УИД 10RS0017-01-2019-001093-82
Дело №2-840/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего по делу судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титкова С.А., Титковой Л.А. к Сакевич Т.К., нотариусу г. Сортавала Кежаевой Л.Е. о признании завещания недействительным,
установил:
истцы обратились с настоящим исковым заявлением к ответчику Сакевич Т.К., в котором просили суд признать недействительным завещание Титкова А.П., умершего <Дата обезличена>, составленное 17.05.2018 в пользу Сакевич Т.К. В обоснование заявленных требований истцы указывают, что <Дата обезличена> умер их отец Титков А.П., который состоял в фактических брачных отношениях с Сакевич Т.К. На момент смерти Титкову А.П. принадлежала на праве собственности квартира по адресу: <Адрес обезличен>, а также земельный участок для ведения садоводства с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположен по адресу: Хаапалампинское сельское поселение, СОНТ «<Данные изъяты>», участок №<Номер обезличен>. Истцы в установленный законом срок обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Нотариус Кежаева Л.Е. сообщила Титкову С.А., Титковой Л.А. о том, что 17.05.2018 Титковым А.П. составлено завещание в пользу Сакевич Т.К. Истцы обратились с исковым заявлением об оспаривании завещания. Решением Сортавальского городского суда от 23.08.2019 в удовлетворении иска отказано. Основанием для обращения с настоящим иском послужило то обстоятельство, что в процессе рассмотрения дела №2-358/2019 истцам стало известно о нарушении тайны завещания. В частности, Сакевич Т.К. сообщила суду, что 17.05.2018 она присутствовала в служебном помещении нотариуса Кежаевой Л.Е. при подписании завещания Титковым А.П. При этом нотариус разъясняла наследодателю его права и обязанности, зачитывала содержание завещания перед тем, как Титков А.П. поставил свою подпись. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом судебного заседания от 24.05.2019. Тем самым в момент подписания завещания Сакевич Т.К., являясь посторонним человеком, находилась в служебном помещении нотариуса. Истцы полагают, что действия нотариуса по разглашению тайны завещания не являются законными, не соответствуют ст. 1123 ГК РФ, а также требованиям Основ законодательства о нотариате в РФ, что является основанием для признания завещания недействительным и о чем просят истцы.
Протокольным определением суда от 23.10.2019 в качестве соответчика к участию в деле привлечен нотариус г. Сортавала Кежаева Л.Е.
В судебном заседании истцы Титков С.А., Титкова Л.А. и их представитель адвокат Русаков А.В., действующий на основании ордера №108 от 23.10.2019, заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Полагают, что тайна завещания была нарушена, в связи с чем завещание должно быть признано недействительным.
Ответчик Сакевич Т.К. и ее представитель по доверенности Полищук О.В. возражали относительно заявленных требований. Отметили, что пояснения Сакевич Т.К. отраженные в протоколе от 24.05.2019 в рамках гражданского дела №2-358/2019 не подтверждают доводы истца о нарушении тайны завещания, поскольку в нем не указано, что Сакевич Т.К. непосредственно находилась в служебном помещении, где составлялось завещание Титковым А.П. В действительности, Сакевич Т.К. находилась в коридоре перед кабинетом нотариуса, где ожидала Титкова А.П. Поскольку кабинет небольшой - она слышала, что идет разговор нотариуса с Титковым А.П., но что конкретно говорилось, она не слышала.
Ответчик нотариус Кежаева Л.Е. в судебном заседании по иску возражала. Пояснила суду, что в помещении, где составлялось завещание Титков А.П., находился один. Возможно, Сакевич Т.К. помогла Титкову А.П. дойти до кабинета и ожидала его в коридоре, но она этого не помнит. Также указала, что с Сакевич Т.К. и Титковым А.П. лично не знакома.
В судебном заседании допрошен свидетель помощник нотариуса Кежаевой Л.Е. Куклина М.С.
Выслушав истцов и их представителя, ответчика Сакевич Т.К. и его представителя, ответчика нотариуса Кежаеву Л.Е., свидетеля, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела №2-358/2019, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что 17.05.2018 Титковым А.П. составлено завещание, удостоверенное нотариусом нотариального округа г. Сортавала Кежаевой Л.Е., которым все свое имущество Титков А.П. завещал Сакевич Т.К.
Истцы являются детьми умершего 08.06.2018 Титкова А.П. и наследниками первой очереди по закону к его имуществу.
Титков С.А. и Титкова Л.А. обратились к нотариусу Кежаевой Л.Е. с заявлениями о принятии наследства 07.09.2018 и 20.11.2018 соответственно.
Нотариусом истцам было сообщено, что имеется завещание в пользу Сакевич Т.К. и разъяснено, что они имеют право обратиться в суд для разрешения спорных вопросов в срок до 08.12.2018.
10.12.2018 Сакевич Т.К. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию к имуществу умершего Титкова А.П.: квартиру по адресу: <Адрес обезличен>; земельный участок, находящийся по адресу: г. Сортавала, СОНТ «<Данные изъяты>», участок <Номер обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>; денежный вклад, хранящийся в ПАО Сбербанк России, с причитающимися процентами.
Судом также установлено, что решением Сортавальского городского суда от 23.08.2019 по гражданскому делу №2-358/2019 исковые требования Титкова С.А., Титковой Л.А. к Сакевич Т.К. о признании завещания недействительным оставлены без удовлетворения. Основанием для обращения истцов с исковым заявлением об оспаривании завещания явилось утверждение истцов о неспособности Титкова А.П. понимать значение своих действий и руководить ими в момент составления завещания ввиду болезни и принятия сильнодействующих медицинских препаратов. В рамках гражданского дела №2-358/2019 проведена судебно-психиатричекая экспертиза, по результатам которой экспертами определено, что 17.05.2018 Титков А.П. мог понимать значение своих действий и руководить ими, назначение противоболевых препаратов не превышало среднетерапевтическиз дозировок и не сопровождалось развитием каких-либо побочных эффектов. Решение вступило в законную силу 01.10.2019.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 61 ГПК РФ).
В настоящем деле истцы оспаривают завещание Титкова А.П. от 17.05.2018 ввиду нарушения тайны завещания на основании ст. 1123 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1131 Гражданского кодекса РФ при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание) (п. 1).
Не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя (п. 3).
Согласно ст. 1123 ГК РФ нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, супруг, участвующий в совершении совместного завещания супругов, супруг, присутствующий при удостоверении завещания другого супруга, сторона наследственного договора, нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата, и лица, осуществляющие обработку данных единой информационной системы нотариата, а также гражданин, подписывающий завещание или наследственный договор вместо завещателя или наследодателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания или наследственного договора, их совершения, заключения, изменения или отмены. Лицо, не являющееся исполнителем завещания, нотариусом или другим удостоверяющим завещание лицом, не вправе разглашать указанные сведения и после открытия наследства, если разглашение указанных сведений будет противоречить статье 152.2 настоящего Кодекса.
В случае нарушения тайны завещания завещатель вправе потребовать компенсацию морального вреда, а также воспользоваться другими способами защиты гражданских прав, предусмотренными настоящим Кодексом.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные ВС РФ 11.02.1993 г. N 4462-1, в ст. ст. 42, 43, 44, 45.1 предусматривают, что при совершении нотариального действия нотариус обязан установить личность обратившегося за совершением нотариального действия лица и проверить его дееспособность, а также зачитать вслух содержание нотариально удостоверяемой сделки, при этом документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии нотариуса, а текст нотариально оформляемого документа на бумажном носителе должен быть изготовлен с помощью технических средств или написан от руки и быть легко читаемым.
В п. п. 3, 5, 8, 10, 33, 34, 36, 37, 39, 41, 42, 46, 51 Методических рекомендаций по удостоверению завещаний, принятию нотариусом закрытого завещания, вскрытию и оглашению закрытого завещания, утвержденных Решением Правления ФНП от 01-02.07.2004 г., Протокол N 04/04, также установлено, что до удостоверения завещания нотариусом в обязательном порядке проверяются личность и дееспособность обратившегося к нему гражданина, выясняется воля завещателя, направленная на определение судьбы его имущества на день смерти, принимаются меры, позволяющие завещателю изложить волю свободно, без влияния третьих лиц на ее формирование, для чего текст завещания должен точно воспроизводить волю завещателя, а положения завещания - излагаться ясно и однозначно, исключая возможность различного толкования завещания. При этом при нотариальном удостоверении завещания допускается присутствие помимо завещателя и нотариуса только переводчика, исполнителя завещания, свидетеля, лица, подписывающего завещание вместо завещателя (рукоприкладчика), лишь при изъявлении на это желания завещателя. Завещание подписывается завещателем собственноручно в присутствии нотариуса, подписание завещания вместо завещателя рукоприкладчиком допускается исключительно в случаях, прямо предусмотренных Гражданским кодексом РФ (ст. 1125): физические недостатки завещателя, его тяжелая болезнь или неграмотность. Завещание подписывается рукоприкладчиком по просьбе завещателя в его присутствии и в присутствии нотариуса. При составлении и нотариальном удостоверении завещания по желанию завещателя может присутствовать свидетель. Для того чтобы указанное завещателем лицо могло в качестве свидетеля присутствовать при составлении и нотариальном удостоверении завещания, нотариус выясняет, не относится ли оно к кругу лиц, которые не могут быть свидетелями в соответствии с законом (п. 2 ст. 1124 ГК РФ). При этом в завещании и удостоверительной надписи нотариуса отмечается факт присутствия по желанию завещателя свидетеля, указываются его фамилия, имя, отчество, место жительства в соответствии с документом, удостоверяющим личность свидетеля, а в случае необходимости - с дополнительными документами о месте жительства свидетеля.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании (в частности, завещание, отказ от наследства, отказ от завещательного отказа), могут быть признаны судом недействительными в соответствии с общими положениями о недействительности сделок (§ 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации) и специальными правилами раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» завещания относятся к числу недействительных вследствие ничтожности при несоблюдении установленных ГК РФ требований: обладания гражданином, совершающим завещание, в этот момент дееспособностью в полном объеме (пункт 2 статьи 1118 ГК РФ), недопустимости совершения завещания через представителя либо двумя или более гражданами (пункты 3 и 4 статьи 1118 ГК РФ), письменной формы завещания и его удостоверения (пункт 1 статьи 1124 ГК РФ), обязательного присутствия свидетеля при составлении, подписании, удостоверении или передаче завещания нотариусу в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 1126, пунктом 2 статьи 1127 и абзацем вторым пункта 1 статьи 1129 ГК РФ (пункт 3 статьи 1124 ГК РФ), в других случаях, установленных законом.
Завещание может быть признано недействительным по решению суда, в частности, в случаях: несоответствия лица, привлеченного в качестве свидетеля, а также лица, подписывающего завещание по просьбе завещателя (абзац второй пункта 3 статьи 1125 ГК РФ), требованиям, установленным пунктом 2 статьи 1124 ГК РФ; присутствия при составлении, подписании, удостоверении завещания и при его передаче нотариусу лица, в пользу которого составлено завещание или сделан завещательный отказ, супруга такого лица, его детей и родителей (пункт 2 статьи 1124 ГК РФ); в иных случаях, если судом установлено наличие нарушений порядка составления, подписания или удостоверения завещания, а также недостатков завещания, искажающих волеизъявление завещателя.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства стороной истца не представлено доказательств нарушения нотариусом тайны завещания.
Нотариус Кежаева Л.Е. пояснила, что при составлении завещания Титков А.П. в служебном помещении находился один, Сакевич Т.К. не присутствовала при составлении завещания, иных посторонних лиц не было.
Свидетель Куклина М.С. в судебном заседании пояснила, что не помнит конкретно Титкова А.П., но однозначно может подтвердить, что при составлении завещания посторонние лица не присутствуют, это исключено. 17.05.2019 она также находилась на рабочем месте и может утверждать, что при ней не было нарушения тайны завещания.
Таким образом, суду не представлено достоверных и достаточных доказательств нарушения тайны завещания со стороны ответчика.
Сама по себе ссылка на протокол судебного заседания от 24.05.2019 по гражданскому делу №2-358/2019, в котором Сакевич Т.К., отвечая на вопросы указала, что «у нотариуса при подписании Титковым А.П. завещания присутствовал секретарь, нотариус, Титков А.П. и Сакевич Т.К.», что нотариусом задавались вопросы Титкову А.П. и он на них отвечал, а также, что сама Сакевич Т.К. присутствовала у нотариуса, не опровергают выводов суда, поскольку из пояснений нотариуса, самой Сакевич Т.К., свидетеля следует, что Сакевич Т.К. находилась в коридоре перед кабинетом нотариуса и могла слышать отдельные фразы, а также понимать, что там происходит.
При этом суд также считает, что необходимым отметить, что само по себе присутствие наследника при составлении и подписании завещания, не относится к безусловным основаниям признания завещания недействительным, поскольку законодатель защищает тайну завещания, если сам наследодатель заинтересован в сохранении этой тайны.
Тем самым, суд вправе признать завещание недействительным, если присутствие лица, в пользу которого составлено завещание, повлекло искажение волеизъявления завещателя, чего не было установлено по настоящему делу.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 1118, 1119, 1123, 1124 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», приходит к выводу, что завещание в пользу Сакевич Т.К. составлено со слов Титкова А.П., то есть в завещании отражена воля завещателя, завещание подписано завещателем собственноручно, подлинность подписи не оспорена, доказательств составления завещания помимо воли наследодателя не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для признания оспариваемого завещания недействительным.
Каких-либо доказательств о заинтересованности нотариуса в совершении сделки также суду не представлено.
Таким образом, порядок составления, подписания и удостоверения завещания не был нарушен, что влечет отказ в удовлетворении настоящего искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Титкова С.А., Титковой Л.А. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение изготовлено судом 04.12.2019.