56RS0042-01-2024-000178-44
дело № 2-1071/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2024 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Ухоловой М.А.
при секретаре Гуреевой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Оренбурга о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
заявитель 16.01.2024 года обратился в суд с указанным заявлением, просит признать за муниципальным образованием «город Оренбург» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: сеть водоснабжения, протяженностью 41 м, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований заявитель указал, что по истечение 3-х месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. На основании сведений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области право собственности на вышеуказанные объекты не зарегистрированы. На основании Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ спорный объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
В судебное заседание заявитель, заинтересованное лицо ГБУ «ГОСКАДОЦЕНТР Оренбургской области» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель заявителя предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо ТУ Росимущества в Оренбургской области представил отзыв, согласно которому, по данным реестра федерального имущества, объект недвижимости: сеть водоснабжения, протяженностью 41 м, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес> не проходил процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества, и не включен в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области. ТУ Росимущества в Оренбургской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества ФГУП, ФГУ, зарегистрированных на территории Оренбургской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Оренбургской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации. По существу заявленных требований ТУ Росимущества в Оренбургской области не имеет прямой заинтересованности в исходе настоящего дела и просит суд принять решение, исходя из представленных заявителем доказательств, в соответствии с нормами действующего законодательства. Просит рассмотреть дело без их участия.
Представитель заинтересованного лица ООО «Оренбург Водоканал» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Предоставил отзыв, в котором указал, что спорное недвижимое имущество передано Обществу как бесхозяйное передаточным актом № бесхозяйных сетей водоснабжения и канализации в эксплуатацию. Считают, что заявление подлежит удовлетворению, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 262 ГПК РФ предусмотрено, что суд в порядке особого производства рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии со статьями 264, 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм права решение о признании недвижимой вещи бесхозяйной и о передаче ее в собственность лица, вступившего во владение по правилам главы 33 ГПК РФ, статьи 225 ГК РФ допускается только в отношении брошенных вещей. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. Для признания недвижимых вещей бесхозяйными, необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее не известен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.
Установлено, что на основании выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости спорный вышеуказанный объект недвижимого имущества принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости в августе 2023 года.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно данным Департамента имущественных и жилищных отношений (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) спорный объект недвижимого имущества в Реестр имущества, находящегося в собственности МО «город Оренбург» не включен.
Из сведений Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № №), Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) следует, что спорный объект процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области не проходил.
Из письма ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что право собственности на вышеуказанный спорный объект не зарегистрирован.
Согласно пункту 2.18 Положения о Департаменте имущественных и жилищных отношений администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ.№, департамент является уполномоченным органом на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи.
Согласно ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В судебном заседании установлено, что спорный объект недвижимого имущества является бесхозяйным, не имеет собственника, отсутствуют сведения о том, что имеются какие-либо притязания к указанному объекту.
Учитывая изложенное, суд полагает, что объект недвижимого имущества: сеть водоснабжения, протяженностью 41 м, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес> является бесхозяйным имуществом, что в свою очередь свидетельствует о том, что данная вещь брошена, никем не востребована, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить требования Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Оренбурга о признании за муниципальным образованием «город Оренбург» право муниципальной собственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 41 ░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░