Дело № 2-7013/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2014 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Жиленко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой Н.М. о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, возложении обязанности рассмотреть заявление о признании непригодным для проживания помещения,
установил:
Иванова Н.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, возложении обязанности рассмотреть заявление о признании непригодным для проживания помещения.
В обоснование требований заявитель указала, что проживает в комнате площадью 17,8 кв.м по адресу: <адрес>, расположенной в здании МБОУ СОШ № 5 г.Ижевска.
<дата> года она обратилась с заявлением в Администрацию г.Ижевска с заявлением о создании Межведомственной комиссии по вопросу признания помещения, в котором она проживает, пригодным (непригодным) для проживания.
Согласно ответа Администрации Октябрьского района г.Ижевска <номер> <дата> г. было проведено заседание межведомственной комиссии, на котором рассматривался вопрос признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принято решение, что указанные в представленном акте обследования основания не входят в перечень оснований для признания помещения непригодным для проживания, указанных в разделе II Положения о признании помещение жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.06 № 47.
Просит суд признать незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обязать межведомственную комиссию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение её прав путем рассмотрения её заявления, принять решение и оформить его в виде заключения по форме согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
В судебном заседании заявитель Иванова Н.М. суду пояснила, что в указанное помещение вселена вместе с членами семьи в <дата> году, зарегистрирована в установленном порядке, внесена в домовую книгу. Комната была предоставлена ей в связи с работой с школе № 5. С того времени и по настоящее время проживает в данном помещении, постоянно оплачивает коммунальные платежи. Состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения с <дата> г. Помещение для проживания не предназначено, в нем нет санузла, кухни, в школе все время шумно. Фактически межведомственная комиссия её заявление не рассматривала, ограничилась формальной отпиской.
Представитель заявителя Ивановой Н.М. Михалева Е.С., действующая на основании ордера, в судебном заседании заявленные требования поддержала, суду пояснила, что из ответа вообще не понятно, рассматривалось ли заявление по существу и какое принято решение. Заключение межведомственной комиссией в установленном порядке не принято.
Представитель заинтересованного лица Администрации Октябрьского района г.Ижевска Вотяков А.В., действующий по доверенности, суду пояснил, <дата> года Иванова Н.М. обратилась с заявлением в Администрацию г.Ижевска с заявлением о создании Межведомственной комиссии по вопросу признания помещения, в котором она проживает, пригодным (непригодным) для проживания. <дата> г. было проведено заседание межведомственной комиссии, на котором рассматривался вопрос признания помещения, расположенного по адресу: <адрес> принято решение, что в признании данного помещения непригодным для проживания Ивановой Н.М. отказано, т.к. указанные в представленном акте обследования основания не входят в перечень оснований для признания помещения непригодным для проживания, указанных в разделе II Положения о признании помещение жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.06 № 47. Данное помещение является нежилым, что прямо следует из акта обследования, представленного заявителем, а также оно не соответствует критериям жилого помещения, указанным в постановлении № <номер> Основания дл признания его непригодным для проживания, указанные в разделе 3 данного постановления № <номер>, не выявлены.
Представитель заинтересованного лица Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска Филипповский Е.В., действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что спорное помещение е реестре муниципального жилья не значится, жилым не является.
Представитель заинтересованного лица МБОУ СОШ № 5 г.Ижевска в судебное заседание не явился. будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявителем оспаривается бездействие межведомственной комиссии – отказ в рассмотрении её заявления в установленном порядке, доведенный до заявителя в письме от <дата> г. С заявлением об оспаривании указанного представления УК обратилась в суд <дата> г., то есть в пределах установленного законом срока.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что Иванова Н.М проживает в комнате площадью 17,8 кв.м по адресу: <адрес> расположенной в здании МБОУ СОШ № 5 г.Ижевска. Указанные обстоятельства подтверждаются копией домовой книги, согласно которой Иванова Н.М. зарегистрирована в данном помещении, а также её паспортом.
<дата> года Иванова Н.М. обратилась с заявлением в Администрацию г.Ижевска с заявлением о создании Межведомственной комиссии по вопросу признания помещения, в котором она проживает, пригодным (непригодным) для проживания.
Согласно ответа Администрации Октябрьского района г.Ижевска <номер> <дата> г. было проведено заседание межведомственной комиссии, на котором рассматривался вопрос признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принято решение, что указанные в представленном акте обследования основания не входят в перечень оснований для признания помещения непригодным для проживания, указанных в разделе II Положения о признании помещение жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.06 № 47.
Постановлением Администрации города Ижевска от 29 июня 2012 г. N 668 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района г.Ижевска № 1778 от 25.12.2012 при Администрации Октябрьского района г.Ижевска создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещение непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Судом установлено, что <дата> г. на заседании межведомственной комиссии рассматривался вопрос о признании непригодным для постоянного проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (школа № 5).
Доказательств того, что Иванова Н.М. была извещена о заседании комиссии, суду не представлено, ни она сама, ни представитель её интересов на заседание не присутствовали.
По результатам рассмотрения имеющихся документов комиссия пришла к выводу о проведении дополнительного осмотра дома, а также о необходимости приглашения на следующее заседание собственника квартиры N <номер>, расположенной на втором этаже дома.
В соответствии с п.2.3 Административного регламента Результатом предоставления муниципальной услуги является оформленное и утвержденное распоряжением Главы Администрации района г. Ижевска заключение межведомственной комиссии (далее - комиссии) "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
При этом в разделе 3 Административного регламента предусмотрены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
Основанием для начала процедуры является поступление документов с визой Главы Администрации района специалисту Отдела благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, ответственному за подготовку документов на рассмотрение межведомственной комиссии.
Специалист отдела благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации района, ответственный за подготовку документов на рассмотрение межведомственной комиссии в течение семи рабочих дней осуществляет:
- проверку наличия необходимых документов для предоставления муниципальной услуги;
- проверку наличия (отсутствия) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги;
- созыв межведомственной комиссии посредством факсимильной связи;
- запросы по межведомственному взаимодействию по правоустанавливающим документам на собственника жилого помещения или нанимателя, если документы не предоставлены заявителем по собственной инициативе.
Результатом проверки наличия необходимых документов для предоставления муниципальной услуги и созыва межведомственной комиссии является передача документов на рассмотрение межведомственной комиссии.
Результатом рассмотрения заявления и необходимых документов межведомственной комиссией является подготовка специалистом отдела благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства следующих документов:
- три экземпляра проекта заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям, пригодным (непригодным) для проживания либо признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- подписание межведомственной комиссией всех экземпляров проекта заключения;
- три экземпляра проекта распоряжения об утверждении указанного заключения (п.3.1.4)
Согласно п. п.3.1.5 Основанием для принятия Главой Администрации района решения (принятия распоряжения) по итогам работы межведомственной комиссии является направление специалистом отдела благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, ответственным за подготовку документов Главе Администрации района, в течение одного рабочего дня следующих документов:
- заключение в трех экземплярах о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 2 настоящего административного регламента;
- проект распоряжения в трех экземплярах об утверждении указанного заключения.
Согласно представленным суду документам, процедура, предусмотренная разделом 3 Административного регламентам, не соблюдена, результатом явилось принятие решения, не предусмотренного п.47 Положения № 47.
При этом суд не принимает доводы представителя заинтересованного лица Администрации Октябрьского района г.Ижевска о том, что помещение не является жилым, поэтому на него действие Положения № 47 и соответственно Административного регламента не распространяется как противоречащие материалам гражданского дела: согласно технического паспорта, составленного органами тех. инвентаризации, помещение № <номер> по адресу: <адрес>, занимаемой Ивановой Н.М., являлось жилым как на 1977 г. (год введения объекта в эксплуатацию), так и при последующих обследованиях (с <дата>); доказательств изменения его целевого назначения суду не представлено. Акт обследования, составленный администрацией МБО СОШ № 5 г.Ижевска, на который ссылается представитель заинтересованного лица, не является достоверным и допустимым доказательством для установления данного юридического факта. Отсутствие данного помещения в реестре муниципального жилья также не опровергает целевого назначения данного помещения. Наличие в представленных документах каких-либо противоречий не может служить основанием для принятия решения, не предусмотренного действующим законодательством.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как указано в п.25 данного постановления Пленума ВС РФ При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
На основании этого, суд приходит к выводу о том, что со стороны межведомственной комиссии было допущено бездействие, то есть обращение заявителя не было рассмотрено в установленном законом порядке, что является существенным нарушением установленной процедуры.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление Ивановой Н.М. о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, возложении обязанности рассмотреть заявление о признании непригодным для проживания помещения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие межведомственной комиссии при Администрации Октябрьского района г.Ижевска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по рассмотрению заявления Ивановой Н.М.
Обязать межведомственную комиссию при Администрации Октябрьского района г.Ижевска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотреть по существу заявление Ивановой Н.М. от <дата> о пригодности (непригодности) для проживания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме вынесено судьей 27 декабря 2014 г. Судья Кузнецова Н.В.