РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«22» ноября 2018 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Каляевой Ю.С.,
при секретаре Лебедевой О.С.,
с участием представителя административного истца Скороходова А.В.,
представителя административного ответчика Некуш К.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Мухаметзонова И. И. к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Мухаметзонов И.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФо признании действий незаконными.
В иске указал, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, последнее место службы - войсковая часть №, расположенная в п. Р. В. <адрес>.
Приказом командующего войсками Приволжско-<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ г. он был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. В настоящее время он проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес> пос. Р. <адрес>, иного жилья он и члены его семьи не имеют.
После увольнения с военной службы истец обратился в Чернореченскую КЭЧ района с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении, состоял в списке на отселение из закрытого военного городка с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты отнесены военные пенсионеры, которые были поставлены на учет для переселения из закрытых военных городков посредством предоставления сертификатов, но по независящим от них причинам не были обеспечены сертификатами до момента исключения указанных городков из перечня закрытых".
Истец обратился к ответчику ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» с заявлением о восстановлении его в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом. В удовлетворении заявления было отказано с ссылкой на то, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы.
На основании изложенного, Мухаметзонов И.И. просил: признать незаконным отказ ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в восстановлении его в списках граждан, имеющих право на социальную выплату, удостоверяемую жилищным сертификатом, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ. №, обязать ответчика восстановить Мухаметзонова И.И. на учете граждан, нуждающихся в получении социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель административного истца Скороходов А.В. заявленные требования поддержал. Пояснил, что истец состоял в списках нуждающихся в жилом помещении, имеет право на получение жилья посредством жилищного сертификата.
Представитель административного ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Некуш К.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Право на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что Приказом командующего войсками Приволжско-<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Мухаметзонов И.И. уволен с военной службы по статье 51 ч. 3 п. «б» Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе). Выслуга лет в календарном исчислении составляет 11 лет 7 месяцев.
Приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Мухаметзонов И.И. исключен из списков личного состава части.
В период военной службы Мухаметзонову И.И. и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> пос. Р. <адрес>, в котором он проживал на момент увольнения и до настоящего времени.
Поселок Р. В. района <адрес> являлся закрытым военным городком на основании Распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000г. №-р.
Распоряжением Правительства РФ №-р от 11.10.2011г. поселок Р. В. района <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков, однако, часть жилых помещений в нем являются служебными.
Согласно п. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ и т.д.
Мухаметзонов И.И. состоит в списке лиц, подлежащих отселению из закрытого военного городка с ДД.ММ.ГГГГ, за номером №, с составом семьи 3 человека, место желаемого отселения - <адрес>, что подтверждается Архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной филиалом Центрального Архива ордена Красной звезды Минобороны РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Мухаметзонов И.И. обратился в 1 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о восстановлении его и членов его семьи на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Решением 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в принятии Мухаметзонова И.И. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении на основании того, что п. Р. исключен из списка закрытых военных городков и отселение граждан, утративших связь с Вооруженными силами РФ не производится.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в п. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС) в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 внесены изменения, включена новая категория граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка.
ДД.ММ.ГГГГ Мухаметзонов И.И. обратился в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, однако им получен ответ начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в принятии Мухаметзонова И.И. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении на основании того, что жилищное законодательство не имеет обратной силы, спорные изменения подлежат применению лишь к правоотношениям, возникшим начиная с ДД.ММ.ГГГГ, п. Р. исключен из списка закрытых военных городков до этой даты.
В соответствии с п.5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:
военнослужащим и членам их семей;
гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;
Согласно ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П пункт 14 статьи 15 в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет, признан не соответствующим Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Мухаметзонов И.И. уволен с военной службы по состоянию здоровья, связь с МО РФ не утратил, поскольку уволен в запас, имеет выслугу более 10 лет, состоял в списках лиц, подлежащих отселению из закрытого военного городка в Чернореченской КЭЧ. Вины истца, в том, что государство в нарушение ФЗ «О статусе военнослужащих» с ДД.ММ.ГГГГ года не обеспечило его жилым помещением, нет.
Согласно п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления по формам согласно приложениям NN 2 и 3 в следующем порядке: в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов.
Согласно пп. 20-21 указанных Правил на каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, ведающих учетом и распределением жилой площади для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основе полученного учетного дела в течение месяца принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира (начальника) воинской части и гражданина, уволенного с военной службы.
На момент увольнения административного истца с военной службы п. Р. являлся закрытым административно-территориальным образованием, все жилье в котором являлось служебным.
На момент увольнения административного истца с военной службы действовало Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам", в соответствии с п. 5 решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование. Право на первоочередное обеспечение жильем за пределами закрытого административно-территориального образования в случае переселения имеют лица, уволенные с военной или приравненной к ней службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 и более календарных лет.
В соответствии с п. «б» ч.5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010» право на участие в подпрограмме имели граждане РФ, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Истец обращался в ФГУ "Чернореченская КЭЧ района", которая занималась оформлением документов по обеспечению жильем военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, государственными жилищными сертификатами, был поставлен на соответствующий учет граждан, подлежащих отселению из закрытого военного городка. В настоящее время КЭЧ реорганизована, списки граждан, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами, должны были быть переданы в ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
После увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время истцу жилье не предоставлено, он проживает в служебном жилом помещении.
Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (раздел 2) право на улучшение жилищных условий в рамках основного мероприятия имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: военные пенсионеры, которые были поставлены на учет для переселения из закрытых военных городков посредством предоставления сертификатов, но по независящим от них причинам не были обеспечены сертификатами до момента исключения указанных городков из перечня закрытых.
Доводы ответчика о том, что изменения в жилищном законодательстве относительно расширения категорий лиц, подлежащих обеспечению жильем посредством социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, не имеют обратной силы, подлежат применению лишь к правоотношениям, возникшим после их введения в действие, не могут быть приняты во внимание, поскольку истец подлежал обеспечению жилым помещением по указанным основаниям также и в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
На основании вышеизложенного, суд считает, что требования административного истца основаны на законе и подлежат удовлетворению,
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Мухаметзонова И. И. к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании действий незаконными - удовлетворить.
Признать незаконными отказ в восстановлении Мухаметзонова И.И. в списках граждан, имеющих право на социальную выплату, удостоверяемую жилищным сертификатом, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ восстановить Мухаметзонова И.И. на учете граждан, нуждающихся в получении социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 26.11.2018г.
Судья /подпись/
Копия верна
Судья Ю.С. Каляева
Секретарь О.С. Лебедева