Дело № 2а-112/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 апреля 2018 года г. Владивосток
Владивостокский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Дердей А.В., с участием административного истца Щербака А.А., представителя административного ответчика командующего Тихоокеанским флотом Колганова А.А. и помощника военного прокурора Владивостокского гарнизона Плющенко А.С., при секретаре Федотовой А.А., в открытом судебном заседании, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Щербака А.А., оспаривающего приказы командующего войсками Восточного военного округа от 9 ноября 2017 года № ... и командующего Тихоокеанским флотом от 25 декабря 2017 года № ..., связанные с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением соответственно,
у с т а н о в и л:
Щербак проходящий военную службу в распоряжении должностного лица, приказом командующего войсками Восточного военного округа от 9 ноября 2017 года № ... был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командующего ТОФ от 25 декабря 2017 года № ... исключен из списков личного состава части с 6 января 2018 года, при этом жилым помещением по установленным нормам он обеспечен не был.
Полагая свои права нарушенными, Щербак обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия указанных должностных лиц при издании приказов в части его увольнения с военной службы и исключения его из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением, и возложить на них обязанность по восстановлению его на военной службе.
Административный ответчик командующий войсками ВВО, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, об отложении слушания дела не просил, что в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению административного искового заявления по существу.
Административный истец Щербак в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, при этом пояснил, что находился в распоряжении более пяти лет, но исполнял общие обязанности по военной службе, первый раз он был уволен с военной службы в 2014 году, но впоследствии был восстановлен по решению военного суда. С приказами об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава части был ознакомлен 9 января 2018 года, после чего обращался в военную прокуратуру с целью выяснения законности его увольнения без жилья. На учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, предоставляемых Министерством обороны Российской Федерации, состоит с 2012 года, на учете в целях обеспечения служебным жилым помещением не состоял, документы о предоставлении жилого помещения в собственность получил, по вине должностных лиц части, 19 января 2018 года, жилое помещение оформил в собственность 16 апреля 2018 года, но при этом полагает, что оспариваемые приказы подлежат отмене, поскольку на момент их издания он не был обеспечен жилым помещением.
Представитель административного ответчика командующего ТОФ Колганов в судебном заседании возражал против заявленных требований и пояснил, что административным истцом пропущен установленный процессуальный срок на обращение в суд по оспариванию приказов об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава части.
Помощник военного прокурора Владивостокского гарнизона Плющенко А.С. просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оснований для отмены оспариваемых приказов не имеется.
Изучив представленные доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, военный суд приходит к выводу, что требования Щербака не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушение их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является для суда основанием для отказа в принятии административного искового заявления. Причины пропуска обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Утверждения представителя командующего ТОФ Колганова А.А. о том, что Щербаком пропущен установленный процессуальный срок на обращение в суд, суд находит не состоятельными, поскольку административный истец пояснил, что с оспариваемыми приказами он был ознакомлен 9 января 2018 года, а стороной административных ответчиков данные утверждения ничем не опровергнуты, что свидетельствует о том, что Щербаком процессуальный срок на обращение в суд не пропущен, так как в суд он обратился 5 апреля 2018 года.
Из выписки из приказа командующего войсками ВВО от 9 ноября 2017 года № ... следует, что Щербак уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Условия и порядок увольнения военнослужащих с военной службы определены как ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», так и ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента РФ от 16 сентября 1999 № 1237 (далее - Положение).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
В соответствии с п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке № 1 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению № 6 к настоящей Инструкции и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте «и» пункта 1 настоящей Инструкции по состоянию на дату выписки извещения, а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Из решения начальника ТО № 1 «Востокрегионжилье» № ... от 13 марта 2013 года следует, что Щербак принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых Министерством обороны Российской Федерации, по договору социального найма, на состав семьи 3 человека с 9 июля 2012 года по избранному месту жительства г. Владивосток.
Из выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно № ... от 19 января 2018 года видно, что начальником 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ принято решение о предоставлении административному истцу жилого помещения в виде отдельной 1-комнатной квартиры, общей площадью 36 кв.м, по адресу: 1, в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Актом приема-передачи № ... от 19 января 2018 года подтверждается, что начальник 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ сдал, а Щербак принял жилое помещение по адресу: 1, в виде отдельной квартиры из одной комнаты, общей площадью 36 кв.м.
Из заявления от 11 января 2018 года следует, что административный истец обращался в военную прокуратуру Владивостокского гарнизона с просьбой проверить законность его увольнения с военной службы.
Из ответа старшего помощника военного прокурора Тихоокеанского флота Плотникова В.А. от 28 февраля 2018 года № 2/339 на обращение Щербака видно, что основанием для увольнения последнего с военной службы явилось распределение ему 2 ноября 2017 года извещением № ... жилого помещения по адресу: 1, с получением которого он согласился. Вместе с тем, необходимые для оформления распределенного жилого помещения в собственность документы, представлены в 1 отдел административным истцом были лишь 17 января 2018 года, после чего 19 января 2018 года начальником 1 отдела Щербаку выдано решение о предоставлении жилого помещения в собственность и акт его приема-передачи. Таким образом, нарушений закона в деятельности воинских должностных лиц Тихоокеанского флота не установлено, в связи с чем, прокурорское реагирование не осуществлялось.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент издания приказа командующего войсками ВВО об увольнении с военной службы административный истец действительно не был обеспечен жилым помещением, предоставляемым МО РФ, в собственность бесплатно.
Вместе с тем, в суде установлено, что 2 ноября 2017 года Щербаку было распределено жилое помещение по установленным нормам, с получением которого он согласился, тем самым он принял на себя обязательство о предоставлении необходимых для оформления жилья в собственность документов в тридцатидневный срок, однако представил указанные документы в жилищный орган лишь 17 января 2018 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент увольнения с военной службы административному истцу было распределено жилое помещение по установленным нормам, с получением которого он был согласен, не предоставление им в установленный законом срок документов, необходимых для оформления жилья в собственность, не свидетельствует о существенном нарушении должностным лицом его прав, при этом утверждение административного истца о том, что именно должностные лица части не выдали ему надлежащие документы на вывод суда не влияют, а также то, что на момент вынесения решения суда Щербак обеспечен жилым помещением по установленным нормам, суд считает, что требования административного истца в части признания незаконным приказа командующего войсками ВВО от 9 ноября 2017 года № ... об увольнении с военной службы необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Из выписки из приказа командующего Тихоокеанским флотом от 25 декабря 2017 года № ... следует, что Щербак с 6 января 2018 года исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Приморского края по Ленинскому и Фрунзенскому районам г. Владивостока.
На основании пункта 16 статьи 34 Положения, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчётов, он из списков личного состава части, без его согласия не исключается.
Административный истец в судебном заседании пояснил, что он получил окончательный расчет денежного довольствия на момент исключения из списков личного состава части, а приказы об увольнении с военной службы и исключения из списков части он оспаривает лишь по причине необеспеченности жилым помещением при увольнении в запас.
Таким образом, учитывая, что приказ об исключении административного истца из списков личного состава части издан во исполнение приказа об увольнении с военной службы, порядок исключения из списков личного состава части должностным лицом не нарушен, а его незаконность оспаривается лишь в связи с обеспечением жилым помещением при увольнении в запас, то суд считает приказ командующего ТОФ об исключении Щербака из списков личного состава части законным и обоснованным, а требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219 и 227 КАС РФ, военный суд,
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2017 ░░░░ № ... ░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ... ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░