Дело № 12-11/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Мурманск 21 января 2016 года
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Гулевский Г.Н.,
(город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2)
с участием защитника ГОУП «***» ФИО1,
рассмотрев жалобу генерального директора ГОУП «***» ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по *** области – заместителя Главного государственного санитарного врача по *** области ФИО3 №*** от *** в отношении:
Государственного областного унитарного предприятия «***» (далее – ГОУП «***», Предприятие), дата регистрации ***, ИНН ***, юридический адрес: ***, ранее привлекавшегося к административной ответственности;
которым оно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ***
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по *** области – заместителя Главного государственного санитарного врача по *** области ФИО3 №*** от *** ГОУП «***» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме ***
*** в *** суд *** поступила жалоба генерального директора ГОУП «***» ФИО2 на данное постановление, а *** дополнения к данной жалобе, в которых заявитель высказал несогласие с принятым решением, считая его незаконным и необоснованным, поскольку в действиях Предприятия отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Мотивируя несогласие с обжалуемым постановлением, указал, что письмом №*** от *** Управлением Роспотребнадзора по *** области в порядке статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» согласован «План мероприятий по привидению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями ГОУП «***» на *** года», в котором, в том числе, установлены среднегодовые и пиковые значения показателей для каждого населенного пункта до *** года. Данный план мероприятий разработан в связи с тем, что несоответствие качества воды СанПиН обусловлено отсутствием водоподготовки, так как вода на водозаборных сооружениях проходит только обеззараживание.
Считает, что достижение качества воды по показателю «цветность» возможно только после строительства очистных сооружений водоподготовки, что в силу действующего законодательства относится к ведению органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в данной связи, по его мнению, требования по качеству воды в данном случае должны предъявляться к соответствующим органам местного самоуправления, органу исполнительной власти *** области.
Обращает внимание, что со своей стороны ГОУП «***» принимает все зависящие от него меры по соблюдению качества питьевой воды, а именно: разработан План мероприятий, разработана инвестиционная программа, система водоснабжения эксплуатируется надлежащим образом, Предприятие выполняет мероприятия предусмотренные Планом мероприятий в своей части.
Просит постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по *** области – заместителя Главного государственного санитарного врача по *** области ФИО3 №*** от *** в отношении ГОУП «***» отменить, производство по делу прекратить.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Поскольку, согласно имеющихся в материалах дела документах копия постановления была получена заявителем ***, последним днем для обжалования постановления являлось ***. Следовательно, жалоба подана в срок, установленный законом, и оснований для решения вопроса о восстановлении процессуального срока, в данном случае не требуется.
*** из Управления Роспотребнадзора по *** области истребованы материалы административного дела.
*** запрашиваемое дело поступило в *** суд ***.
В судебном заседании защитник ГОУП «***» ФИО1 доводы, изложенные в жалобе и дополнениях от ***, поддержал в полном объеме. Ссылаясь на законодательство, добавил, что Роспотребнадзором привлечено ненадлежащее лицо к административной ответственности, поскольку ненадлежащее оказание услуг по холодному водоснабжению населения обусловлено отсутствием очистных сооружений водоподготовки, которые должны построить органы местного самоуправления. В частности решением *** суда *** от *** администрация *** была обязана построить очистные сооружения, определением *** суда *** по ходатайству администрации *** срок строительства очистных сооружений был продлен. ГОУП «***» является лишь обслуживающей организацией и не должно нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей органами местного самоуправления. Инвестиционная программа разработана и согласована с главой администрации ***, а план мероприятий согласован с Управлением Роспотребнадзора по *** области, нормативы ПДК в точках забора воды не завышены, и соответствуют показателям, утвержденным указанным планом мероприятий. Просил постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по *** – заместителя Главного государственного санитарного врача по *** ФИО3 №*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ГОУП «***» отменить, производство по делу - прекратить.
Ведущий специалист-эксперт отдела санитарного надзора ФИО4 показала, что постановление о привлечении ГОУП «***» к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ от *** №*** является законным и обоснованным.
Доводы защиты о том, что письмом №*** от *** Управлением в порядке статьи 23 Федерального закона от *** № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» согласован план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями ГОУП «***» на *** годы, которым установлены, в том числе среднегодовые и пиковые значения показателей для каждого населенного пункта до *** года и, что по показателю цветность в точках *** (перед поступлением в распределительную сеть), мкр. *** (перед поступлением в распределительную сеть), мкр. *** (перед поступлением в распределительную сеть), *** (распределительная сеть питьевая вода), *** (распределительная сеть питьевая вода ***), *** (распределительная сеть питьевая вода ***) качество питьевой воды соответствует согласованным Управлением в порядке ст. 23 Закона № 416-ФЗ показателям в Плане мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями ГОУП «***» на *** годы являются несостоятельными.
В результате проведенной проверки были выявлены нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
СанПиН 2.***-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» установлены обязательные требования.
Экспертным заключением ФБУЗ «***» №*** от *** установлены нарушения п. 3.4. СанПиН 2.***-01 в части норм безвредности питьевой воды по химическому составу.
Согласно ст. 19 Федерального закона от *** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу положений ст. 2 Закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 23 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (ч. 5 ст. 23 Закона № 416-ФЗ). Во исполнение данного требования Управлением было направлено соответствующее уведомление о несоответствии качества питьевой воды после водоподготовки ГОУП «***» в адрес Главы муниципального образования *** №*** от ***.
В свою очередь, в случае получения указанного уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (ч. 6 ст. 23 Закона № 416-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
На основании ч. 8 ст. 23 Закона № 416-ФЗ срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Как указано в ч. 9 ст. 23 Закона № 416-ФЗ на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Закола № 416-ФЗ инвестиционная программа должна содержать в том числе: п. 3 - объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; п. 4 график реализации мероприятий инвестиционной программы. Вместе с тем, согласно письму Администрации *** от *** №***, техническое задание на разработку инвестиционной программы ГОУП «***» на период *** годы утверждено постановлением администрации *** от *** №*** и направлено в ГОУП «***» в целях разработки инвестиционной программы. По информации Предприятия согласованная *** инвестиционная программа не была утверждена исполнительным органом государственной власти *** области ввиду отсутствия источников финансирования. Повторно откорректированная Предприятием и согласованная главой администрации *** инвестиционная программа передана в ГОУП «***» ***.
Согласно информации, представленной Министерством энергетики жилищно-коммунального хозяйства *** области от *** №***-BГ на территории *** области нет утвержденных инвестиционных программ организаций, осуществляющих холодное и горячее водоснабжение.
Согласно ч. 4 ст. 40 Закона № 416-ФЗ инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями.
Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения, городского округа в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления поселения, городского округа. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями также подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Поскольку инвестиционная программа ГОУП «***» в настоящее время не утверждена, то план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, согласованный Управлением, не реализуется Предприятием, соответственно, отсутствуют основания для применения показателей, указанных в Плане.
В соответствии с ч. 11 ст. 40 Закона № 416-ФЗ порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно утвержденным Постановлением Правительства РФ от *** №*** Правилам разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (п. 6 Правил).
Утверждение инвестиционной программы уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации возможно только при положительной оценке доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы (п. 17 Правил).
В соответствии с п. 20 утвержденных Правил в случае, если индекс изменения тарифа регулируемой организации с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы выше предельного индекса:
а) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает возможность реализации инвестиционной программы (части мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой) за счет займов и кредитов, погашение которых осуществляется в последующие периоды регулирования;
б) орган местного самоуправления поселения (городского округа) совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и регулируемой организацией определяет другие источники финансирования инвестиционной программы (за счет установления тарифа регулируемой организации выше предельного индекса в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от *** №***, и (или) за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности).
В случае отсутствия возможности реализации инвестиционной программы за счет источников финансирования, указанных в пункте 20 Правил, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об отказе в утверждении инвестиционной программы в связи с превышением индекса изменения тарифа регулируемой организации с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы над предельным индексом (п. 21 Правил).
Утвержденная инвестиционная программа не должна содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования (п. 19 Правил). Также пунктами 33, 34 Правил предусмотрена ежегодная корректировка инвестиционной программы при изменении объективных условий ее реализации.
Корректировка инвестиционной программы осуществляется на основании технического задания и проекта изменений, которые вносятся в инвестиционную программу и должны содержать предложения о включении в инвестиционную программу новых мероприятий, переносе сроков реализации мероприятий и изменении стоимости их реализации, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки инвестиционной программы.
Законом на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение возложена обязанность разработки инвестиционной программы, в том числе определение объема финансовых потребностей, необходимых для ее реализации, с указанием источников финансирования. Таким образом, разработка и согласование Предприятием плана мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями неотделимы от наличия утвержденной инвестиционной программы, частью которой этот план является. Отсутствие утвержденной инвестиционной программы влечет за собой невозможность исполнения плана мероприятий в установленные в плане сроки.
Предприятие, взяв на себя ответственность по эксплуатации централизованных систем водоснабжения, обязалось обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным нормам, а указанное не исключает исполнения Управления требований Закона № 416-ФЗ о согласовании плана мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями, согласовании с органом исполнительной власти и включении плана мероприятий в состав инвестиционной программы.
Специалист-эксперт отдела правового и кадрового обеспечения Управления Роспотребнадзора по *** ФИО5 в судебном заседании высказала мнение, что постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по *** – заместителя Главного государственного санитарного врача по *** ФИО3 №*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ГОУП «***» является законным и обоснованным.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по *** области №*** от *** в отношении ГОУП «***» проведена внеплановая выездная проверка.
В результате проверки выявлены и зафиксированы в акте по результатам внеплановой выездной проверки №*** от *** нарушения санитарно–эпидемиологических требований к качеству питьевой воды, а именно: СанПиН 2.*** – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно: качество холодной воды перед поступлением в разводящую сеть в поселке Верхнетуломский не соответствует п. 3.4.2 таблицы №*** СанПиН 2.***-01 по показателю остаточный свободный хлор. Измеренное значение показателя остаточный свободный хлор 0,1 мг/дм ниже установленного значения (в пределах 0,3-0,5 мг/дм3) более чем на величину погрешности метода определения (±0,03 мг/дм3).
Качество холодной воды перед поступлением в разводящую сеть на ВЗС *** не соответствует п.п. 3.5 таблицы №*** СанПиН 2.***-01 по показателю цветность. Измеренное значение показателя цветность 35±7 градусов превышает установленное значения (не более 20 градусов) более чем на величину погрешности метода определения ±7 градусов).
Качество холодной воды перед поступлением в разводящую сеть на ВЗС микрорайон *** не соответствует п. 3.5 таблицы №*** СанПиН 2.***-01 по показателю цветность. Измеренное значение показателя цветность 38±8 градусов превышает установленное значение (не более 20 градусов) более чем на величину погрешности метода определения (±8 градусов).
Качество холодной воды перед поступлением в разводящую сеть из РЧВ *** не соответствует п. п. 3.5 таблицы №*** СанПиН 2.***-01 по показателям цветность, мутность, не соответствует п. 3.4.2 таблицы №*** СанПиН 2.***-01 по показателю остаточный свободный хлор. Измеренное значение показателя цветность 42±8 градуса превышает установленное значения (не более 20 градусов) более чем на величину погрешности метода определения (±8 градусов). Измеренное значение показателя мутность 2,3±0,46 мг/дм3 превышает установленное значение (не более 1,5 мг/дм3) более чем на величину погрешности метода определения (±0,46 мг/дм3). Измеренное значение показателя остаточный свободный хлор менее 0,04 мг/дм3 ниже установленного значения (в пределах 0,3-0,5 мг/дм3).
Качество питьевой холодной воды из распределительной сети централизованного водоснабжения *** (КОС) не соответствует п. 3.5 таблицы №*** СанПиН 2.***-01 по показателю цветность. Измеренное значение показателя цветность 34 ±7 градуса превышает установленное значения (не более 20 градусов) более чем на величину погрешности метода определения (±7 градусов)
Качество питьевой холодной воды из разводящей сети централизованного водоснабжения *** не соответствует п. 3.5 таблицы №*** СанПиН 2.***-01 по показателям: цветность, мутность, п. 3.4.1, п. 3.5 таблицы №*** СанПиН 2.***-01 по показателю железо. Измеренное значение показателя цветность 41±8 градус превышает установленное значения (не более 20 градусов) более чем на величину погрешности метoдa определения (±8 градусов). Измеренное значение показателя мутность 2,1 ±0,42 мг/дм3 превышает установленное значения (не более 1,5 мг/дм3) более чем на величину погрешности метода определения (±0,42 мг/дм3). Измеренное значение показателя железо 0,81 ±0,19 мг/дм3 превышает установленное значения (не более 0,3 мг/дмЗ) более чем на величину погрешности метода определения (±0,19 мг/дм3).
Качество питьевой холодной воды из распределительной сети (разводящая сеть) централизованного водоснабжения ***, не соответствует п.3.5 таблицы №*** СанПиН 2.***-01 по показателю цветность. Измеренное значение показателя цветность 33±7 градуса превышает установленное значения (не более 20 градусов) более чем на величину погрешности метода определения (±7 градусов).
Качество питьевой холодной воды из распределительной сети (разводящая сеть) централизованного водоснабжения *** НС, не соответствует п. 3.5 таблицы №*** СанПиН 2.***-01 по показателю цветность. Измеренное значение показателя цветность 32 ±6 градуса превышает установленное значения (не более 20 градусов) более чем на величину погрешности метода определения (±6 градусов).
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судья находит обжалуемое постановление законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ от *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 19 указанного Закона установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение санитарных правил, согласно ст. 39 Закона № 52-ФЗ, является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требования к качеству питьевой воды определены СанПиН 2.***-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ***.
Пунктами 1.3, 1.4 СанПиН 2.***-01 определено, что санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 настоящих санитарных правил питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства; качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Пунктом 3.4 указанных правил определено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
Пункту 3.4.1 Обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2)
----------------------T--------T---------------T---------T--------¬
¦ Показатели ¦Единицы ¦Нормативы (пре-¦ Пока- ¦Класс ¦
¦ ¦измере- ¦дельно допусти-¦ затель ¦опас- ¦
¦ ¦ния ¦мые концентра- ¦ вред- ¦ности ¦
¦ ¦ ¦ции (ПДК), не ¦ ности ¦ ¦
¦ ¦ ¦более ¦ <1> ¦ ¦
+---------------------+------- +---------------+- -------+--------+
¦Железо (Fe, суммарно)¦- " - ¦0,3 (1,0) <2> ¦ орг. ¦3 ¦
+---------------------+------- +---------------+---------+--------+
Пункт 3.4.2. Содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3)
--------------------------T-------T---------------T--------T-------¬
¦ Показатели ¦Единицы¦Нормативы (пре-¦Пока- ¦Класс ¦
¦ ¦измере-¦дельно допусти-¦затель ¦опас- ¦
¦ ¦ния ¦мые концентра- ¦вред- ¦ности ¦
¦ ¦ ¦ции (ПДК)), не ¦ности ¦ ¦
¦ ¦ ¦более ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-------+---------------+--------+-------+
¦Хлор ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦остаточный свободный ¦ мг/л ¦в пределах 0,3 ¦ орг. ¦3 ¦
¦ ¦ ¦- 0,5 ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-------+---------------+--------+-------+
Пункт 3.4.3 Содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.
В силу 3.5. СанПиН 2.***-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а именно:
Показатели |
Единицы измерения |
Нормативы, не более |
Запах |
баллы |
2 |
Привкус |
-"- |
2 |
Цветность |
градусы |
20 (35) <1> |
Мутность |
ЕМФ (единицы мутности по формазину) или мг/л (по каолину) |
2,6(3,5) <1> 1,5 (2) <1> |
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ.
Объектами данного правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся жилые и общественные помещения, здания, сооружения, а также объекты железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, магистрального трубопроводного, автомобильного транспорта, включая автобусы междугородного и международного сообщений.
Данная статья КоАП РФ содержит формальный состав административного правонарушения, которое считается оконченным с момента нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Учитывая опасность нарушения указанных санитарно-эпидемиологических требований для жизни и здоровья людей, законодатель счел необходимым ввести такую особую меру административного наказания индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, как административное приостановление деятельности на срок до девяноста дней.
С субъективной стороны нарушение санитарных правил может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектом правонарушения является гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено должностным лицом, в результате проверки выявлены и зафиксированы в акте по результатам внеплановой выездной проверки №*** от *** нарушения санитарно–эпидемиологических требований к качеству питьевой воды, а именно: СанПиН 2.*** – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно: качество холодной воды перед поступлением в разводящую сеть в поселке Верхнетуломский не соответствует п. 3.4.2 таблицы №*** СанПиН 2.***-01 по показателю остаточный свободный хлор. Измеренное значение показателя остаточный свободный хлор 0,1 мг/дм ниже установленного значения (в пределах 0,3-0,5 мг/дм3) более чем на величину погрешности метода определения (±0,03 мг/дм3).
Факт совершения ГОУП «***» инкриминируемого правонарушения подтверждается следующими материалами дела:
- протоколом отбора проб и образцов от ***;
- протоколом отбора проб и образцов от ***;
- протоколом отбора проб и образцов от ***;
- протоколом отбора проб и образцов от ***;
- актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №*** от ***;
- экспертным заключением по гигиенической оценке проведенных исследований (испытаний) по химическим и биологическим факторам №*** от ***;
- протоколами лабораторных исследований воды №*** от ***, №*** от ***;
- протоколом об административном правонарушении №*** от ***, в котором описаны обстоятельства совершения правонарушения.
Вышеприведенные доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, согласуются между собой. Каких либо существенных нарушений норм КоАП РФ при составлении вышеуказанных документов и рассмотрении протокола об административном правонарушении, не допущено. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется, они исследованы и оценены должностным лицом по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод автора жалобы, что, в соответствии с письмом №*** от *** Управлением Роспотребнадзора по *** области в порядке статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» согласован «План мероприятий по привидению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями ГОУП «***» на *** года», в котором, в том числе, установлены среднегодовые и пиковые значения показателей для каждого населенного пункта до *** года, который был разработан в связи с тем, что несоответствие качества воды СанПиН обусловлено отсутствием водоподготовки, так как вода на водозаборных сооружениях проходит только обеззараживание, судья не может принять во внимание.
Согласно статьи 19 ФЗ-52 питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 23 Закона № 416-ФЗ от *** «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 указанного закона.
В соответствии с частью 2 указанной статьи органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. В случае если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 01 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. Во исполнение данного требования Управлением было направлено соответствующее уведомление о несоответствии качества питьевой воды после водоподготовки ГОУП «***» в адрес Главы муниципального образования *** №*** от ***. В случае получения указанного уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 01 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Закона № 416-ФЗ от *** организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Согласно ч. 8 ст. 23 указанного Закона срок согласования плана мероприятий по привидению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Из части ч. 9 ст. 23 данного Закона следует, что на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Закона инвестиционная программа должна содержать в том числе: п. 3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; п. 4) график реализации мероприятий инвестиционной программы.
В силу ч. 4 ст. 40 Закона инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями. Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти, субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения, городского округа в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочиями по утверждению инвестиционной программы. В случае если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления поселения, городского округа. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями также подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно письма Администрации *** №*** от ***, техническое задание на разработку инвестиционной программы ГОУП «***» на период *** годы утверждено постановлением администрации *** №*** от *** и направлено в ГОУП «***» в целях инвестиционной программы. По информации Предприятия согласованная *** инвестиционная программа не была утверждена исполнительным органом государственной власти *** области ввиду отсутствия источников финансирования. Повторно откорректированная ГОУП «***» и согласованная главой администрации *** инвестиционная программа передана в ГОУП «***» ***.
Согласно информации представленной Министерством энергетики жилищно-коммунального хозяйства *** области №*** от ***, на территории *** области нет утвержденных инвестиционных программ организаций, осуществляющих холодное и горячее водоснабжение.
В связи с чем, так как инвестиционная программа ГОУП «***» в настоящее время не утверждена, то «План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, согласованный Управлением Роспотребнадзора, не реализуется Предприятием, соответственно, отсутствуют основания для применения показателей, указанных в данном плане.
ГОУП «***» является организацией, согласно Уставу, осуществляющей деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства по водоснабжению и водоотведению, выполнению работ и услуг в эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства *** и др. в целях удовлетворения общественных потребностей в хозяйственно-питьевом водоснабжении.
Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что юридическое лицо, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарного законодательства, иных сведений о том, что у привлекаемого к ответственности юридического лица не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих правил и норм, в ходе производства по делу не добыто.
ГОУП «***», приняв на себя обязанность на возмездной основе обеспечить население питьевой водой, в силу прямого указания закона (статья 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») является ответственным за соответствие подаваемой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Документы, представленные защитником юридического лица о том, что рассматриваемые водопроводные сооружения были приняты без сооружений водоподготовки, что юридическому лицу и Роспотребнадзору было ранее известно о несоответствии питьевой воды, не свидетельствует о том, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарного законодательства.
Доводов защиты о том, что обязанность соблюдения требований к качеству воды лежит на органе местного самоуправления, как это следует из решения *** суда *** от *** по делу №***, считаю несостоятельным, поскольку Закон № 416-ФЗ, устанавливающий требования, изложенные в настоящем решении, в том числе, к организациям водоснабжения в части обеспечения качества воды, вступил в силу ***, то есть после вынесения указанного решения *** суда ***, в данной связи обязателен к исполнению.
Таким образом, должностным лицом правильно установлены фактические обстоятельства правонарушения на основании исследованных доказательств, действия ГОУП «***» квалифицированы верно по ст. 6.5 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
Нарушений порядка привлечения ГОУП «***» к административной ответственности судом не усматривается.
Наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ. Обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований для освобождения ГОУП «***» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья не находит, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Выявленные нарушения являются потенциально опасными для возникновения угрозы причинения вреда здоровью людей, а также отсутствуют объективные причины невозможности соблюдения установленных требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по *** области – заместителя Главного государственного санитарного врача по *** области ФИО3 №*** от *** в отношении ГОУП «***», - оставить без изменения, жалобу генерального директора ГОУП «***» ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Первомайского районного
суда города Мурманска Г.Н. Гулевский