Дело № 2а-2717/2020
УИД 39RS0001-01-2020-001920-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Пичуриной О.С.
при секретаре Ружниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду к Владимирову Р.В. о восстановлении процессуального срока, взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 8 по городу Калининграду обратилась в суд с данным административным иском к административному ответчику Владимирову Р.В., указав, что Владимиров Р.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду в качестве налогоплательщика. Согласно данным, полученным от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговом периоде 2014, 2015 календарного года за ответчиком были зарегистрированы транспортные средства, а также объект недвижимости, отраженные в налоговых уведомлениях № 1320240 от 24.04.2015, № 101637842 от 5.08.2016. Налоговым органом был произведен для налогоплательщика расчет налогов. Налоговый орган уведомлял ответчика о подлежащей уплате сумме налога налоговыми уведомлениями № 1320240 от 24.04.2015, № 101637842 от 5.08.2016, а затем выставил требования № 709260 от 21.10.2015, № 17886 от 8.02.2017 об уплате налога и пени. Налогоплательщиком требования исполнены не были. Мировым судьей 7-го судебного участка Ленинградского района г. Калининграда 18.08.2017 вынесен судебный приказ № 2а-1901/2017, который впоследствии отменен 1.10.2019, в связи с поступлением возражений от должника. Однако задолженность по вышеуказанным налогам и пени налогоплательщиком погашена не была. Просит взыскать с Владимирова Р.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 45 руб., по транспортному налогу в размере 3768 руб., пени в размере 42,70 руб. Всего на общую сумму 3855,70 руб.
В процессе рассмотрения дела административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока, в котором просит восстановить срок на подачу административного искового заявления в отношении Владимирова Р.В., в виду того, что административное исковое заявление Инспекцией было направлено в суд своевременно 31.03.2020, что подтверждается внутренним почтовым реестром направления и передано в обработку на Почту России 01.04.2020, о чем свидетельствует реестр Почты России от 01.04.2020. Полагают, что срок пропущен незначительно (один день) по независящим от Инспекции причинам.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Административный ответчик Владимиров Р.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, обозрев материалы дела мирового судьи 7-го судебного участка Ленинградского района г. Калининграда № 2а-1901/2017, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статья 14 НК РФ предусматривает, что транспортный налог относится к региональным налогам. Статья 15 НК РФ предусматривает, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
14 ноября 2002 г. Калининградской областной Думой третьего созыва принят Закон Калининградской области №193 «О транспортном налоге».
Согласно ст. 6 Закона Калининградской области «О транспортном налоге» от 16.11.2002 налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В силу положений ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. ФЗ от 23.11.2015 N 320-ФЗ) (с 1.01.2015 не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом в ред. ФЗ от 02.12.2013 N 334-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: квартира (ст. 400, 401 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. В силу п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу положений ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ). В предыдущей редакции не позднее 1 октября.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ направление налогоплательщику налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора является обязанностью налогового органа.
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Как установлено из материалов административного дела, административному ответчику Владимирову Р.В. на праве собственности в 2014-2015 г.г. принадлежали автомобили марки «Рено 4», гос. номер №, «Фольксваген PASSAT 1,8 GT», гос. номер №, что подтверждается данными МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области. Также на праве собственности ответчику в 2014 г. принадлежала ? доля в общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> кадастровый номер №, что подтверждается данными филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области.
На основании данных полученных из регистрирующих органов в соответствии со ст. 85 НК РФ Межрайонная ИФНС России № 8 по городу Калининграду произвела для налогоплательщика Владимирова Р.В. расчет транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 г., подлежащих уплате в срок до 1.10.2015, транспортного налога за 2015 г., подлежащего уплате не позднее 1.12.2016.
В адрес налогоплательщика Владимирова Р.В.: <адрес> было направлено налоговой инспекцией налоговое уведомление № 1320240 от 24.04.2015 об уплате транспортного налога за 2014 год за автомобили марки «Рено/4», гос. номер №, «Фольксваген PASSAT 1,8 GT», гос. номер № в сумме 1884 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 45 руб. за ? доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> по сроку уплаты не позднее 1.10.2015 (л.д. 7, 9). В указанный в уведомлении срок Владимиров Р.В. налог не уплатил.
Также Владимирову Р.В. направлено налоговой инспекцией налоговое уведомление № 101637842 от 5.08.2016 об уплате транспортного налога за 2015 год за вышеуказанные автомобили в сумме 1884 руб. по сроку уплаты не позднее 1.12.2016 (л.д. 10, 11).
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику Владимирову Р.В. было выставлено требование № 709260 по состоянию на 21.10.2015 об уплате транспортного налога по сроку уплаты 1.10.2015 в сумме 1884 руб., налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджеты городских округов по сроку уплаты 1.10.2015 в сумме 45 руб. сроком исполнения до 27.01.2016 (л.д. 12, 14). Требование налогоплательщику также было направлено по вышеуказанному адресу.
Также налогоплательщику Владимирову Р.В. было выставлено требование № 17886 по состоянию на 8.02.2017 об уплате транспортного налога по сроку уплаты 1.12.2016 в сумме 1884 руб., пени в сумме 42,70 руб. сроком исполнения до 4.04.2017 (л.д. 15, 16).
Как установлено судом из сведений Отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Калининградской области Владимиров Р.В. зарегистрирован по месту пребывания с 23.06.2016 по 29.01.2033 по адресу: <адрес>
Положения ст. 286 КАС РФ применяются в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2016 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 6 мая 2016 г. по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрена выдача судебного приказа.
Согласно абзацу 2, 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
14.08.2017 Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду было подано мировому судье заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимок по транспортному налогу в сумме 3768 руб., налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 45 руб. и соответствующих пеней. Мировым судьей 7-го судебного участка Ленинградского района г. Калининграда 18.08.2017 вынесен судебный приказ о взыскании с Владимирова Р.В. задолженности по транспортному налогу в сумме 3768 руб., налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 45 руб. и пени, который впоследствии отменен мировым судьей 1.10.2019 в связи с поступлением возражений должника. С настоящим административным исковым заявлением инспекция обратилась в суд 2.04.2020, направив его почтовой корреспонденцией, то есть с пропуском в 1 день. Иные последовательные сроки на предъявление требований налоговым органом соблюдены.
Исходя из представленного в материалы дела списка внутренних почтовых отправлений МИФНС №8 по г. Калининграду, исковое заявление в адрес суда внесено в почтовый реестр от 1.04.2020, передано в обработку 31.03.2020. На почтовом конверте стоит дата приема в почтовое отделение 2.04.2020. Учитывая, изложенные обстоятельства, а также, что срок обращения в суд пропущен налоговым органом незначительно (1 день) суд полагает причину пропуска срока уважительной и восстановить срок для подачи административного искового заявления.
Требования налогового органа административным ответчиком своевременно исполнены не были, доказательств обратного суду не представлено.
Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД (статьи 357, 358 Налогового кодекса РФ), а не от факта наличия или отсутствия у него транспортного средства в непосредственной эксплуатации, то есть фактического пользования. Наложение ареста на автотранспортное средство в рамках исполнения судебного постановления не предусмотрено налоговым законодательством в качестве основания для освобождения от уплаты налога и не входит в перечень случаев, предусмотренных частью 2 статьи 358 НК РФ, при которых транспортный налог не подлежит начислению. Таким образом, оснований приведенных в п. 2 ст. 358 НК РФ для освобождения от уплаты налога, при которых транспортный налог не подлежит начислению, не установлено в ходе рассмотрения дела. Доказательств, что административный ответчик обращался в регистрирующие органы за снятием с учета транспортного средств и ему в этом было отказано, в материалы дела не представлено.
Расчет суммы налога, произведенный истцом, судом проверен. Административным ответчиком возражений относительно расчета задолженности не представлено. В тоже время, учитывая, что уведомления и требования направлялись налогоплательщику по адресу: <адрес> при этом Владимиров Р.В. с 30.09.2013 по 16.12.2015 находился под стражей, далее отбывает срок наказания по приговору суда, следовательно, не имеется достаточных данных о получении им налоговых уведомлений и оснований для взыскания начисленных пени по транспортному налогу. В тоже время установлено, что ответчику известно о предъявленных к нему налоговым органом требованиях и наличии у него недоимок по налогам, что следует из возбужденного в отношении Владимирова Р.В. приказного производства, в связи с чем имеются основания для взыскания с него недоимок по транспортному налогу за 2014-2015 г.г., по налогу на имущество за 2014 г., в связи с чем требования налогового органа подлежат удовлетворению частично.
Суд, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, считает, что административные исковые требования о взыскании с Владимирова Р.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2014 год в размере 45 руб., по транспортному налогу за 2014-2015 г.г. в сумме 3768 руб. подлежат удовлетворению. В остальной части требований налоговому органу суд приходит к выводу отказать.
В силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из разъяснений, данных в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с положением п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей госпошлина составляет 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
При цене иска в размере 3813 руб. госпошлина составит 400 руб., которая подлежит взысканию с административного ответчика Владимирова Р.В. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду к Владимирову Р.В. о восстановлении процессуального срока, взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу, пени удовлетворить частично.
Восстановить Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду срок на обращение с данным иском в суд.
Взыскать с Владимирова Р.В., зарегистрированного по месту пребывания на срок с 23.06.2016 по 29.01.2033 по адресу: <адрес> недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2014 год в размере 45 руб., по транспортному налогу за 2014-2015 г.г. в сумме 3768 руб. Всего на общую сумму 3813 руб.
Взыскать с Владимирова Р.В. в доход местного бюджета ГО «Город Калининград» государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2020 года.
Судья: Пичурина О.С.