Дело № 2-282/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2019 года г. Зверево,
Судья Красносулинского районного суда Ростовской области Самойленко М.Л..,
при секретаре Иньковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Зверево, действующего в интересах РФ к Ключникову Игорю Александровичу, ФКУ «Главное бюро медикл-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, третьи лица - ГУ-УПФ в г. Новошахтинске Ростовской области (Межрайонное), ГУ-УПФ в г. Красный Сулин Ростовской области (Межрайонное), УСЗН Администрации г. Зверево, МБУЗ ЦГБ г. Гуково, МБУЗ ЦГБ г. Зверево о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы и установлении инвалидности
УСТАНОВИЛ::
Прокурор обратился в Красносулинский районный суд в интересах Российской Федерации с иском к Ключникову И.А., ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РО" Министерства труда и социальной защиты РФ о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы и установлении инвалидности, взыскании незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат по тем основаниям, что прокуратурой г. Зверево по поручению прокуратуры ростовской области проведена проверка законности установления <данные изъяты> группы инвалидности Ключникову И.А. Согласно выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 № выданной Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с ДД.ММ.ГГГГ Ключникову И.А. установлена <данные изъяты> группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания. В ходе проверки установлено, что согласно представленным сведениям ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда и социальной защиты РФ протоколы и акты проведения медико-социальной экспертизы Ключникова И.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России отсутствуют. В базе данных Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системы (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ, информация о проведении медико-социальной экспертизы Ключникова И.А. отсутствует.
Истец полагает, что Ключников И.А. не проходил медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, и как следствие знал об этом при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности. Просит суд признать недействительной с момента выдачи справки Бюро № - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии МСЭ-2015 <данные изъяты>, об установлении Ключникову И.А. <данные изъяты> группы инвалидности бессрочно.
Дело было назначено к слушанию, стороны надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, то чем имеются подтверждения в материалах дела.
Дело слушалось с участием представителя истца, в отсутствие ответчиков и третьих лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора г. Зверево заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске,
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95.
В соответствии с п. 2, п. 3 указанных Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно п. п. 5 и 6 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Классификация и критерии, используемые при осуществлении МСЭ граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы утверждены приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1024н.
Согласно п. 7 Правил признания лица инвалидом в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (пункт 19 Правил).
В соответствии с пунктом 28 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимо предоставление документа, удостоверяющего личность гражданина (возможна копия) и заявления о предоставлении государственной услуги.
Кроме того, пунктом 31 Административного регламента установлено, что для проведения медико-социальной экспертизы также необходимо предоставить направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, либо справку об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
Необходимым и обязательным для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы условием, является выдача направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
Пунктом 13 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В силу пункта 1 части 3 статьи 8 Закона N 181-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона N 181-ФЗ Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Ключникову И.А. установлена впервые вторая группа инвалидности, бессрочно, по общему заболеванию, что подтверждается справкой серии МСЭ-2015 №.
Как следует из отзыва на исковое заявление ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России от <данные изъяты> сведениями о прохождении ДД.ММ.ГГГГ Ключниковым И.А. медико-социальной экспертизы в бюро № – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России учреждение не располагает. Отсутствуют дело медико-социальной экспертизы (акт, протокол) Ключникова И.А., а также сведения о нем в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС). Таким образом справка серии МСЭ-2015 <данные изъяты> об установлении Ключникову И.А. <данные изъяты> группы инвалидности впервые без указания срока переосвидетельствования выдана в отсутствие законных к тому оснований ( л.д. 50).
Материалами дела также подтверждается, что в производстве Следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области находились уголовные дела, возбужденные в отношении должностных лиц ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». В ходе расследования проверялась законность выдачи справок об установлении инвалидности руководителем Бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» - ФИО6. Следствием было установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бюро № выдано 3140 справок об установлении инвалидности, при этом фактически медико-социальную экспертизу за указанный период прошли 601 человек. В материалах дела имеется список граждан, прошедших МСЭ в БЮРО № ФКУ ГБ МСЭ по РО за период с ДД.ММ.ГГГГ года, в котором фамилия Ключников И.А. не значится.
Из материалов дела следует, что в отношении Ключникова И.А. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 159.2 УК РФ, в связи с тем, что Ключников И.А., достоверно зная об отсутствии у него законных оснований на получение страховой пенсии по инвалидности и иных социальных выплат, без предоставления медицинских документов и прохождения медико-социальной экспертизы в установленном законом порядке, получил справку серии МСЭ_2015 <данные изъяты>, выданную Бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» об установлении ему второй группы инвалидности бессрочно в связи с общим заболеванием.
Из постановления мирового судьи судебного участка № 6 Красносулинского судебного района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании ч.1 ст. 25.1 УПК РФ уголовное дело было прекращено (л.д.39-42).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, направление на МСЭ Ключников И.А. не получал, медико-экспертные документы в службе МСЭ отсутствуют, справка серии МСЭ-2015 № об установлении <данные изъяты> группы инвалидности, бессрочно, получена им без проведения медико-социальной экспертизы и оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности, что нельзя расценить как формальные (процедурные) нарушения.
Медицинские документы ответчика и индивидуальная программа реабилитации (ИПР), которые могли бы подтвердить наличие у неё заболевания, являющегося основанием для установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования - суду не представлены, в связи с чем суд полагает, что отсутствие указанных документов, отсутствие направления на медико-социальную экспертизу или отказа в таком направлении, а также документов, подтверждающих прохождение МСЭ (акты и протоколы проведения МСЭ) подтверждают выводы о незаконном получении Ключниковым И.А. справки МСЭ, без проведения освидетельствования..
После приостановления, а затем и прекращения выплат пенсии по инвалидности, Ключников И.А. повторное медицинское освидетельствование не проходил, доказательств наличия у него заболевания, свидетельствующего о необходимости и обоснованности установления ему инвалидности, суду не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что правила прохождения медико-социальной экспертизы Ключниковым И.А. нарушены, следовательно требования прокурора о признании недействительными справки и выписки из акта медицинского освидетельствования об установлении Ключникову И.А. второй группы инвалидности – подлежат удовлетворению.
Поскольку прокурор подлежит освобождению от уплаты госпошлины по данному исковому заявлению, в соответствии с п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, то в силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчиков Ключникова И.А. и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей за требования неимущественного характера, по 150 рублей с каждого из ответчиков.
Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198,209, 321 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Зверево удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по РО" серии МСЭ -2015 <данные изъяты> выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ -2015 <данные изъяты> об установлении Ключникову Игорю Александровичу, <данные изъяты> группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания.
Взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Взыскать с Ключникова Игоря Александровича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 27.03.2019.
Судья М.Л. Самойленко