Дело №12-543/2020 (УИД 69RS0040-02-2020-000556-32)
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
07 мая 2020 года г. Тверь
Судья Центрального районного суда города Твери Панасюк Т.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора государственного казённого общеобразовательного учреждения «Тверская школа-интернат №2» Широковой В.В. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тверской области Федорина О.О. от 22.01.2020 №27 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица государственного казённого общеобразовательного учреждения «Тверская школа-интернат №2»,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тверской области Федорина О.О. юридическое лицо государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тверская школа интернат №2» (далее по тексту ГКОУ «Тверская школа интернат №2») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д.72-73).
Из текста обжалуемого постановления следует, что объективная сторона вменённого административного правонарушения выразилась в следующем. 04.12.2019 в 15 часов 30 минут в ходе проведения проверки в отношении ГКОУ «Тверская школа интернат №2» выявлены следующие нарушения: покрытие проездов, подходов и дорожек на территории ГКОУ «Тверская школа интернат №2» с выбоинами и дефектами, что не соответствует п.3.11 СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Данное бездействие квалифицировано по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
Директор ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» Широкова В.В. в предусмотренный действующим законодательством срок обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просила его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указала на отсутствие оснований для привлечения ГКОУ «Тверская школа интернат №2» к административной ответственности. При назначении административного наказания предоставленные юридическим лицом документы в подтверждение отсутствия вины в совершении правонарушения не были приняты во внимание, им не дана надлежащая оценка, как доказательствам, указывающим на принятие всех возможных мер по соблюдению действующего законодательства задолго до проведённой проверки. Предоставленные учреждением документы, подтверждающие совершение ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» неоднократных действий, направленных на вынесение учредителями положительного решения по ремонту внутридомовой территории, не приняты во внимание.
В 2012 году ООО «ТрансИнжПроект» по заказу ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» изготовлена проектная документация о приведении в нормативное состояние внутридворовых территорий учреждения, учредителем которого является Тверская область. От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляют Правительство Тверской области, Министерство образования Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, собственником имущества учреждения также является Тверская область (государственная собственность). Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. Пунктом 8.2 Устава учреждения к компетенции учредителя отнесено, в том числе, финансовое обеспечение учреждения; установлена обязанность осуществлять бюджетное финансирование учреждения. Ответственность учреждения закреплена в п.2.6 Устава и ограничена надлежащим осуществлением образовательных функций в соответствии с законодательством об образовании, перечень является исчерпывающим. Должностной инструкцией директора ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» не предусмотрено право и обязанность без согласия учредителя по собственной инициативе проводить ремонтные работы на дворовой территории, находящейся в оперативном управлении учреждения. ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» в лице директора неоднократно заявляло о несоответствии внутридворовой территории нормативам и запрашивало у учредителя выделения средств на благоустройство, регулярно производя перерасчеты по ценам. Положительное решение учредителя (собственника имущества учреждения) о выделении денежных средств на ремонт территории было принято только 27.12.2019, о чем директора Широкову В.В. уведомили письмом Министерства образования Тверской области. Данный документ предоставлен в административный орган до вынесения постановления о назначении административного наказания. Таким образом, учреждение предпринимало все зависящие от него меры по приведению территории в соответствие с законодательством РФ с 2012 года, но не имело материальной (отсутствие бюджетного финансирования) и технической (отсутствие оборудования и материалов для устранения выбоин и дефектов дорожек, квалифицированного персонала) возможности, полномочий по перераспределению бюджетных средств (целевое финансирование), заключению государственных контрактов на благоустройство внутридворовой территории без согласования с учредителем.
Выбоины и дефекты дворовых дорожек, обнаруженные в результате выездной поверки, не нарушают условия отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, не угрожают санитарно-эпидемиологическому благополучию обучающихся, следовательно, состав правонарушения в конкретном случае формален. Материалами дела об административном правонарушении вина ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» не подтверждена. Таким образом, в силу вышеуказанных обстоятельств юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
Кроме того, в данном случае наложение административного штрафа на учреждение, не совершившее административное правонарушение, не достигнет цели предупреждения совершения новых правонарушений, поскольку заявитель не может объективно повлиять на его изменение, а лишь даёт контролирующим органам возможность повторно назначать учреждению административные наказания в большем размере, что не улучшает положение детей, а только усложняет материальное положение учреждения.
Защитник ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» на основании доверенности Шкарина А.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объёме, полагала вынесенное постановление подлежащим отмене. Обратила внимание на то, что при вынесении постановления не учтены представленные директором учреждения документы, свидетельствующие о принятии всех возможных мер, направленных на устранение имеющихся нарушений, оценка данным документам в постановлении не дана.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Тверской области на основании доверенности Повелихина Е.В. в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва на жалобу ГКОУ «Тверская школа-интернат №2», из которого следует, что обжалуемое постановление полностью соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Принявшим постановление должностным лицом проанализированы все имеющиеся в деле доказательства, им дана соответствующая оценка, выводы мотивированы. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ допущено не было. В данном случае вменяемое заявителю правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает наличие существенной угрозы охраняемым отношениям в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства. При этом соблюдение данных требований направлено на защиту здоровья детей и не может быть малозначительным. ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» в силу положений ст.ст.48, 56 ГК РФ, ст.11 Федерального закона №52-ФЗ, Устава учреждения несет самостоятельную ответственность за свою деятельность. Отсутствие финансовых средств не может являться основанием для неисполнения учреждением императивных требований санитарного законодательства.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 ст.6.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 направлены на охрану здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья в период пребывания их в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ).
Санитарные правила распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (далее - организации для обучающихся с ОВЗ) с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием в них обучающихся с ОВЗ, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях (пункт 1.1 СанПиН 2.4.2.3286-15).
В соответствии с п.1.2 СанПиН 2.4.2.3286-15, данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ, оборудованию и содержанию территории организации, зданию и оборудованию помещений.
Пунктом 3.11 СанПиН 2.4.2.3286-15 предусмотрено, что все проезды и подходы к зданию в пределах участка, дорожки к физкультурно-спортивной зоне, зонам отдыха и игровых площадок, хозяйственной зоне, хозяйственным постройкам, площадкам для мусоросборников оборудуются твердым покрытием. Покрытие проездов, подходов и дорожек должно быть ровным, без выбоин и дефектов.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Роспотребнадзора по Тверской области 19.11.2019 поступило обращение вх.№3712/ж-2019 от ФИО1 матери ребенка-инвалида ФИО2, обучающейся в <данные изъяты> классе Тверской школы-интерната №2, из которого следует, что в школе обучается много детей с ограниченными возможностями здоровья, а дорога, ведущая к входу в школу, разбита, асфальтированное покрытие в ненадлежащем состояние, после дождя образуются большие лужи, которые невозможно обойти. Для детей, имеющих проблемы с передвижением, проход к школе проблематичен. Руководство школы действий по восстановлению покрытия дороги не предпринимает (л.д. 40).
Управлением Роспотребнадзора по Тверской области 03.12.2019 вынесено определение №50 о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.6.7 ч.1 КоАП РФ в отношении ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» и проведении административного расследования (л.д.45).
03.12.2019 Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в рамках административного расследования истребованы в ГКОУ «Тверская школа-интернат № 2» сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении: устав, документы, подтверждающие полномочия законного представителя (руководителя), должностная инструкция директора ГКОУ «Тверская школа-интернат № 2», что подтверждается определением №50 от 03.12.2019 (л.д.46).
04.12.2019 Управлением Роспотребнадзора по Тверской области произведен осмотр принадлежащих ГКОУ «Тверская школа-интернат № 2» территорий, что подтверждается протоколом осмотра от 04.12.2019, согласно которому на территорию школы-интерната оборудовано 2 въезда и 4 калитки. Покрытие проездов, подходов и дорожек с выбоинами и дефектами, что не соответствует п.3.11 СанПиН 2.4.2.3286-15 (л.д.47-52).
Согласно протоколу об административном правонарушении №970/02 от 26.12.2019, 04.12.2019 в 15 часов 30 минут в ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» по адресу: 170028 Тверская область, г.Тверь, ул.Орджоникидзе, д.49 «д» выявлены следующие нарушения санитарного законодательства: покрытие проездов, подходов и дорожек на территории ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» с выбоинами и дефектами, что не соответствует п.3.11 СанПиН 2.4.2.3286-15 (л.д.59-63).
Как следует из представленных материалов, на рассмотрение дела об административном правонарушении законный представитель ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» Широкова В.В. представила в копиях письмо Министерства образования Тверской области от 27.12.2019 №1-01-28/18518-04 об объёмах бюджетных ассигнований на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов (л.д.70), информацию о распределении бюджетных ассигнований на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов (л.д.71), бюджетную смету на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов, утверждённую и.о.Министра образования Тверской области 14.01.2020 (л.д.69). О представлении данных документов имеется указание в обжалуемом постановлении.
Также, как следует из указания в протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04.12.2019 (л.д.47-52) администрацией юридического лица представлено информационное письмо №46 от 02.04.2019, согласно которому ею направлялся запрос в Министерство образования о включении ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» в план 2020 года на приведение в нормативное состояние внутридворовой территории, а также представлена информационная справка 19.04.2019, согласно которой средства на приведение в нормативное состояние внутридворовой территории ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» не выделялись.
Все представленные в материалы дела доказательства, вопреки доводам жалобы, оценены должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, в своей совокупности и взаимосвязи, вследствие чего он пришёл к обоснованному выводу о доказанности факта допущенных юридическим лицом нарушений санитарных правил и норм.
Отсутствие в постановлении должной, по мнению подателя жалобы, оценки представленным законным представителем юридического лица документам не свидетельствует о необоснованности обжалуемого постановления и не опровергает изложенных в нём выводов должностного лица.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ в полном объёме подтверждается вышеприведенными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст.26.11 КоАП РФ. Действия юридического лица квалифицированы верно.
Представленные законным представителем ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» при осмотре территории учреждения и при рассмотрении дела об административном правонарушении вышеприведённые документы, а также имеющаяся в материалах дела в копии информация (заявка) учреждения, адресованная Министерству образования Тверской области, о наличии финансовой потребности на материально-техническое оснащение на период с 2020 по 2023 годы от 05.06.2019 №77 (л.д.27) не являются достаточными доказательствами того, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требуется от ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» по характеру обязательства, связанного с обеспечением безопасности перемещения обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, учреждением приняты все зависящие от него меры для надлежащего соблюдения требований санитарного законодательства.
Ссылки в жалобе на составление проектной документации по приведению в нормативное состояние внутридворовых территорий учреждения в 2012 году в совокупности с вышеприведёнными представленными учреждением документами, подтверждающими, в том числе, выделение денежных средств на благоустройство территории только в 2020 году, подтверждают наличие затрудняющих передвижение дефектов дорожек и подходов к школе в нарушение санитарных правил и норм на протяжении длительного времени и недостаточность принимаемых учреждением мер для устранения имеющихся нарушений.
При этом, как следует из текста п.п. 1.8., 1.10, 1.11, 2.5. Устава ГКОУ «Тверская школа интернат №2», учреждение является юридическим лицом, имеет лицевые счета в финансовом органе, органах Федерального казначейства, а также иные счета, открываемые учреждениям в соответствии с законодательством РФ, имеет самостоятельный баланс; вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и выполнять обязанности; отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; вправе привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств; создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В связи с изложенным, вывод постановления о том, что у юридического лица ГКОУ «Тверская школа интернат №2» имелась возможность соблюдения требований действующего санитарного законодательства, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, является верным. Указанные обстоятельства в силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ являются основаниями для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения.
Отсутствие негативных последствий не опровергает выводы о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, поскольку соблюдение санитарных правил в силу п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Доводы жалобы о принятии всех необходимых мер для соблюдения требований санитарных норм и правил не исключают вину учреждения в допущенных нарушениях, поскольку сам факт наличия выявленных нарушений свидетельствует о недостаточности принятых мер по соблюдению требований законодательства.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении административного наказания учтено отсутствие предусмотренных ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, принято во внимание то, что ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» ранее не привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение и наказание назначено в минимальном размере санкции статьи.
Условий для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ обоснованно не усмотрено.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Совершенное правонарушение посягает на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тверской области Федорина О.О. от 22.01.2020 №27 является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 22.01.2020 №27 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.6.7 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ №2» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ №2» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░