Дело -----а-316/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2017 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
представительствующего судьи Данилина Е.М.,
при секретаре судебного заседания Ивановой О.С.
с участием прокурора Столяровой Э.В.,
представителей административного истца Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Александровой А.Г., Щукиной И.Г.,
представителей административного истца Министерства финансов Чувашской Республики Мандравиной Т.Н., Волковой И.В.,
представителей административного ответчика администрации г. Чебоксары Яхатина С.А., Николаева Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам и административному иску Министерства финансов Чувашской Республики к Администрации г. Чебоксары о признании недействующим постановления администрации г. Чебоксары,
установил:
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам обратилась в суд с заявлением к Администрации г. Чебоксары с требованием о признании недействующим постановление администрации г.Чебоксары от дата ----- «О внесении изменений в постановлении администрации г. Чебоксары» от дата -----».
Заявление, со ссылкой на положения ст. 7 ФЗ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Закона ЧР от 30.09.2001 № 43 «О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республики», мотивировано тем, что дата администрацией города Чебоксары Чувашской Республики вынесено постановление № 1396 «О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 03.06.2014 № 2001», которое опубликовано на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://gcheb.cap.ru/ 6 мая 2015 г. Постановлением № 1396 администрацией города Чебоксары внесены изменения в существовавшую до этого Схему теплоснабжения муниципального образования города Чебоксары на период 2013-2028 годы, утвержденную постановлением администрации города Чебоксары от 3 июня 2014 г. № 2001 (далее - Схема теплоснабжения), которое официально опубликовано в газете «Чебоксарские новости» от 23.10.2014 № 116 (5095) и подлежало официальному применению при расчете тарифов в сфере теплоснабжения. Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба) полагает, что постановлением № 1396 нарушены и нарушаются права и законные интересы Госслужбы как субъекта отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, указанный нормативный правовой акт вынесен с нарушением законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики и подлежит признанию недействующим по следующим основаниям.
Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2001 г. № 43 «О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике» определено, что государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в Чувашской Республике осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органами регулирования Чувашской Республики), в пределах своих полномочий, определенных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 2.1 указанного закона органы регулирования Чувашской Республики устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок осуществляется Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата ----- «О мерах по упорядочению государственного регулированию цен (тарифов)», включена тепловая энергия (мощность), поставляемая теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тепловая энергия (мощность), поставляемая теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (п. 8).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата ----- «Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам» утверждено Положение о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Положение о Службе).
В силу п. 7 Положения о Службе Госслужба принимает решения об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Госслужба в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата -----, при формировании тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Коммунальные технологии» на первый долгосрочный период регулирования 2015-2017 годы расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети от собственных источников теплоснабжения, использовала Схему теплоснабжения, утвержденную постановлением администрации города Чебоксары от дата -----, где расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети от собственных источников теплоснабжения, определен в размере 1225,422 тыс. Гкал. Сформированные на основании указанной Схемы теплоснабжения тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 - 2017 годы утверждены постановлением Госслужбы от дата -----/т.
В соответствии с пунктом 16 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от дата ----- при корректировке тарифов для ООО «Коммунальные технологии» на 2016-2017 годы расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети от собственных источников теплоснабжения, определен на уровне установленного на первый год долгосрочного периода регулирования в размере 1225,422 тыс. Гкал. Указанный расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети от собственных источников теплоснабжения, в размере ------ тыс. Гкал был признан экономически обоснованным Федеральной службой по тарифам по итогам рассмотрения разногласий по заявлению ООО «Коммунальные технологии» в ФСТ России по объему полезного отпуска тепловой энергии, принятой при регулировании тарифов на 2015 год, приказом Федеральной службы по тарифам от дата ------------ «О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникших между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности, и потребителями, между ООО «Коммунальные технологии».
ООО «Коммунальные технологии» обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании несоответствующими законодательству установленных для ООО «Коммунальные технологии» тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям г. Чебоксары, на ------ одним из доводов которого является непринятие Госслужбой снижения объемов полезного отпуска в соответствии с постановлением -----. Постановлением ----- Схема теплоснабжения была актуализирована: объем полезного отпуска тепловой энергии от собственных источников теплоснабжения для ООО «Коммунальные технологии» ------ год резко снижен и установлен в размере ------ тыс. Гкал (здесь и далее размеры определены расчетным путем исходя из представленных в Схеме теплоснабжения значений отпуска тепловой энергии по каждой арендуемой ООО «Коммунальные технологии» котельной), что на ------ тыс. Гкал меньше установленного первоначальной Схемой теплоснабжения и признанного обоснованным ФСТ России; на ------ год - утвержден в размере ------ тыс. Гкал, что на ------ тыс. Гкал (на ------%) меньше объема, установленного первоначальной Схемой теплоснабжения; на ------ год - утвержден в размере ------ тыс. Гкал, что на ------ тыс. Гкал (на ------%) меньше объема, установленного первоначальной Схемой теплоснабжения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 22-24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата -----, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализация в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения. Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее дата года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее дата года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до дата. Однако в нарушение указанных норм администрация г. Чебоксары Чувашской Республики не разместила в установленный срок уведомление о проведении ежегодной актуализации Схемы теплоснабжения, тем самым нарушив установленный законодательством порядок и не предоставив теплоснабжающим, теплосетевым организациям и иным заинтересованным лицам (в том числе Госслужбе) возможность представить свои предложения относительно актуализированной Схемы теплоснабжения несмотря на то, что от нее зависят размеры тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей города Чебоксары.
Таким образом, постановление ----- не подлежит применению, поскольку вынесено с нарушением пунктов 22-24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата -----, без предварительного уведомления об актуализации Схемы теплоснабжения, а также без учета предложений и замечаний к ней заинтересованных лиц, что является достаточным основанием для признания его недействующим.
В соответствии с п. 6 Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата -----, схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет с соблюдением одного из основных принципов - соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. Резкое отличие объема полезного отпуска тепловой энергии в актуализированной схеме теплоснабжения от принятого в первоначальной Схеме теплоснабжения повлечет существенный рост тарифов в сфере теплоснабжения, что свидетельствует об актуализации Схемы теплоснабжения без соблюдения основного принципа - соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, без анализа соответствующих требований, поскольку за один год оснащение потребителей приборами учета и перевод системы отопления с централизованной на индивидуальную не могли повлечь резкое снижение объемов тепловой энергии, а прирост площадей строительных фондов не мог привести к резкому увеличению объемов по отдельным источникам теплоснабжения. Анализ обосновывающих материалов к актуализированной Схеме теплоснабжения свидетельствует о неучете установленных с учетом параметров Прогноза социально- экономического развития Российской Федерации тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Коммунальные технологии» на долгосрочный период регулирования, а также о непроработке вопроса в отношении источников покрытия финансовых потребностей при изменении Схемы теплоснабжения. В ходе публичных слушаний по утверждению актуализированной схемы основным вопросом являлось наделение статусом единой теплоснабжающей организации АО «ЧПО им. В.И. Чапаева», вопрос об уменьшении объема полезного отпуска не выносился и не рассматривался.
Таким образом, потребители г. Чебоксары не были уведомлены о меняющемся объеме полезного отпуска тепловой энергии от источников ООО «Коммунальные технологии», о последствиях такого изменения и влияния объема на повышение тарифов на тепловую энергию. Госслужба несмотря на указанные многочисленные недостатки актуализированной Схемы теплоснабжения, утвержденной постановлением -----, была лишена возможности представить замечания и предложения к ней. Постановление ----- вынесено без учета мнения относительно него заинтересованных лиц. Снижение объемов полезного отпуска на тепловую энергию при неизменности в необходимой валовой выручке ООО «Коммунальные технологии» базового уровня операционных расходов, определенных на ------ год с учетом увеличения объемов полезного отпуска в соответствии со Схемой теплоснабжения и проиндексированных на ------ год, повлияет на пересмотр тарифа на тепловую энергию. Увеличение тарифа при этом по указанной причине может составить ------% к уровню дата г., а максимальный рост платы граждан в наборе коммунальных услуг (рассчитанный на одного проживающего в квартире площадью ------ кв.м.) - ------. Таким образом, постановление ----- в части уменьшения объема полезного отпуска тепловой энергии ООО «Коммунальные технологии» экономически необоснованно, не соответствует действующему законодательству и нарушает права Госслужбы, поскольку обязывает принять с учетом судебного разбирательства в Верховном Суде Чувашской Республики экономически необоснованное решение о корректировке тарифа на тепловую энергию на ------ годы.
С аналогичным административным исковым заявлением также обратилось Министерство финансов Чувашской Республики.
Определением суда от дата указанные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании представители административного истца Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Александрова А.Г., Щукина И.Г., представители административного истца Министерства финансов Чувашской Республики Мандравина Т.Н., Волкова И.В. административный иск поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представители административного ответчика администрации г. Чебоксары Яхатин С.А. Николаев Д.О. административный иск не признали по основаниям, изложенным в отзывах на иск, из которых следует, что административный ответчик полагает, что указанное постановление принято в пределах полномочий администрации г. Чебоксары, порядок его принятия соблюден и оно не противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, административный ответчик указал, что данное постановление не является нормативным правовым актом и административными истцами пропущен установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок его обжалования, что является самостоятельны основанием для отказа в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица ООО «Коммунальные технологии», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки не сообщено, ходатайств об отложении не поступило. Согласно ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Постановлением Администрации г. Чебоксары от дата ----- была утверждена схема теплоснабжения муниципального образования г. Чебоксары на период ------ годы согласно приложению к настоящему постановлении.
дата администрацией города Чебоксары Чувашской Республики издано постановление ----- «О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от дата -----».
Из указанного постановления следует, что на основании Федерального закона от дата ------Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от дата № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановления Правительства Российской Федерации от дата ----- «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», Постановления Правительства Российской Федерации от дата ----- «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», протокола и заключения публичных слушаний по утверждению проекта актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования города Чебоксары на период ------ годы от дата в постановление администрации города Чебоксары от дата ----- «Об утверждении схемы теплоснабжения города Чебоксары» (с внесенными ранее изменениями) внесены изменения.
Постановление опубликовано на официальном сайте администрации г. Чебоксары дата.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с п. 20 ст. 2 Закона о теплоснабжении схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом, указанный правовой акт, вносящий изменения в схему теплоснабжения города, содержит в себе правовые нормы, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в соответствующей сфере, т.е. является нормативным правовым актом, оспаривание которого осуществляется в порядке главы 21 КАС РФ.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от дата -----------.
Следовательно, не подлежит применению ст. 219 КАС РФ (глава 22), устанавливающая Срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно п. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7, ст. 8 Закона о теплоснабжении Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Согласно п. 7 Положения о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утв. постановлением Кабинета Министров ЧР от ------, Государственная служб Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам принимает решение об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Чувашской Республики, утв. Постановлением Кабинета Министров ЧР от дата -----, Министерство финансов Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим выработку единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в Чувашской Республике и нормативное правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, федеральных законов и законов Чувашской Республики, указов и распоряжений Президента Российской Федерации и Главы Чувашской Республики, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую сферу, координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Чувашской Республики.
К числу основных задач Министерства финансов ЧР отнесены разработка и реализация единой государственной политики в области финансов, бюджетов и налогов;осуществление руководства организацией государственных финансов в Чувашской Республике, выработка единой финансовой, налоговой и бюджетной политики, организация финансовых взаимоотношений в республике, обеспечивающих развитие и совершенствование рынков, укрепление экономического потенциала республики, социальную защиту населения и др.
При таких обстоятельствах, административные истцы являются лицами, которые в силу п. 1 ст. 208 КАС РФ вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона о теплоснабжении к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с п. 6 ст. 43 Федерального закона от дата № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Таким образом, оспариваемое постановление издано в пределах полномочий на принятие нормативного правового акта, его форма соответствует требованиям законодательства.
Вместе с тем, допущены существенные нарушения к процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Постановлением Правительства РФ от дата ----- (действуют в настоящее время в ред. от дата)"О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" утверждены требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее - Требования).
Согласно п. 2 Требований проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения (далее - органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.
В силу п. 8 Требований органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 3 календарных дней с даты принятия решения о начале разработки схемы теплоснабжения размещают на официальном сайте уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения и информацию о порядке предоставления сведений, предусмотренных пунктом 10 настоящего документа.
Пунктом 10 Требований установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют разработчикам схем теплоснабжения по их запросам в течение 14 календарных дней с даты получения запроса действующие на момент разработки схемы теплоснабжения инвестиционные программы теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также следующую информацию о тарифах в сфере теплоснабжения:
а) динамика утвержденных тарифов, устанавливаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), по каждому из регулируемых видов деятельности и по каждой теплосетевой и теплоснабжающей организации на территории соответствующего поселения, городского округа за последние 3 года;
б) структура тарифов, установленных на момент разработки схемы теплоснабжения;
в) размер платы за подключение к системе теплоснабжения и размер необходимой валовой выручки от осуществления указанной деятельности;
г) размер платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности, в том числе для социально значимых категорий потребителей.
дата на официальном сайте администрации г. Чебоксары размещено уведомление о том, что в столичной администрации принято решение об актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования адрес. Заказчиком работ выступит администрация города, исполнителем - ------ Указано, что предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций принимаются дата т.г. в письменном виде по адресуадрес, указан контактный телефон. (т. 1 л.д. 110).
дата на официальном сайте администрации г. Чебоксары размещено уведомление о том, что в столичной администрации принято решение об актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования города Чебоксары.
Указано, что в начале февраля ООО «Коммунальные технологии» уведомило администрацию горда о начале выполнения работ по актуализации схемы теплоснабжения г. Чебоксары в зоне эксплуатационной ответственности предприятия. Работы будут выполняться силами общества.
Вместе с тем, информацию о порядке предоставления сведений, предусмотренных пунктом 10 Требований, уведомления не содержат. Уведомление от дата вообще не содержит никаких сведений о предоставлении предложений.
Пунктом 9 Требований установлено, что юридическое лицо, приступившее к разработке проекта схемы теплоснабжения, направляет в органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны разместить на официальном сайте указанное уведомление в течение 3 календарных дней с даты его поступления.
В нарушение данного пункта Требований администрация г. Чебоксары не разместила на официальном сайте поступившие от юридических лиц уведомления.
Пунктом 11 Требований установлено, что проект схемы теплоснабжения в течение ------ календарных дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную ------, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте.
Из пояснений административного ответчика и представленных им сведений следует, что проект схемы теплоснабжения размещен на официальном сайте дата (т. 1 л.д. 109). Как следует из пояснений представителей административного ответчика размещен был проект представленный ООО «Коммунальные технологии».
Проект актуализации схемы теплоснабжения поступил в администрацию г. Чебоксары от ООО «Коммунальные технологии» дата (л.д. 65 т.1).
При этом разработчиком указанного проекта как следует из протокола публичных слушаний является ------ (т. 1 л.д. 94 - 97).
В свою очередь договор на актуализацию схемы теплоснабжения заключен между ООО «Коммунальные технологии» ------ лишь дата (л.д. 15-49 т. 1, представлены сведения с официального сайта ООО «Коммунальные технологии»), что исключает возможность предоставления выполненного по данному договору проекта в администрацию г. Чебоксары дата.
Пояснений о том, каким образом сложилась указанная ситуация, а также доказательств того, что представленный ООО «Коммунальные технологии» в администрацию г. Чебоксары, разработанный ООО «Инженерный центр «Энерго-Ч» и вынесенный на публичные слушания проекты актуализации схемы теплоснабжения являются одним и тем же проектом, не представлено.
Также в нарушение п. 11 Требований прилагаемая к объяснению на официальном сайте администрации в качестве проекта схемы теплоснабжения схема (активная ссылка в объявлении от дата, л.д. 109, 115, 116 т.1) проектом схемы теплоснабжения не является, поскольку не содержит никаких материалов (в. т.ч. количественных данных) по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, являясь приложением ----- к постановлению главы г. Чебоксары от дата ----- представляя собой схематичное изображение расположения источников тепловой энергии на территории г. Чебоксары.
Пунктом 12 Требований установлено, что рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний.
Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения.
В силу пункта 13 Требований публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней.
Согласно п. 14 Требований уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения не менее чем за 7 календарных дней до проведения публичных слушаний размещают информацию о месте их проведения на официальном сайте. Заключение о результатах проведенных публичных слушаний и протоколы публичных слушаний также размещаются на официальном сайте в течение 3 календарных дней с даты завершения публичных слушаний.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает предоставление не менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения для сбора замечаний и предложений, а также обязательное проведение публичных слушаний после окончания срока представления замечаний и предложений.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
В силу ст. 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов.
Решением Чебоксарского городского собрания депутатов ЧР от дата ----- утверждено Положение "О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Чебоксары" (далее - Положение).
Пунктом 3.2 Положения установлено, что информация о времени, месте и теме публичных слушаний, месте размещения и контактных телефонах Оргкомитета подлежит обязательному опубликованию в газете "Чебоксарские новости". Проект муниципального правового акта органа местного самоуправления города Чебоксары, предлагаемый к обсуждению на публичных слушаниях, подлежит обязательному опубликованию (обнародованию) в периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" или газете "Чебоксарские новости" или на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://gcheb.cap.ru/) не позднее чем за 10 дней до проведения публичных слушаний.
Фактически совместив два этапа рассмотрение проекта схемы теплоснабжения: сбор замечаний и предложений, а также организацию публичных слушаний, назначив публичные слушая дата, т.е. одновременно с началом срока сбора замечаний и предложений, административный ответчик также нарушил порядок проведения слушаний.
Проект муниципального правового акта органа местного самоуправления города Чебоксары, предлагаемый к обсуждению на публичных слушаниях, а именно соответствующего постановления администрации г. Чебоксары не был опубликован (обнародован) ни в периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" или газете "Чебоксарские новости" ни официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://gcheb.cap.ru/) не позднее чем за 10 дней до проведения публичных слушаний.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлены существенные многочисленные нарушения к процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Соблюдение указанной процедуры принятия нормативного правового акта призвано обеспечить гласность и соблюдения интересов населения города Чебоксары при подготовке и принятии муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары по вопросам местного значения, а также выявление общественного мнения и обеспечение в рассматриваемом конкретном случае эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения с соблюдением прав всех участников общественных отношений в соответствующей сфере.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании оспариваемого постановления недействующим.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 215 КАС РФ, определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, учитывая характер правового акта и допущенных нарушений, и приходя к выводу, что признание постановления не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели защиты нарушенных прав и законных интересов, принимает решение о признании недействующим постановление администрации города Чебоксары со дня его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать недействующим постановление администрации города Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- «О внесении изменений в постановлении администрации города Чебоксары от дата -----» со дня его принятия.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Администрации г. Чебоксары и в Городской газете «Чебоксарские новости».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
В окончательной форме решение принято дата.
Судья Е.М. Данилин