Судья Мухаметов А.К. УИД 16RS0051-01-2023-016709-40
Дело № 2-1860/2024
№ 33-9237/2024
учет № 211 г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сахапова Ю.З.,
судей Ахуновой Г.Г., Камалова Р.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галиевой Э.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахапова Ю.З. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Советского районного суда города Казани от 19 февраля 2024 года, которым постановлено:
иск Омариева И.А. удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан (ИНН: <данные изъяты>) организовать обеспечение Омариева И.А. (паспорт <данные изъяты>) сенсорами Guardian Sensor (3) (MMT-7020) к системе непрерывного мониторинга глюкозы инсулиновой помпы Medtronic MiniMed 720G в количестве 5 штук в месяц до окончания срока эксплуатации помпы или отмены лечения.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Омариева И.А. (также истец) обратилась в суд с иском к ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер», Министерству здравоохранения Республики Татарстан (также ответчики) об обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе.
В обоснование требований ею указано, что 14 сентября 2023 г. комиссией ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» Минтруда России истцу была установлена инвалидность 3 группы, поставлен диагноз сахарный диабет 1 типа, осложнение: диабетическая микроангиопатия: непролиератиная диабетическая ретинопатия: диабетическая дистальная сенсо-моторная полинейропатия н/к целевой НbА1 менее 7.0% по состоянию на 13 марта 2020. Клиникой ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России истцу поставлен диагноз сахарный диабет 1 типа, истец находится на помповой инсулинотерапии (инсулиновая помпа Medtronic MiniMed 720G). У истца также имеется инсулиновая помпа Medtronic MiniMed Paradigm REAL-Time MMT-722, трансмиттер Guardian 2 Link, сенсор Enlite. Истец обратилась в ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» с заявлением о бесплатной выдаче расходных материалов к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed 720G – сенсор для инсулиновой помпы Guardian Sensor 3 (трансмиттер Guardian Link 3) к системе непрерывного мониторинга инсулиновой помпы Medtronic MiniMed 720G; а также расходных материалов к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed Paradigm REAL-Time MMT-722 – сенсор для инсулиновой помпы Enlite (трансмиттера Guardian 2 Link) к системе непрерывного мониторинга инсулиновой помпы Medtronic MiniMed Paradigm REAL-Time MMT-722.
1 ноября 2023 г. ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» отказало истцу в выдаче сенсоров для инсулиновой помпы, указывая, что система непрерывного мониторирования не входит перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении социальных услуг. С отказом ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Из выписного эпикриза из истории болезни следует, что истцу установлено бесплатное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе, истец должна быть обеспечена инфузионными системами Квик-сет ММТ-399/397 в количестве 30 штук в месяц и резервуарами ММТ-332 3 мл. в количестве 30 штук в месяц. Инсулиновая помпа для бесперебойной работы предполагает использование такого расходного материала, как сенсоры к системе непрерывного мониторинга.
Истец с учетом уточнения требований просила обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан и ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» бесплатно выдать расходные материалы к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed 720G - сенсор для инсулиновой помпы Guardian Sensor 3 (трансмиттер Guardian Link 3) в количестве 5 штук в месяц.
Судом принято решение о частичном удовлетворении исковых требований, с чем не согласился ответчик, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что право на бесплатное обеспечение сенсорами непрерывного (суточного) мониторирования глюкозы Омариева И.А. не имеет, поскольку врачебной комиссией решение о нуждаемости Омариевой И.А. в таком медицинском изделии не принималось. Утверждение о том, что работа инсулиновой помпы невозможна без расходных материалов к ней – сенсоров непрерывного мониторирования глюкозы не соответствут действительности. Согласно инструкции к инсулиновой помпе Medtronik MiniMed 720G, расходными материалами являются одноразовые резервуары и инфузионные системы для введения инсулина. Сенсоры отнесены к аксессуарам или дополнительным устройствам. Утверждение истца о том, что использование системы непрерывного мониторирования глюкозы оказывает положительный эффект на ее здоровье, позволяет предотвратить эпизоды гипо- и гиперкликемии, не носят правового характера, является субъективным мнением истца. Судом не принято во внимание, что в соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, органы государственной власти республики не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти. Указанные расходы на реализацию федеральных полномочий не предусмотрены в бюджете Республики Татарстан. Министерство здравоохранения Республики Татарстан как орган исполнительной власти отраслевой компетенции по организационного-правовой форме является казенным учреждением, финансируется по смете доходов и расходов. Согласно утверждённому постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2011 № 1052 Положению Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовывает свою работу, в том числе по обеспечению населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения за счет средств, предусмотренных в бюджете республики и не вправе принимать самостоятельные решения, приводящие к увеличению расходов бюджета Республики Татарстан.
Представитель ответчиков ФИО4 в суде апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержала по указанным в ней основаниям, решение суда первой инстанции просила отменить, в иске отказать.
Истец Омариева И.А. и ее представитель ФИО5 в удовлетворении апелляционной жалобы просили отказать, решение суда – оставить в силе.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании апелляционной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1 статьи 113 ГПК РФ, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы до начала судебного заседания не представили.
Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в которой предусмотрен Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В данном Перечне для больных сахарным диабетом 1 и 2 типа с поражением почек, неврологическими нарушениями, нарушениями периферического кровообращения и множественными осложнениями, синдромом диабетической стопы предусмотрено комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включена помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром, в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг включены инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Республики Татарстан Постановлением КМ РТ от 30.12.2022 №1498 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа в названном перечне поименована. Также в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
В соответствии с положениями части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены «Клинические рекомендации «Сахарный диабет 1 типа у взрослых», разделом 3.3.4 которых предусмотрена помповая инсулинотерапия, разделом 3.2 - непрерывное мониторирование глюкозы (НМГ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа с системой круглосуточного мониторинга гликемии.
При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы, резервуара и сенсоров), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены.
Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что истец Омариева И.А., 24 февраля 1968 года рождения, является инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан» № 22 от 14 сентября 2023 г. Ей поставлен «диагноз сахарный диабет 1 типа».
Из пояснений ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» следует, что в июле 2017 г. истец находилась на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ГАУЗ «Городская клиническая больница № 7» города Казани, где ей выставлен диагноз: «Сахарный диабет 1 типа, медленно прогрессирующий. Целевой НвА1С<7,0%».
После выписки из стационара 20 июля 2017 г. истец обратилась в ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» с целью динамического наблюдения и льготного лекарственного обеспечения.
В марте 2020 года в рамках высокотехнологичной медицинской помощи истцу установлена и дана в безвозмездное пользование инсулиновая помпа Medtronic Mini Med Paradigm REAL-Taim MMT 722 в ГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой».
Впоследствии 25 сентября 2023 истец поступила в клинику ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в состоянии средней тяжести с жалобами на боли в организме.
Из выписного эпикриза из истории болезни, следует, что Омариева И.А. с 25 сентября 2023 года по 29 сентября 2023 года находилась на стационарном лечении в ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России.
Для обеспечения жизнедеятельности за счет средств бюджета по программе высокотехнологичной медицинской помощи истцу была установлена инсулиновая помпа Medtronic MiniMed 720G, серийный номер 3141327, выданы сенсоры, трансмиттер Гардиан Линк 3 № 8715724 и осуществлялась помповая инсулинотерапия в базис-болюсном режиме путем непрерывной подкожной инфузии аналога инсулина ультракороткого действия аспарт (Новорапид).
16 октября 2023 года истец обратилась в ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» с заявлением о бесплатной выдаче расходных материалов (сенсоров) к инсулиновой помпе Medtronic Mini Med Paradigm REAL-Taim MMT 722, а также к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed 720G.
В своем ответе от 1 ноября 2023 года № 494 главный врач ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» указал, что система непрерывного мониторирования глюкозы не входит в перечень изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. При этом руководителем медицинского учреждения указано о том, что пациент обеспечивается тест полосками к глюкометру в количестве, необходимом для пациентов без проведения непрерывного мониторинга глюкозы, согласно стандартам оказания медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа.
Полагая, что права Омариевой И.А. на получение медицинской помощи нарушены, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу статьи 29 Федерального закона N 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет.
В Стандарте медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 октября 2020 года, исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования указано в качестве одного из видов диагностики данного заболевания, состояния, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что сенсоры к инсулиновой помпе являются медицинскими изделиями, предназначенными для исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, и относятся к средствам диагностики такого заболевания, состояния как сахарный диабет.
Согласно части 15 статьи 37 Закона N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы о том, что органы государственной власти республики не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, поскольку указанные расходы на реализацию федеральных полномочий не предусмотрены в бюджете Республики Татарстан, судебная коллегия признает несостоятельными в силу следующего.
В силу статьи 4 Федерального закона N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Закона Федерального закона N 323-ФЗ).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ).
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ).
Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Сахарный диабет, представляющий собой группу эндокринных заболеваний, включен в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Это означает, что в рамках ее оказания граждане бесплатно обеспечиваются необходимыми лекарственными препаратами (статья 80 Федерального закона N 323-ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии права истца на бесплатное обеспечение сенсорами непрерывного (суточного) мониторирования глюкозы, поскольку врачебной комиссией решение о нуждаемости Омариевой И.А. в таком медицинском изделии не принималось, признаются несостоятельными судебной коллегией, так как для обеспечения жизнедеятельности за счет средств бюджета по программе высокотехнологичной медицинской помощи истцу была установлена инсулиновая помпа Medtronic MiniMed 720G, серийный номер 3141327, выданы сенсоры, трансмиттер Гардиан Линк 3 №8715724 и осуществлялась помповая инсулинотерапия в базис-болюсном режиме путем непрерывной подкожной инфузии аналога инсулина ультракороткого действия аспарт (Новорапид).
Таким образом, Омариева И.А. относится к числу лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Материалами дела подтверждается нуждаемость Омариевой И.А. в инсулиновой терапии системами постоянной подкожной индукции (установке инсулиновой помпы Medtronic MiniMed 720G.) по медицинским показаниям.
Также судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы относительно того, что не соответствует действительности утверждение о том, что работа инсулиновой помпы невозможна без расходных материалов к ней – сенсоров непрерывного мониторирования глюкозы ввиду следующего.
Обеспечение изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе инвалидов, такая мера направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния.
В отсутствие сенсоров для мониторирования глюкозы работа инсулиновой помпы теряет эффективность своего предназначения, обеспечение истца расходными материалами к инсулиновой помпе с непрерывным мониторированием глюкозы в режиме реального времени необходимо истцу по жизненным показаниям.
Нуждаемость Омариевой И.А. в системе непрерывного мониторинга глюкозы подтверждается представленными в материалы дела документами: выписным эпикризом врачей клиники ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, выписным эпикризом из истории болезни №20ЭО140 ГБУЗ «Кировской клинической больнице № 7 им. В.И. Юрловой».
Ответчиками доказательств того, что имеются иные системы непрерывного мониторинга глюкозы, технические характеристики которых лучше, а стоимость - ниже, чем у сенсоров Guardian Sensor (3) (MMT-7020), обеспечить которыми просит истец, суду не представлено.
Согласно руководству пользователя инсулиновой помпы, Medtronic MiniMed 720G, Guardian Sensor (3) (MMT-7020) применяется вместе с помпой для непрерывного мониторинга уровня глюкозы. Сенсор – это небольшая составная часть системы CGM, которая вводится под кожу для измерения уровня глюкозы в интерстициальной жидкости. Сенсор предназначен для однократного использования.
Сенсоры в Перечнях, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р прямо не поименованы. Суд принимая решение, исходил из того, что сенсор является расходным материалом (принадлежность) к инсулиновой помпе с непрерывным мониторированием глюкозы в режиме реального времени, без которых инсулиновая помпа не может использоваться по назначению.
Помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром предусмотрена в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, а средства суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа) предусмотрены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Данный вывод также согласуется с позицией суда кассационной инстанции, изложенной в определениях от 15.09.2022 по делу N 88-19110/2022 и от 12.01.2023 N 88-1150/2023-(88-27898/2022).
Доводы ответчика со ссылкой на протокол заседания врачебной комиссии ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» № 130 от 17.05.2024 о необходимости отказа в иске, судебная коллегия отклоняет и расценивает выводы врачебной комиссии как возражения одного из ответчиков по делу на заявленные требования. Истец, не согласившись с указанными выводами, оспорила их, обратившись в Росздравнадзор. Кроме того, выводы врачебной комиссии об отсутствии необходимости в применении инсулиновой помпы с непрерывным мониторированием глюкозы в режиме реального времени не опровергают рекомендации ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, где истец находилась на стационарном лечении с 25 сентября 2023 года по 29 сентября 2023 года, и рекомендации врачей клиники ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, выписным эпикризом из истории болезни №20ЭО140 ГБУЗ «Кировской клинической больнице № 7 им. В.И. Юрловой».
При этом судебная коллегия также исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2 ГРК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Статьей 12 названного кодекса установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 1).
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательст░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ 2).
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 55 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░- ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ 1 ░░░░░░ 79 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 199, 327-329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░.░.