Дело № 2а- 717/2021
УИД 24RS0055-01-2021-001152-95
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Уяр Красноярского края 27 октября 2021 года
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Сержановой Е.Г.,
при секретаре Ивановой Е.А.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Уярского района Красноярского края Иванченко М.Н.,
представителя административного ответчика и.о. главы сельсовета Щелкуновой Т.Ф. (на основании распоряжения),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Уярского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новопятницкого сельского совета Уярского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить действие,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уярского района Красноярского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Новопятницкого сельского совета Уярского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить действие.
В административном иске и в судебном заседании лично требования мотивировал тем, что прокуратурой района с привлечением сотрудников дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Уярский» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения административным ответчиком. В ходе проверки установлено, что вопросы обеспечения безопасности и содержания дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения отнесены к полномочиям администрации Новопятницкого сельсовета. Автомобильная дорога по <адрес> в <адрес>, а также автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Новопятницкого сельсовета Уярского района. На покрытии проезжей части <адрес> имеются дефекты в виде выбоин, просадок, колейности. Кроме того, какое-либо дорожное покрытие от <адрес> до конца <адрес> отсутствует. На <адрес> имеются выбоины. В связи с выявленными нарушениями главе Новопятницкого сельсовета ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования. Бездействие администрации Новопятницкого сельсовета, выразившееся в непринятии мер к должному содержанию улично-дорожной сети <адрес>, <адрес> в <адрес> угрожает безопасности дорожного движения. Указанные нарушения влекут за собой негативные последствия в виде нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, что может привести к угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Просил суд признать бездействие администрации Новопятницкого сельсовета Уярского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильных дорог по <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями действующих стандартов в период с 29 июля 2021 года по 23 сентября 2021 года незаконным. Обязать администрацию Новопятницкого сельсовета Уярского района Красноярского края привести состояние автомобильных дорог по <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно, устранить выбоины и иные разрушения в покрытии проезжей части дорог.
Представитель административного истца - помощник прокурора Уярского района Красноярского края Иванченко М.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Административный ответчик – и.о. председателя Новопятницкого сельсовета возражала против удовлетворения административных исковых требований. Представили в суд возражения, согласно которым факт бездействия административного ответчика не нашел своего подтверждения. Ямочный ремонт по <адрес> в <адрес> осуществлен 09 июля 2021 года, до дня проведения проверки и внесения представления. Дорога по <адрес> в <адрес> является земляной и требующей капитального ремонта. Вместе с тем денежные средства на проведение капитального ремонта данной дороги в бюджете муниципального образования не предусмотрены. На сегодняшний день между администрацией Новопятницкого сельсовета и АО «КрайДЭО» заключен муниципальный контракт, предметом которого являлось оказание услуг путем предоставления специальной дорожной техники для выполнения работ на автомобильных дорогах, находящихся на территории Новопятницкого сельсовета, а также оказание услуги по управлению представленной техникой и ее технической эксплуатации. Административный ответчик обращался в администрацию Уярского района с вопросом о выделении денежных средств на ремонт указанных автомобильных дорог. Полагают, что административным ответчиком приняты меры, направленные на соблюдение требований безопасности дорожного движения, что напрямую свидетельствует об отсутствии бездействия. Просили в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В силу ч 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный ПО правам человека в Российской Федерации. уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о при знании незаконными решений, действий (бездействия) органон, организаций, лиц. наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц. создают препятствия к осуществлению их нрав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. «б» ч.1 ст.1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ закреплена за сельскими поселениями Красноярского края.
Под дорожной деятельностью согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-Фз «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, соблюдение интересов граждан при обеспечении безопасности дорожного движения.
На основании ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога по <адрес> в <адрес>, а также автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Новопятницкого сельсовета Уярского района, что подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Новопятницкого сельсовета, объектов улично-дорожной сети, расположенных на территории Новопятницкого сельсовета».
Прокуратурой района с привлечением сотрудников дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Уярский» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения административным ответчиком. Выявлено, что на покрытии проезжей части <адрес> имеются дефекты в виде выбоин, просадок, колейности. Кроме того, какое-либо дорожное покрытие от <адрес> до конца <адрес> отсутствует. На <адрес> имеются выбоины.
В связи с выявленными нарушениями главе Новопятницкого сельсовета ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление о необходимости принять меры к устранению нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих.
В ответ на представление администрацией Новопятницкого сельсовета ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что ремонт проезжей части дорог на <адрес> и по <адрес> в <адрес> был выполнен ДД.ММ.ГГГГ. На момент проверки состояние дорог находилось в удовлетворительном состоянии. Проводить внеплановый ямочный ремонт и грейдирование невозможно из-за отсутствия средств в бюджете поселения.
В материалы дела представлено письмо администрации Новопятницкого сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное Главе Уярского района с просьбой, выделить дополнительные средства на ремонт дорог в <адрес> в рамках представления прокуратуры. Аналогичные письма были направлены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ исполнение бюджета Уярского района в 2021 году проходит в условиях медленного восстановления экономической и инвестиционной активности хозяйствующих объектов, частичного сохранения действия ограничительных мер, связанных с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции. Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ № «О районном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов» бюджету муниципального образования Новопятницкий сельсовет на 2023 год запланированы денежные средства в форме субсидий на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Красноярского края в сумме 3011,4 тысяч рублей на ремонт дорог в <адрес>.
Актом от 23 сентября 2021 года подтверждается, что указанные в представлении от 29.07.2021 года нарушения законодательства не устранены, приложена фототаблица.
Согласно муниципальному контракту № от 02 июля 2021 года, заключенному между администрацией Новопятницкого сельсовета и Главой крестьянского фермерского хозяйства С., предметом контракта является ямочный ремонт улично-дорожной сети <адрес> в <адрес> согласно техническому заданию (приложение № к муниципальному контракту).
Актом выполненных работ по муниципальному контракту № от 02.07.2021 года от 09.07.2021 года подтверждается, что выполнен ямочный ремонт улично-дорожной сети <адрес> в с. Ольгино Уярского района.
Государственному инспектору дорожного надзора по Уярскому, Манскому, Партизанскому районам ДД.ММ.ГГГГ доложено, что предписание ОГИБДД МО МВД России «Уярский» от ДД.ММ.ГГГГ по устранению дефектов проезжей части дороги по <адрес> в <адрес>, исполнено.
Согласно муниципальному контракту №Ф16-03/43-2021 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Новопятницкого сельсовета и АО «КрайДЭО», подрядчик обязуется оказать заказчику услуги путем предоставления специальной дорожной техники для выполнения работ на автомобильных дорогах, находящихся на территории Новопятницкого сельсовета, а также оказать своими силами услуги по управлению предоставленной техникой и ее технической эксплуатации.
Постановлением мирового судьи судебного участка № в Уярском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, постановлено: прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении главы администрации Новопятницкого сельсовета Уярского района Фомичева О.Л. по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив доводы участников процесса, проанализировав и оценив все представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в период с 29 июля 2021 года по 23 сентября 2021 года имело место бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильных дорог по <адрес> и <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями действующих стандартов. Указанные нарушения влекут за собой негативные последствия в виде нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, что может привести к угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Доводы административного ответчика о том, что факт бездействия не нашел своего подтверждения опровергаются материалами дела, согласно которым меры, направленные на соблюдение требований безопасности дорожного движения имели место, однако проводились в период, предшествующий ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы о том, что оспариваемые обстоятельства уже были оценены мировым судьей судебного участка № в Уярском районе Красноярского края судом также не могут быть приняты во внимание по причине того, что относятся к указанному в исковом заявлении периоду бездействия.
На основании изложенного, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со с г 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие но делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами обшей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Уярского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новопятницкого сельского совета Уярского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить действие – удовлетворить.
Признать бездействие администрации Новопятницкого сельсовета Уярского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильных дорог по <адрес> и <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями действующих стандартов в период с 29 июля 2021 года по 23 сентября 2021 года незаконным.
Обязать администрацию Новопятницкого сельсовета Уярского района Красноярского края привести состояние автомобильных дорог по <адрес> и <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно, устранить выбоины и иные разрушения в покрытии проезжей части дорог.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Уярский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Сержанова Е.Г.
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2021 года