РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«25» сентября 2017 года с.Чара
Каларский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бабиковой О.С.,
с участием заместителя прокурора района Гениатулина А.А.,
при секретаре Сорокиной И.Б.,
рассмотрев гражданское дело № 2-313/2017 по исковому заявлению прокурора Каларского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Чарское» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каларского района обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя их следующим.
Прокуратурой Каларского района проведена проверка исполнения санитарно- эпидемиологического законодательства на территории муниципального района «Каларский район».
В ходе проверки территории земель сельского поселения «Чарское» установлено, что в <адрес>, в лесном массиве со стороны заднего двора дома Утюжниковых, слева от <адрес> (участок ДРСУ, <адрес> партии); во дворе, по <адрес>; брошенная котельная (с западной стороны от ЦРБ); обочина дороги (бывший свиноводческий комплекс); выезд со стороны пересечения <адрес>, Советская; на поляне, у объездной дороги по <адрес> в районе дома М.Н.Г.; по <адрес> (начало улицы); по <адрес>, со стороны заднего двора дома Раздобреева; на участке бывшей ДЭС, вышеуказанные территории захламлены твердыми коммунальными отходами, иным производственным и строительным мусором.
Администрацией сельского поселения «Чарское» принят и утвержден порядок организации и вывоза ТКО, однако отходы с территории поселения не вывозятся, тем самым захламляется территория. Возникает угроза для жизни и здоровья населения путем возникновения и распространения инфекционных заболеваний, наносится вред окружающей среде.
Администрацией сельского поселения не исполняется возложенная на неё законодательством обязанность об организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
Прокурор просит суд обязать администрацию сельского поселения «Чарское» ликвидировать несанкционированные свалки ТКО с указанной территории земель сельского поселения «Чарское».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. в качестве соответчиков по делу привлечены администрация муниципального района «Каларский район» и Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
В судебном заседании заместитель прокурора Генатулин А.А. настаивает на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в иске, просит возложить обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на администрацию муниципального района «Каларский район».
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Чарское» Рысева Т.А. исковые требования прокурора не признала, ссылаясь на то, что в связи с переходом полномочий в сфере организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на уровень муниципального района «Каларский район» решение Совета сельского поселения «Чарское» № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении порядка организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов» утратило силу.
В силу Федерального закона № 89-ФЗ в редакции от 28.12.2016 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Вышеуказанные полномочия от муниципального района поселению «Чарскому» не передавались. Законом Забайкальского края вышеуказанные полномочия за поселениями не установлены, финансовыми обязательствами не подкреплены.
Администраций района до настоящего времени сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов на территории сельского поселения «Чарское» не организован, вследствие чего и образуются несанкционированные свалки.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Каларский район» Мисюра Н.В. с исковыми требованиями прокурора не согласна, считает, что обязанность по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов на территории поселения относится к полномочиям сельского поселения «Чарское», которое в соответствии с утвержденными в поселении Правилами благоустройства обязаны контролировать свои территории, устанавливать лиц, которые организуют несанкционированные свалки, принимать к ним меры.
В материалы дела представлены возражения администрации района, из которых следует, что в соответствии со статьей Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 8.1. закона), которой определено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Статьей 24.6. закона обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации возложено на регионального оператора в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 июля 2017
года № 282 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края.
Содержание и порядок заключения соглашений с региональными операторами установлены в постановлении Правительства Забайкальского края от 11 июля 2017 года № 283, в соответствии с которым исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим управление в области обращения с отходами является Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
Поскольку закона Забайкальского края о перераспределении полномочий между субъектом РФ и муниципальным районом "Каларский район" в сфере сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации на 2017 год не принято, администрация муниципального района не может являться ответчиком по иску прокурора об обязании ликвидировать свалки.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края, ходатайствует о рассмотрении дела в своё отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором выражает своё несогласие с исковыми требованиями прокурора, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2017 года № 503, Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия; определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в, том числе, в области обращения с отходами.
Полномочия субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуются путем заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, определяемыми на основании конкурсного отбора. Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются после проведения торгов. Деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Федеральным законом от 29.12.2015 года № 404-ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон № 458-ФЗ, до 01.01.2017 года был введен переходный период в отношении деятельности в области обращения с ТКО, который, в частности, относится к выбору регионального оператора по обращению с ТКО и введения коммунальной услуги по обращению с ТКО (ст. ст. 7 и 8 Закона № 404-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 29 декабря 2016 года) соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года.
В настоящее время договоры с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами еще не заключены, ведется работа в данном направлении, таким образом, должно сохраняться действие организованной органами местного самоуправления деятельности в сфере обращения с отходами.
Таким образом, наличие несанкционированных свалок свидетельствует о несоблюдении органами местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также ненадлежащего исполнения ими полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля, установленных статьей 72 Земельного кодекса РФ.
Министерство природных ресурсов Забайкальского края считает надлежащими ответчиками по делу администрацию сельского поселения «Чарское» и Администрацию муниципального района «Каларский район», в иске к Минприроды Забайкальского края просит отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Каларского района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, в с.Чара, Каларского района, Забайкальского края по ул. Связистов в лесном массиве со стороны заднего двора дома Утюжниковых, слева от <адрес> (участок ДРСУ, <адрес> партии); во дворе по <адрес>; брошенная котельная ( с западной стороны от ЦРБ), обочина дороги (бывший свиноводческий комплекс) выезд со стороны пересечения <адрес>, Советская; на поляне у объездной дороги по <адрес> в районе дома М.Н.Г., по <адрес> (начало улицы); по <адрес>, со стороны заднего двора дома Раздобреева; на участке бывшей ДЭС, вышеуказанные территории захламлены твердыми коммунальными отходами, иным производственным и строительным мусором.
Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что указанные выше территории захламлены твердыми коммунальными отходами и иным производственным и строительным мусором, в том числе и горючим
( л.д.5). К акту осмотра территории приложены фотографии (л.д.6-21).
Согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В статье 75 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды, если вследствие нарушения требований в области охраны окружающей среды ей причинен вред, то юридические и физические лица обязаны возместить указанный вред в полном объеме в соответствии с законодательством.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление собственника данных отходов, статуса земельного участка, где обнаружен бытовой мусор, соответствует ли складирование мусора разрешенному виду использования земельного участка, связано ли складирование отходов с оборотом бытовых отходов либо "ликвидация" несанкционированной свалки направлена на устранение нарушений экологических, санитарных и иных требований.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации.
Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующее законодательство не содержит прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, по организации и сбору бытовых отходов и мусора на территории в границах территории муниципального образования.
Таким образом, в случае невозможности установить собственника бытовых отходов, на органы местного самоуправления соответствующего муниципального района законом возложена обязанность осуществлять ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на его территории.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2017 года № 503, Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия; определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в, том числе, в области обращения с отходами.
Вместе с тем, ликвидация несанкционированных свалок к полномочиям субъектов Российской Федерации и соответственно, к полномочиям Министерства в сфере обращения с отходами не отнесена.
Полномочия субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуются путем заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, определяемыми на основании конкурсного отбора. Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются после проведения торгов. Деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Федеральным законом от 29.12.2015 года № 404-ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон № 458-ФЗ, до 01.01.2017 года был введен переходный период в отношении деятельности в области обращения с ТКО, который, в частности, относится к выбору регионального оператора по обращению с ТКО и введения коммунальной услуги по обращению с ТКО (ст. ст. 7 и 8 Закона № 404-ФЗ).
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 29 декабря 2016 года)) соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года.
Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В настоящее время договоры с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами еще не заключены, ведется работа в данном направлении, таким образом, должно сохраняться действие организованной органами местного самоуправления деятельности в сфере обращения с отходами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░»
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░: ░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░>; ░░░░░ ░░ <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░, <░░░░░> ░░░░░░); ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░; ░ ░░░░░░░ ░░░░░░
(░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░>; ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░.░.░., ░░ <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░); ░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░