№ 2-881/2013г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 16 июля 2013 года
Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Газимуллиной Л.А.
с участием помощника прокурора города Кумертау Кочетовой И.С.,
истца Васильева В.И.
при секретаре Султановой Э.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.О. прокурора <...> в интересах Васильева В.И. к <...> Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
И.О. прокурора <...> обратился с иском в интересах Васильева В.И. к администрации <...> Республики Башкортостан о предоставлении последнему благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории <...> с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 квадратных метров, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <...> проведена проверка по факту не предоставления жилого помещения Васильеву В.И. Проверкой установлено, что Васильев В.И., <...> года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Кумертауского городского суда от <...> установлен факт отсутствия родительского попечения в отношении Васильева В.И. в связи с тем, что его мать - УУУ лишена родительских прав в отношении сына решением Кумертауского городского суда от <...>, а местонахождение отца- ХХХ неизвестно с <...> года. Постановлением администрации ГО <...> от <...> <...> Васильев В.И. устроен на воспитание в семью А. Постановлением администрации ГО <...> от <...> <...> Васильев устроен на воспитание в приемную семью Б. <...> Васильев В.И. окончил МОУ «Средняя общеобразовательная школа <...> <...>». Васильев В.И. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения. На основании постановления администрации <...> РБ от <...> <...>, Васильев В.И. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения с <...> года. Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные требования содержатся в ст. 8 Закона РБ ОТ 27 октября 1998 года № 188-з. В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Согласно п.5 Закона РБ от 27 октября 1998 г. № 188-з предусмотренные данным законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Согласно ч.1 ст.1 и ст.2 Закона РБ от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях. В соответствии с ч.1 ст.8 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год. Согласно распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2013 год городу Кумертау выделены субвенции в размере <...> тыс.руб. Решением Совета городского округа город Кумертау от 28 апреля 2012 года № 3-6 «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Вместе с тем, в нарушение приведенных норм Васильев В.И. с <...> жилой площадью не обеспечен. В соответствии со ст.45 ч.1 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Васильев В.И.юридически неграмотен, средств, для обращения за квалифицированной юридической помощью, не имеет, в связи с тяжелым материальным положением, оставшись без попечения родителей, относится к незащищенной категории граждан.
В судебном заседании прокурор Кочетова И.С. поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.
Истец Васильев В.И. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Просит удовлетворить иск прокурора <...>.
Представитель ответчика администрации Городского округа город Кумертау РБ Билалова А.К., действующая на основании доверенности <...> от <...>, в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствии. Возражала против удовлетворения иска прокурора, указывая, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Администрации муниципальных районов и городских округов предоставляют в Министерство образования РБ списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных на учет для предоставления жилых помещений, заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот. Обеспечение жильем детей-сирот будет производиться по мере поступления денежных средств из Бюджета Республики Башкортостан в порядке очередности постановки на учет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Правительства Республики Башкортостан, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Согласно пункту 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статье 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан (по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Законов РБ от 06 ноября 2007 года N 483-з, от 31 октября 2011 N 451-з).
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено: Финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.
Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам, (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов. Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Судом установлено, что Васильев В.И. родился <...>. Отцом Васильева В.И. является ХХХ, мать - УУУ, что подтверждается свидетельством о рождении <...> <...> (л.д.22). Мать истца лишена родительских прав в отношении Васильева В.И. решением Кумертауского городского суда от <...>, местонахождение отца ХХХ неизвестно с <...> года. Согласно справке <...> от <...> Васильев В.И. регистрирован по адресу <...>24 ( л.д.18). Кроме него в указанной квартире зарегистрированы бабушка Р. и мать УУУ Истец фактически проживает по адресу <...> поскольку в закрепленной комнате проживает УУУ, состоящая на учете в Кумертауском противотуберкулезном диспансере. Согласно справке Кумертауского противотуберкулезного диспансера УУУ состоит на учете в тубдиспансере с 2008 года, с диагнозом инфильтративный туберкулез в стадии распада( л.д.27).
Решением Кумертауского городского народного суда от <...>, вступившим в законную силу <...>, установлен факт отсутствия родительского попечения в отношении Васильева В.И..
Постановлением Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан от <...> <...> с <...> Васильев В.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте( л.д.8).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> от <...> <...> Васильев В.И. на праве собственности жилья не имеет ( л.д.13).
В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Васильев В.И. на основании статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма в пределах нормы, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РБ от 21 января 2011 года N 7, то есть площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Совета городского округа <...> от 28 апреля 2012 года № 3-6 «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории городского округа <...> Республики Башкортостан» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <...> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <...> ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░.░., ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 20 ░░░░░░░ 2013 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░