РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
01.08.2023.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карибовым В.И.,
с участием представителей истца Максимовой Г.В. – Максимова Е.М., Василенко Е.И.,
представителей истца Дорошенко В.А. – Орешкова Н.Т., Василенко Е.И.,
представителя истцов Зеленской Н.А., Сластеновой З.И., Ершовой З.Н. – Василеннко Е.И.,
представителя ответчика ПАО "ТНС энерго Кубань" Катрамасова Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой Г. В., Зеленской Н. А., Сластеновой З. И., Ершовой З. Н., Дорошенко В. А. к ПАО "ТНС энерго Кубань", ПАО "Россети Кубань" о признании действий незаконными и перерасчете коммунальных платежей,
установил:
Максимова Г.В., Зеленская Н.А., Сластенова З.И., Ершова З.Н., Дорошенко В.А. обратились в Центральный районный суд г.Сочи с иском, в котором просят суд признать незаконными действия ПАО "РОССЕТИ Кубань", ПАО "ТНС энерго Кубань" по установке счетчика ОДПУ на объект капитального строительства, по адресу: г.Сочи, <адрес>, обязать ПАО "РОССЕТИ Кубань", ПАО "ТНС энерго Кубань" демонтировать за свой счет счетчик ОДПУ по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, признать незаконными действия ПАО "ТСН энерго Кубань" по начислению платы за электричество на общедомовые нужды потребителям, обязать произвести перерасчет ПАО "ТНС энерго Кубань" по начислению платы за электричество на общедомовые нужды потребителям и вернуть взысканные средства в полном объеме.
В судебном заседании сторона истца настаивала на удовлетворении требований, поддержал правовую позицию, изложенную в иске.
Представитель ответчика ПАО "ТНС энерго Кубань" в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на иск.
Представитель ответчика ПАО "РОССЕТИ Кубань" не явился, извещен, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.
Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены статьей 16 Жилищного кодекса РФ.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1 – 3 ч.1 ст.16 Жилищного кодекса РФ).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ). Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч.3 ст.16 Жилищного кодекса РФ). Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч.4 ст.16 Жилищного кодекса РФ).
Жилищный кодекс РФ не раскрывает содержание понятий "индивидуальный жилой дом" и "многоквартирный жилой дом".
Согласно п.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объект индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Квалифицирующим признаком индивидуального жилого дома является наличие в нем комнат, а не квартир.
В соответствии с п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещения в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Пункт 3.21 Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта), определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Действующим законодательством под многоквартирным домом понимается дом, который имеет не менее двух квартир, отвечающих требованиям ч.3 ст.16 Жилищного кодекса РФ, а также принадлежащее собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общее имущество, в состав которого согласно ч.1 ст.36 названного Кодекса входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и не несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному является наличие в нем нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества собственников такого дома, в состав которого входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Состав общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с нормами гражданского и жилищного законодательства.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru/) жилой дом, по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <адрес>, общей площадью 263,3 кв.м с кадастровым номером: № с назначением – многоквартирный дом.
Согласно справки Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи Краснодарского края от 05.04.2011 №5913, выданной на основании исторической справки от 19.08.2010 №5314, выданной Филиалом ГУПКК "Крайтехинвентаризация" по г.Сочи, инвентарный №, объект по адресу: г.Сочи, <адрес> является многоквартирным жилым домом общей площадью 265,9 кв.м, этажность 1.
Согласно ч.6 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" до 01.07.2012 собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч.9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
Согласно п.151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные Положения), сетевые организации и гарантирующие поставщики осуществляют установку либо замену прибора учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии в порядке, предусмотренном данным пунктом.
Пунктом 5 ч.2 ст.153 Жилищного кодекса РФ определено, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника жилого помещения возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу ч.1 данной статьи граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
При этом п.41 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) установлено, что потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Согласно п.49 Правил № 354, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с п.42 данных Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Тем самым в нормах действующего законодательства отсутствует право проводить расчеты в домовладении исключительно по приборам, учитывающим объем ресурса лишь части домовладения.
В п.2 Правил № 354 дается несколько определений приборов учета в зависимости от объекта ресурсоснабжения.
Коллективный (общедомовой) прибор учета – это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Индивидуальный прибор учета – это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Прибор учета устанавливается на границе балансовой принадлежности между потребителями и сетевыми организациями (пункты 138, 144 Основных положений).
Согласно абз.4 п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Как следует из материалов дела, на спорном объекте заключено 8 договоров энергоснабжения, соответственно, собственники объекта определили, что по адресу: г.Сочи, <адрес> расположено 8 самостоятельных объектов, подлежащих индивидуальному учету.
Персоналом сетевой организации ПАО "Россети Кубань" (до переименования ПАО "Кубаньэнерго") установлен и принят на расчеты общедомовой прибор учета (ОДПУ) марки РиМ 489.15 с заводским номером 01282321 по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <адрес>.
Необходимость установки указанного контрольного общего прибора учета в целях выявления несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг, на которые, среди прочего, безусловно направлено на обеспечение правопорядка и не нарушает права граждан, проживающих в доме.
При таких обстоятельствах у суда не имеется предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.
Таким образом, обстоятельства, указанные истцом, не нашли своего подтверждения, а значит требования о признании действий незаконными и перерасчете коммунальных платежей нельзя признать законными, а значит подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении иска Максимовой Г. В., Зеленской Н. А., Сластеновой З. И., Ершовой Зои Н., Дорошенко В. А. к ПАО "ТНС энерго Кубань", ПАО "Россети Кубань" о признании действий незаконными и перерасчете коммунальных платежей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 08.08.2023.
Председательствующий