Дело № 2а-442/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2018 года г. Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе:
судьи Бузьской Е.В.,
при секретаре Цевелёвой Е.В.,
с участием помощника прокурора Б... О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УМВД России по Приморскому краю о продлении срока пребывания в центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Артему Осипова С.В., подлежащего депортации,
установил:
административный истец УМВД России по Приморскому краю обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что гражданин Осипов С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, 21.01.2016 года осужден Первомайским районным судом г. Владивостока Приморского края за преступление, предусмотренное <данные изъяты> УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы.
10.10.2016 Министерством Юстиции Российской Федерации в отношении Осипова С.В. вынесено распоряжение № «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы».
20.07.2017 начальником УМВД России по Приморскому краю принято решение о депортации Осипова С.В. после освобождения из мест лишения свободы за пределы территории Российской Федерации.
25.07.2017 Осипов С.В. освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно, и по решению начальника УМВД России по Приморскому краю временно помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Приморскому краю на срок 48 часов до исполнения процедуры депортации.
26.07.2017 года по решению Артемовского городского суда Приморского края Осипов С.В. помещен в «Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г.Артему» на срок до 25 октября 2017 года, решением суда от 25 октября 2017 года срок пребывания продлен на срок до 23 января 2018 года, но не более чем до осуществления процедуры депортации.
В настоящее время действительного документа, удостоверяющего личность, последний не имеет, сотрудниками УМВД России по Приморскому краю направлен пакет документов в Консульский отдел Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации для оформления свидетельства на возвращение Осипова С.В. в Казахстан. 10.01.2018 года направлен повторный запрос об оказании содействия в ускорении получения свидетельства на имя Осипова С.В., ответ на который не поступил до настоящего времени. Просит продлить срок спребывания Осипова С.В. в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Артема до 22 апреля 2018 года, но не более чем до осуществления процедуры депортации.
В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по Приморскому краю поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Осипов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления УМВД России по Приморскому краю. Заявил, что с 1996 г. он фактически проживал на территории Приморского края, отбывая наказание в местах лишения свободы. Сам считает себя гражданином России, имеет родственников и регистрацию в Приморском крае. Желает до разрешения вопроса о депортации проживать у своего дяди в г.Владивостоке.
Представитель административного ответчика Осипова С.В. по ордеру адвокат Т.П. Т.П. возражала, против удовлетворения заявления УМВД России по Приморскому краю, полагала возможным до осуществления процедуры депортации проживать Осипову С.В. у родственников на территории РФ. Также указала на наличие устойчивых семейных связей у административного ответчика, проживание ближайших родственников в Приморском крае, что последний не представляет опасность для общества, а также просила учесть длительность нахождения Осипова С.В., отбывшего наказание в изоляции.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В силу положений ст. 25.10 названного Федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п. 11 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (п. 12 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (п. 9 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства».
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Осипов С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, 21.01.2016 года осужден Первомайским районным судом г. Владивостока Приморского края за преступление, предусмотренное <данные изъяты> УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы.
10.10.2016 Министерством Юстиции Российской Федерации в отношении Осипова С.В. вынесено распоряжение № «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы».
20.07.2017 начальником УМВД России по Приморскому краю принято решение о депортации Осипова С.В. после освобождения из мест лишения свободы за пределы территории Российской Федерации.
25.07.2017 Осипов С.В. освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно, и по решению начальника УМВД России по Приморскому краю временно помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Приморскому краю на срок 48 часов до исполнения процедуры депортации.
26.07.2017 года по решению Артемовского городского суда Приморского края Осипов С.В. помещен в «Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г.Артему» на срок до 25 октября 2017 года, решением суда от 25 октября 2017 года срок пребывания продлен на срок до 23 января 2018 года, но не более чем до осуществления процедуры депортации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.03.2006 № 55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола № 4 к ней).
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Вместе с тем, на день рассмотрения настоящего заявления распоряжение заместителя Министра юстиции РФ № от 10.10.2016 года «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», которым пребывание (проживание) в Российской Федерации Осипова С.В. признано нежелательным в установленном законом порядке не обжаловано и не отменно.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Осипов С.В. не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, в отношении него в установленном законом порядке принято решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения исполнения принятого решения о его депортации, которое может быть исполнено по объективным причинам в связи с не поступлением из Консульского отдела Республики Казахстан в Российской Федерации ответа о принадлежности Осипова С.В. к гражданству этого государства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления УМВД России по Приморскому краю о продлении срока пребывания последнего в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Артему до осуществления процедуры депортации.
При этом судом не могут быть приняты доводы ответчика о наличии устойчивых семейных связей, проживающих на территории РФ родственников, отсутствие угрозы безопасности государства, поскольку указанное не может служить основанием к несоблюдению требований законодательства РФ при наличии вынесенного уполномоченным органом решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Ссылка представителя ответчика на постановление Конституционного Суда РФ от 23 мая 2017 г. № 14-П является не состоятельной, поскольку указанное постановление вынесено в связи с неопределенностью сроков пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в специальном учреждении при исполнении административного наказания.
Вместе с тем, в силу пункта 9 статьи 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которой иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, во взаимосвязи с положениями главы 28 КАС РФ, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ изложенной в Определении от 25 сентября 2014 года № 1830-О, при разрешении заявления о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, суд должен определить конкретный срок пребывания иностранного гражданина в указанном учреждении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 268-269 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░ ░░ 22.04.2018 ░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2018 ░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░