... Дело № 2-8679/2019
16RS0046-01-2019-013640-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года г. Казань
Вахитовский районный суд г.Казани в составе:
председательствующего судьи М.Ш. Сайфуллина,
при секретаре Багавиевой Э.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шайдуллина К.Р. к негосударственной некоммерческой организации «Адвокатская палата РТ» о признании незаконным решения конференции адвокатов,
УСТАНОВИЛ:
К.Р. Шайдуллин обратился в суд с иском к негосударственной некоммерческой организации «Адвокатская палата Республики Татарстан» (далее по тексту также ННО «АП РТ») о признании незаконным решения конференции адвокатов. В обоснование иска указано, что 02 февраля 2019 года шестнадцатая очередная конференция адвокатов Республики Татарстан приняла решение об установлении размера обязательных отчислений для адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в адвокатских кабинетах в размере 2 230 рублей ежемесячно (включая 200 рублей на содержание ФАП РФ).
Этим же решением размер обязательных отчислений для адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов и адвокатских бюро установлен в размере 1 730 рублей ежемесячно (включая 200 рублей на содержание ФАП РФ).
Эти обязательные отчисления должны производиться с 01 февраля 2019 года.
Указывается, что разница между обязательными отчислениями адвокатских кабинетов и адвокатами, избравшими другие формы адвокатского образования, составила 500 рублей.
Истец считает, что принятое решение в части установления для адвокатов, избравших форму адвокатской деятельности – адвокатский кабинет, повышенных обязательных отчислений незаконным.
Руководствуясь изложенным, истец просит суд признать незаконным решение шестнадцатой очередной конференции адвокатов Республики Татарстан от 02 февраля 2019 года в части установления размера обязательных отчислений для адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в адвокатских кабинетах в размере 2 230 рублей ежемесячно (включая 200 рублей на содержание ФАП РФ).
В судебном заседании истец К.Р. Шайдуллин исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ННО «АП РТ» А.Ю. Сафронова в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее по тексту также Закон) адвокат обязан ежемесячно отчислять средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - собрание (конференция) адвокатов), а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием.
В соответствии с пп. 1, 4 п. 2 ст.30 Закона к компетенции собрания (конференции) адвокатов относятся формирование совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в том числе избрание новых членов совета и прекращение полномочий членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, предусмотренной пунктом 2 статьи 31 настоящего Федерального закона, принятие решений о досрочном прекращении полномочий совета в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также утверждение решений совета о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых был прекращен или приостановлен; определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона к затратам на общие нужды адвокатской палаты относятся расходы на вознаграждение адвокатов, работающих в органах адвокатской палаты, компенсация этим адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах, расходы на заработную плату работников аппарата адвокатской палаты, материальное обеспечение деятельности адвокатской палаты, а по решению совета адвокатской палаты - расходы на выплату дополнительного вознаграждения адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, и иные расходы, предусмотренные сметой адвокатской палаты.
Судом установлено, что истец К.Р. Шайдуллин осуществлял свою профессиональную деятельность в качестве адвоката в адвокатском кабинете с 30.10.2003 года по 18.09.2019 года. Статус адвоката К.Р. Шайдуллина прекращен с 18.09.2019 года.
Решением шестнадцатой очередной конференции адвокатов Адвокатской палаты Республики Татарстан от 02.02.2019 г. установлен размер обязательных отчислений для адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в адвокатских кабинетах в размере 2 230 рублей ежемесячно.
Этим же решением размер обязательных отчислений для адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов и адвокатских бюро установлен в размере 1 730 рублей ежемесячно (пункт 10 Решения).
Истец полагает разницу между обязательными отчислениями адвокатских кабинетов и адвокатами, избравшими другие формы адвокатского образования, составившую на основании указанного решения 500 рублей, необоснованной, само решение в части установления обязательных отчислений для адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в адвокатских кабинетах в размере 2 230 рублей ежемесячно, незаконным, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Суд считает, что исковые требования о признании незаконным решения шестнадцатой очередной конференции адвокатов Республики Татарстан от 02 февраля 2019 года в части установления размера обязательных отчислений для адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в адвокатских кабинетах в размере 2 230 рублей ежемесячно удовлетворению не подлежат, поскольку определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты составляет компетенцию высшего органа адвокатской палаты субъекта Российской Федерации – собрания (конференции) адвокатов (пп. 5 п. 1 ст. 7, пп. 1 п. 7 ст. 25, пп. 4 и 5 п. 2 ст. 30 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона, адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
Вместе с тем, формальное равенство не означает, что конкретный объем права и обязанностей у различных субъектов должен быть одинаков. Равенство в обязанности уплачивать взносы не свидетельствует о том, что размер данных взносов не может быть различен.
Согласно пп. 4 п. 2 статьи 30 Закона, определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты относится к компетенции собрания (конференции) адвокатов.
Как указал в Определении от 05 февраля 2009 года № 277-О-О Конституционный Суд РФ право адвокатской палаты устанавливать для ее членов обязательные отчисления на общие нужды адвокатской палаты в определенных размерах и в соответствии с целями адвокатской деятельности – при условии их разумности, соразмерности и недопустимости использования для ограничения доступа к профессиональной деятельности – не противоречит Конституции РФ.
Кроме того, установление обязательных отчислений в указанном размере не ограничивает доступ адвокатов к профессиональной деятельности, поскольку для ее осуществления адвокаты вправе избрать любую предусмотренную законом форму адвокатского образования, в том числе, вступить в одну из действующих коллегий адвокатов, образованных на территории Республики Татарстан, либо самостоятельно образовать такую коллегию.
Суд также учитывает, что дифференцированный размер обязательных отчислений на общие нужды Адвокатской палаты был установлен и принят в 2014 году одиннадцатой ежегодной конференцией адвокатов Адвокатской палаты Республики Татарстан (решение конференции от 22 марта 2014 года). С этого времени дифференцированный размер обязательных отчислений повышался дважды: решением тринадцатой конференции адвокатов РТ от 27 февраля 2016 года и решением шестнадцатой конференции от 02 февраля 2019 года. За этот период, до момента прекращения статуса адвоката, истец никогда не оспаривал решения конференций, в части установления повышенных отчислений для адвокатов, осуществляющих свою деятельность в адвокатском кабинете, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом установленных обстоятельств дела, суд полагает, что исковые требования К.Р. Шайдуллина к ННО «АП РТ» о признании незаконным решения конференции адвокатов, подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
...
...
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░