Решение по делу № 2а-2223/2018 от 03.07.2018

изготовлено 02 ноября 2018 года Дело № 2а – 2223 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2018 года г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Зарубиной В.В., при секретаре Морозовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску АО «Ярославская бумага» к Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям, главному специалисту-эксперту отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям Малышевой Елене Сергеевне о признании незаконным предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец АО «Ярославская бумага» обратился с иском к ответчикам о признании незаконными предписаний об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований № 39/4043 от 07.06.2018, № 40/4043 от 07.06.2018, представления № 187/4043 от 25.06.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного нарушения, возложении на административных ответчиков обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов АО «Ярославская бумага» путем отзыва оспариваемых предписаний и представления. В обоснование требований указано, что 07.06.2018 специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям Малышевой Е.С. на основании акта проверки от 07.06.2018 выданы предписания, представление, с которыми не согласен административный истец, считает их незаконными.

Истец АО «Ярославская бумага» осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух на основании Разрешения № 0220/01 на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников объектов хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выданного Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области 09.06.2014, в соответствии с которым административному истцу разрешается в период с 09.06 по 28.04.2019 осуществлять выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

На момент получения разрешения № 0220/01 АО «Ярославская бумага» не использовало объекты, находящиеся в ведении Российской Федерации, соответственно административный истец на тот момент не подлежал федеральному государственному экологическому надзору. Разрешение № 0220/01 получено в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Ярославской области, не отменено, не оспорено и не аннулировано.

27.12.2016 АО «Ярославская бумага» на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлен объект 1 категории негативного воздействия на окружающую среду. С этого момента производственный объект 1 категории подлежит федеральному государственному экологическому надзору.

Действующее законодательство России не предусматривает отмену или аннулирование разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником, выданных в соответствии с требованиями законодательства, при изменении формы экологического надзора с регионального на федеральный.

В связи с этим административный истец полагает, что в данном случае у него имеется разрешение № 0220/01, полученное в установленном законом порядке, необходимости получения нового разрешения не имелось.

В судебном заседании представитель административного истца «Ярославская бумага» на основании доверенности Тимофеев М.А. доводы искового заявления поддержал в полном объеме, пояснил, что в настоящее время административным истцом получено новое разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку действие старого разрешения истекает в ближайшее время.

Административный ответчик главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям Малышева Е.С. возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что после изменения формы экологического надзора с регионального на федеральный административный истец был обязан в установленном порядке получить новое разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что административным истцом исполнено не было, в связи с этим в отношении административного истца был составлен протокол об административном правонарушении, а также вынесены обязательные для исполнения предписания.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Проверив письменные материалы дела, материалы проверки в отношении АО «Ярославская бумага», заслушав явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как видно из письменных материалов дела, с 11 мая 2018 года до 7 июня 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области Малышевой Е.С. была проведена плановая выездная проверка АО «Ярославская бумага» (объект, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № № 1 категории).

По результатам плановой проверки установлено, что в период с 28.12.2016 по 07.06.2018 АО «Ярославская бумага» осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность без оформленного в соответствии с действующим законодательством РФ разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ).

АО «Ярославская бумага» были выданы:

- предписание № 39/4043 от 07.06.2018 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований. Содержание предписания: объекту № №, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, осуществлять деятельность на основании разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оформленного в соответствии с законодательством РФ. Срок исполнения до 01.10.2018;

- предписание № 40/4043 от 07.06.2018 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований. Содержание предписания: объекту № №, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, выполнить и представить в соответствии с законодательством РФ в адрес межрегионального управления корректирующую декларацию за 2017 г. о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Срок исполнения до 01.10.2018;

- представление № 187/4043 от 25.06.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного нарушения, обязывающее административного истца принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, о результатах сообщить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям в течение одного месяца со дня получения представления.

Постановлением № 187/4043 от 25.06.2018 о назначении административного наказания АО «Ярославская бумага» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по ст. 8.5 КоАП РФ за сокрытие или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, информации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а равно искажение сведений о состоянии объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.Также из письменных материалов дела следует, что АО «Ярославская бумага» осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность, а также выброс вредных веществ в атмосферный воздух на основании Разрешения № 0220/01 на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников объектов хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выданного Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области 09 июня 2014г., в соответствии с которым Закрытому акционерному обществу «Ярославская бумага» разрешается в период с 09 июня 2014 г. по 28 апреля 2019 г. осуществлять выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данное Разрешение является действующим.

С 27.12.2016 производственный объект 1 категории, принадлежащий АО «Ярославская бумага», подлежит федеральному государственному экологическому надзору.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу названного Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Обязанность по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатация которых начата до 1 января 2015 года, установлена к конкретному сроку, а именно до 1 января 2017 года.

АО «Ярославская бумага» 27 декабря 2016 года, в пределах установленного законом срока, поставило на учет эксплуатируемый объект № № который относится к 1 категории негативного воздействия на окружающую среду.

В период времени с 28.12.2016 по 07.06.2018 административный истец имел разрешение на выбросы вредных веществ, выданное Департаментом охраны окружающей среды по Ярославской области, срок действия которого не истек.

В соответствии с пунктом 1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утв. Приказом Минприроды РФ от 25.07.2011 N 650, данный нормативно-правовой акт определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями территориальных органов Росприроднадзора при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Вместе с тем указанный выше Административный регламент не определяет срок получения разрешения лицами, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при смене вида надзора.

Выдавая административному истцу оспариваемые предписания, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям Малышева Е.С. указала, что после постановки эксплуатируемого объекта на государственный учет в федеральном реестре объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не получило соответствующее разрешение в данном органе и осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Принимая во внимание вышеизложенное, предписание должностного лица № 39/4043 от 07.06.2018 о необходимости административному истцу осуществлять деятельность на основании разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оформленного в соответствии с законодательством РФ, суд считает незаконным, поскольку у АО «Ярославская бумага» на момент проверки имелось разрешение № 0220/01 на выбросы вредных веществ, выданное Департаментом охраны окружающей среды по Ярославской области, полученное в установленном законом порядке.

В связи с тем, что суд пришел к выводу о незаконности предписания № 39/4043 от 07.06.2018, незаконным является и предписание государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области Малышевой Е.С. № 40/4043 от 07.06.2018 с требованием выполнить и представить в соответствии с законодательством РФ в адрес межрегионального управления корректирующую декларацию за 2017 г. о плате за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку получение нового разрешения в период времени с 28.12.2016 по 07.06.2018 АО «Ярославская бумага» не требовалось, не требуется и корректировки платы за негативное воздействие по указанному основанию.

При рассмотрении данного административного дела суд не установил в бездействии административного истца нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований, в связи с этим незаконным является и представление № 187/4043 от 25.06.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного нарушения, объективную сторону которого составляет неосуществление АО «Ярославская бумага» правильности, достоверности и полноты представленной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в период с 21.02.2018 (дата сдачи декларации 20.02.2018) по 07.06.2018 (время совершения правонарушения).

Также суд учитывает, что решением судьи Ярославского областного суда от 28.09.2018 постановление судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 26 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Ярославская бумага» отменено, а производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Правонарушение выразилось в следующем. В период с 28.12.2016г. по 07.06.2018г., после постановки эксплуатируемого объекта на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов HBOC, АО «Ярославская бумага» обязано было обратиться в Росприроднадзор за предоставлением государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ).

Из пояснений сторон в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения административного дела административным истцом получено разрешение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оформленное в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем, суд считает, что в данном случае имеется нарушение законных интересов административного истца, поскольку оспариваемые предписания и представление возлагают на него обязанность представить корректирующую декларацию за 2017 г. о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска АО «Ярославская бумага».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконным предписание № 39/4043 от 07.06.2018 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований, выданное АО «Ярославская бумага» главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям Малышевой Е.С.

Признать незаконным предписание № 40/4043 от 07.06.2018 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований, выданное АО «Ярославская бумага» главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям Малышевой Е.С.

Признать незаконным представление № 187/4043 от 25.06.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного нарушения, обязывающее административного истца принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное АО «Ярославская бумага» главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям Малышевой Е.С.

Обязать Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям устранить нарушение прав, свобод и законных интересов АО «Ярославская бумага».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    

Судья В.В.Зарубина

2а-2223/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Главный специалист - эксперт отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям Малышева Е.С.
Акционерное общество «Ярославская бумага»
Акционерное общество "Ярославская бумага"
Департамент охраны окружающей среды и природопользования
Тимофеев М.А.
Иванова Е.М.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям
Суд
Дзержинский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
dzerzhinsky.jrs.sudrf.ru
03.07.2018Регистрация административного искового заявления
04.07.2018Передача материалов судье
06.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2018Судебное заседание
23.08.2018Судебное заседание
31.08.2018Судебное заседание
24.09.2018Судебное заседание
10.10.2018Судебное заседание
02.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2018Регистрация административного искового заявления
06.07.2018Передача материалов судье
06.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее