведении Севастопольской городской государственной администрации, о чем свидетельствует факт выдачи истцу ордера на право вселения в жилое помещение, а также издание распоряжения от 09.11.2005 года № 1601р об изменении статуса спорного здания на жилой дом.
Также установлено, что вопрос о принятии строения в коммунальную собственность территориальной громады разрешен решением 13 сессии Севастопольского городского Совета 6 созыва № 6245 от 12.11.2013 года.
При указанных обстоятельствах, сохранение за АО «Крымморгидрострой» зарегистрированного права собственности на спорное здание, как общежития, не имеет правого значения для разрешения настоящего спора, в том числе, в виду того, что не передача жилищного фонда в ведение органов местного самоуправления не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, права на приватизацию жилья, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
Кроме того, следует отметить, что с учетом установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, применительно к статье 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан проживающих в жилых помещениях, находящихся в ведении государственного или муниципального предприятия не зависит от даты приватизации этого предприятия.
На основании изложенного суд полагает, что истец имеет право на получение в собственность занимаемое ею жилое помещение в порядке бесплатной приватизации, установленном Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В виду того, что исковые требования, о признании за истцом права собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации, являющиеся основными, удовлетворены, то разрешение исковых требований о признании за истцом права постоянного пользования этой же квартирой теряет свою правовую актуальность.
Согласно части первой статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть первая статьи 56 ГПК РФ).
Частью первой статьи 67 ГПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении искового заявления.
Руководствуясь статьями 194, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Козак Р’.Р”. удовлетворить.
Признать за Козак В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 33,8 кв.м, жилой –18,2 кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
РЎСѓРґСЊСЏ |
(РїРѕРґРїРёСЃСЊ) |
Е.А. Кириленко |
Мотивированное решение составлено
29 июля 2019 года
Копия верна
Судья Е.А. Кириленко