Дело № 2–205 - 206–2015 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 июня 2015 года Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Устиновой Г.С.
при секретаре Кумариной О.В.
с участием заместителя прокурора Токаревского района Айдарова С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Токаревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чичеринского сельского Совета Токаревского района о возложении обязанности включения в расходную часть бюджета расходов на содержание памятника воину освободителю, расположенного в д. <адрес> и памятника погибшим односельчанам в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г., расположенного в <адрес>.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Токаревского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Чичеринского сельского Совета о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности памятника воину освободителю, расположенного в <адрес> и памятника погибшим односельчанам в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г., расположенного в <адрес> и одновременно просил признать бездействия администрации Чичеринского сельского Совета в не регистрации права собственности на данные объекты недвижимости, незаконными.
В обоснование требований указывал, что в апреле 2015 года прокуратурой Токаревского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности и увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
По результатам проверки было установлено, что на территории Чичеринского сельского Совета находятся памятники односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. – памятник воину освободителю, расположенный в <адрес> и памятник, находящийся в <адрес>.
Данные объекты недвижимости находятся в муниципальной собственности сельсовета и числятся в реестре муниципального имущества. Ежегодно администрацией сельского Совета выделяются средства на содержание, сохранение и благоустройство указанных памятников.
Однако данные средства в бюджете отдельно не заложены, а находятся в общей строке бюджета, предусматривающего расходы на благоустройство.
В связи с этим в судебном заседании прокурор изменил, свои исковые требования и просил обязать администрацию Чичеринского сельского Совета ежегодно включать в расходную часть бюджета сельского Совета расходы на содержание памятников. В части требований о возложении обязанности на администрацию Чичеринского сельского Совета произвести государственную регистрацию права собственности на указанные памятники отказался.
Представитель ответчика Чичеринского сельского Совета глава администрации Агафонов А.В. требования прокурора Токаревского района признал в полном объеме, пояснив, что в бюджете муниципального образования имеется статья расходов на благоустройство, отдельно расходы на содержание памятников в бюджете не заложены.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, будучи надлежаще извещенным о дне, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства по делу и о рассмотрении дела в его отсутствие от него не поступало, своих возражений относительно иска он не представил. В связи, с чем в силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, против чего стороны не возражали.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 3 и 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу ст. 11 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292 – 1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» (с изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.
Согласно закону Тамбовской области от 3 мая 2007 года № 185-З « Об утверждении перечней объектов муниципального имущества, разграничиваемого между муниципальным районом и поселениями на территории Токаревского района Тамбовской области» следует, что в перечень объектов муниципального имущества, остающихся в муниципальной собственности Чичеринского сельсовета Токаревского района, входит памятник воину освободителю, железобетонный, высотой 12 м., балансовой стоимостью 1567 руб., находящийся в <адрес> в районе <адрес> памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г., цементно – бетонный, высотой 3 м., балансовой стоимостью 25334 руб., расположенный в <адрес> в районе <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются также выпиской из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности Чичеринского сельсовета.
Таким образом, из материалов дела следует, что Памятники односельчанам, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, расположены на территории администрации Чичеринского сельского Совета, который является их собственником.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вместе с тем судом установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований Гражданского Кодекса РФ; Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» (с изменениями и дополнениями); Чичеринский сельский Совет, являясь собственником памятников, не предусмотрел отдельно в бюджете администрации расходы на содержание памятника воину освободителю и памятника погибшим воинам в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г., возведенных на территории данного муниципального образования.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц в сфере сохранности памятников.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд считает обоснованным обращение прокурора в суд с указанными исковыми требованиями.
Каких-либо доказательств, опровергающих обоснованность исковых требований, администрацией Чичеринского сельского Совета Токаревского района суду не представлено.
По мнению суда, несмотря на то, что памятники погибшим в Великой Отечественной войне включены в реестр муниципальной собственности сельского Совета, однако данные объекты требуют особого отношения к обеспечению их сохранности, в том числе поддержанию в надлежащем состоянии и защите их от возможного разрушения, уничтожения.
Поэтому отсутствие в бюджете отдельно выделенных средств на содержание памятника, может повлечь за собой нарушение конституционного права граждан на доступ к памятнику, свидетельствующему о героизме советских людей в годы войны, сохранение о погибших памяти, что соответствует интересам настоящего и будущего поколения народов РФ.
С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Токаревского района о возложении обязанности на администрацию Чичеринского сельского Совета включить в расходную часть бюджета муниципального образования отдельно расходы на содержание указанных памятников подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание то обстоятельство, что для исполнения решения суда ответчику необходимо время, суд приходит к выводу о необходимости в силу ст. 206 ГПК РФ установления срока исполнения решения до 1 сентября 2015 года.
Требования прокурора о ежегодном включении в бюджет отдельно расходов на содержание памятников, по мнению суда, сделает невозможным исполнение, принятого решения.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Чичеринского сельского Совета Токаревского района в срок до 1 сентября 2015 года отдельно включить в расходную часть бюджета Чичеринского сельского Совета расходы на содержание памятника воину освободителю, расположенного <адрес> и памятника погибшим односельчанам в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г., расположенного в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский облсуд в течение месяца в апелляционном порядке через районный суд, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Устинова Г.С.
Мотивированное решение изготовлено 3 июня 2015 года.
Судья Устинова Г.С.