Судья: Боровкова Л.В. 24RS0012-01-2020-001002-92
Дело №33-8030/2021
045г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 октября 2021г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Охременко О.В., Сударьковой Е.В.,
помощника судьи: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску прокурора г.Дивногорска в интересах Горностаевой Елены Сергеевны к КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
по апелляционной жалобе Горностаевой Е.С.,
по апелляционному представлению и.о. прокурора г.Дивногорска Полищук И.А.,
на решение Дивногорского городского суда от 02 апреля 2021г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.Дивногорска, действующий в интересах Горностаевой Е.С., обратился в суд с иском к КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы. Требования прокурор мотивировал тем, что Горностаева Е.С. работает в должности <данные изъяты> центром общей врачебной практики (семейной медицины) - врачом общей практики, в апреле - мае 2020г. она принимала участие в оказании медицинской помощи пациентам, у которых впоследствии был подтвержден диагноз «новая коронавирусная инфекция». По итогам работы ей были произведены выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020г. №415 исходя из учета времени, фактически отработанного с пациентами с подтвержденным диагнозом, а не за все отработанное работником время по графику работы. 03 июля 2020г. в адрес учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Красноярского края, поступили разъяснения о том, что при установлении выплат стимулирующего характера, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020г. №415, рекомендовано учитывать дифференцированный подход, согласно которому указанные выплаты начисляются работникам из учета времени, фактически отработанного с пациентами с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции. Избирательный подход Министерства здравоохранения Красноярского края к учету рабочего времени и его оплате (работникам специализированных бригад - по графику, иным работникам - за смену) не предусмотрен постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020г. №415 и основан на неверном толковании его содержания. В этой связи прокурор просил суд взыскать с ответчика в пользу Горностаевой Е.С. недоначисленную заработную плату в размере 85422 68 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Горностаева Е.С. и в апелляционном представлении и.о. прокурора г.Дивногорска Полищук И.А. просят отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Суд не принял во внимание, что до 28 мая 2020г. трудовая функция истицы соответствовала характеру деятельности, предусмотренному Правилами, утвержденными проставлением Правительства РФ от 02 апреля 2020г. №415, в связи с чем она имеет право на получение указанных выплат за все отработанное время по графику.
В возражениях на апелляционное представление представитель КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» Даниленко А.В., ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ответчика КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница», представители третьих лиц Министерства здравоохранения Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истицы Горностаевой Е.С., представителя процессуального истца прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Воротынской О.О., обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд, принимая во внимание письмо Министерства здравоохранения Красноярского края от 25 сентября 2020г. №16-З/И/1-6965, согласно которому стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020г. №494 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, исходил из того, что Горностаева Е.С. в состав специализированной бригады не была включена, доля отработанных ею дней (часов) по графику медицинского работника за апрель 2020г. составила 5,93%, за май 2020г. - 17,79%; из протокола согласования указанного списка следует, что Горностаева Е.С. в апреле 2020г. отработала 7,2 час., в мае 2020г. - 28,8 час. В этой связи суд пришел к выводу о том, что истица не подпадает под категорию медицинских работников, которым стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ выплачивались в полном размере за все отработанное по графику время, т.к. не соблюдены условия назначения указанных выплат, поскольку истица не была включена в состав специализированной бригады скорой медицинской помощи и не оказывала медицинскую помощь постоянно в течение полного рабочего дня. Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании стимулирующей выплаты за отработанное истицей время по графику за апрель, май 2020г.
Судебная коллегия с решением суда согласиться не может, поскольку выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.75 Федерального закона от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020г. №415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, действовавшие в период спорных правоотношений (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п.п. «г» п.10 Правил средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Согласно пункту 11 Правил локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются:
а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;
б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Таким образом, выплаты стимулирующего характера производятся за фактически отработанное работником время по графику работы, т.е за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, и в других случаях, предусмотренных законодательством. Учет рабочего времени и оплата труда работникам специализированных бригад, иным работникам исходя из времени, фактически отработанного с пациентами с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией указанными Правилами не предусмотрены.
Материалами дела подтверждено, что КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» зарегистрирована в Межрайонной инспекции МИФНС РФ №22 по Красноярскому краю и осуществляет экономическую деятельность в сфере здравоохранения.
Горностаева Е.С. на основании трудового договора от 30 августа 2017г. №1516-БС была принята на работу в КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» на должность <данные изъяты> на 1 ставку.
Согласно п.1.1 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 20 декабря 2012г. №1183н, должность «заведующая центром общей врачебной практики (семейной медицины) - врач общей практики (семейный врач)» относится к категории «должности руководителей».
По результатам проведенной прокуратурой г.Дивногорска проверки установлено, что Горностаева Е.С. в апреле, мае 2020г. принимала участие в оказании медицинской помощи лицам, у которых впоследствии был подтвержден диагноз «новая коронавирусная инфекция». По итогам работы Горностаевой Е.С. произведены выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020г. №415, за апрель, май 2020г. в сумме 26255 руб. 74 коп. за фактически отработанное с пациентами с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции время.
Также из материалов дела видно, что специализированные бригады по оказанию медицинской помощи пациентам с диагнозом «новая коронавирусная инфекция» были созданы на основании приказа КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» от 28 мая 2020г. №418 и начали свою работу с 28 августа 2020г.
Таким образом, Горностаева Е.С., как <данные изъяты> КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница», принимавшая непосредственное участие в оказании специализированной медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией и лицам, имеющим признаки этого заболевания в период до определения перечня подразделений медицинского учреждения, работники которого имеют право на получение выплат за все отработанное время по графику, т.е. в период до 28 мая 2020г., имела право на получение указанных выплат исходя из фактически отработанного времени за месяц по графику.
Поскольку ответчик произвел расчет заработной платы истицы за апрель, май 2020г. с нарушением вышеуказанных Правил, у суда не имелось законных оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика в пользу истицы недоначисленной заработной платы за апрель, май 2020г. в размере 85422 руб. 68 коп. исходя из следующего расчета.
В соответствии с п.п. «г» п.10 Правил стимулирующая выплата врачам подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам- педиатрам участковым, врачам-пульмонологам) составляет 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте РФ за 9 месяцев 2019г.
По данным Федеральной службы государственной статистики среднемесячный доход от трудовой деятельности в Красноярском крае за 9 месяцев 2019г. составил 42368 руб.
42368 руб. х 80% = 33894 руб. 40 коп.,
33894 руб. 40 коп. х 1,6 (районный коэффициент -1,3, надбавка за стаж работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями - 30%) = 54231 руб. 04 коп.,
В апреле 2020г. истицей отработано 157,4 час. (22 дня) при норме рабочего времени 157, 4 час.
В мае 2020г. истицей отработано 128,6 час. (18 дней) при норме рабочего времени 121,4 час.
За апрель 2020г. стимулирующая выплата составит 54231 руб. 04 коп.
За май 2020г. стимулирующая выплата составит 57447 руб. 38 коп. (54231 руб. 04 коп. : 121,4 час. х 128,6 час.).
Согласно реестрам №752 от 08 июня 2020г., №951 от 10 июля 2020г., №1062 от 10 июля 2020г. (л.д.87,89,91) ответчиком начислено и выплачено истице за апрель, май 2020г. 26255 руб. 74 коп. (16079 руб. 74 коп. + 528 руб. 42 коп. + 9647 руб. 58 коп.)
54231 руб. 04 коп. + 57447 руб. 38 коп. - 26255 руб. 74 коп. = 85422 руб. 68 коп. - размер недоначисленной заработной платы в виде стимулирующих выплат за апрель, май 2020г., подлежащий взысканию с ответчика в пользу истицы.
В связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 2762 руб. 68 коп. (85422 руб. 68 коп. - 20000 руб.) х 3% + 800 руб.).
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Дивногорского городского суда от 02 апреля 2021г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора г.Дивногорска в интересах Горностаевой Елены Сергеевны к КБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» в пользу Горностаевой Елены Сергеевны недоначисленную заработную плату в виде стимулирующих выплат за апрель, май 2020г. в размере 85422 руб. 68 коп., в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2762 руб. 68 коп.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 октября 2021г.