РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2017 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Рафиковой Е.Д.
С участием прокурора Устиновой Т.А.
Представителя административного истца Колесниковой Г.А.- Зарифовой И.И.
Представителей административных ответчиков- Азизовой С.А., Кашаевой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-174/2017 по административному иску Колесниковой Г.Е. о признании не действующим в части Генерального плана городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 22.04.2010 года № 221 и Правил землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 04.06.2010г. № 228,
УСТАНОВИЛ:
Колесникова Г.Е. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части Генерального плана городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 22.04.2010 года № 221 и Правил землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 04.06.2010г. № 228.
В обоснование административного искового заявления указал, что с 2014 года является собственником нежилого здания, площадью ***,* кв.м., расположенного по адресу АДРЕС.
Оспариваемыми нормативно-правовыми актами земельный участок, с кадастровым номером №, на котором располагается принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание, отнесен к зоне Р-1 «Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных».
Полагает, что отнесение данного земельного участка к зоне Р-1 нарушает ее права собственника нежилого здания, поскольку ограничивает ее в праве приобретения в собственность спорного земельного участка.
Просит требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца Зарифова И.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ. просит требования удовлетворить в полном объеме, указав, что полагает нарушенной процедуру принятия нормативно-правового акта, поскольку заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в печатном издании, не являющимся официальным печатным издание административного ответчика.
Представители административных ответчиков администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области – Азизова С.А. и Собрания представителей городского поселения Нефтегорск - Кашаева И.В. просят в требованиях отказать, поскольку при принятии оспариваемых нормативно-правовых актов не было допущено нарушения законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Также полагают, что права административного истца не нарушены и не затронуты оспариваемыми актами, поскольку право собственности на нежилое здание у нее возникло уже после вступления в силу данного правового регулирования.
Административный истец Колесникова Г.Е. в суд не явилась, извещена надлежащим образом, причин не явки суду не сообщила.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствии не явившейся истицы.
Прокурор Устинова Т.А. полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку не установлено нарушения действующего законодательства при принятии оспариваемых нормативно-правовых актов.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения части 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного и земельного законодательства.
Необходимыми приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Кодекса.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (части 5 и 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям техническим регламентам, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10,11 статьи 31 ГрК РФ), проведение комиссией публичных слушаний по проекту (части 12,13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение об отправлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного составления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (части 1 -3 статьи 32 ГрК РФ).
Как установлено судом, городское поселение Нефтегорск является муниципальным образованием со статусом городского поселения, что следует из Устава г.п. Нефтегорск.
Оценивая порядок принятия оспариваемых нормативно-правовых актов, суд полагает, что она не нарушена.
В настоящее время на территории городского поселения действуют Генеральный план г.п. Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденный решением Собрания представителей г.п.Нефтегорск муниципального района Нефтегорский от 22.04.2010г. №221 и Правила землепользования и застройки г.п.Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденный Решением Собрания представителей г.п.Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области №228 от 04.06.2010г.
Постановлением Главы городского поселения Нефтегорск №157 от 12.12.2008г. было назначено проведение публичных слушаний на территории городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области по проекту «Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск» в срок с 26 декабря 2008 года по 26 марта 2009 года. Данное постановление опубликовано в газете «Луч» от 19.12.2008г.
Постановлением Главы городского поселения Нефтегорск №38 от 10.03.2009г. в постановление №157 от 12.12.2008г. внесены изменения, а именно изменены сроки проведения публичных слушаний: с 25 марта 2009г. по 25 июня 2009г. Данное постановление с проектом Правил землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск опубликовано в газете «Луч» от 18.03.2009г.
Согласно протоколу публичных слушаний в них участвовало 8 человек. В соответствии с заключением о результатах публичных слушаний от 26.06.2009г. все лица, участвующие в публичных слушаниях, высказали мнения о поддержании проекта «Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск». Заключение о результатах проведения публичных слушаний опубликовано в Городской газете за июль 2009г.
На основании результатов публичных слушаний Собранием представителей городского поселения Нефтегорск принято Решение № 228 от 04.06.2010г. об утверждении проекта «Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области». Данное постановление опубликовано в газете «Городская газета» №6(50) за июнь 2010г.
Постановлением Главы городского поселения Нефтегорск №156 от 12.12.2008г. назначено проведение публичных слушаний на территории городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области по проекту «Генеральный план городского поселения Нефтегорск» в срок с 26 декабря 2008 года по 26 февраля 2009 года. Данное постановление опубликовано в газете «Луч» от 19.12.2008г.
Постановлением Главы городского поселения Нефтегорск №10 от 28.01.2009г. в постановление №156 от 12.12.2008г. внесены изменения, а именно изменены сроки проведения публичных слушаний: с 12 февраля 2009г. по 12 апреля 2009г. Данное постановление с проектом Генерального плана городского поселения Нефтегорск был опубликованы в газете «Луч» от 04.02.2009г.
Согласно протоколу публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний от 17.04.2009г. в слушаниях участвовало 23 человека и поступило 10 предложений. Все лица, участвующие в публичных слушаниях, высказали мнения о поддержании проекта «Генеральный план городского поселения Нефтегорск». Заключение о результатах проведения публичных слушаний опубликовано в Городской газете от 27.04.2009г.
Информирование граждан городского поселения Нефтегорск в рамках публичных слушаний по проектам «Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск» и «Генеральный план городского поселения Нефтегорск» проходило с участием проектировщиков ГУН СО «ТеррНИИгражданпроект» и проводилось 08.04.2009г.
В соответствии с Градостроительным законодательством РФ проект Генерального плана согласован со всеми прилегающими поселениями.
На основании результатов публичных слушаний Собранием представителей городского поселения Нефтегорск принято Решение № 221 от 22.04.2010г. об утверждении Генерального плана городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области. Данное постановление опубликовано в газете «Луч» №30 от 28.04.2010г.
22.04.2010г. Администрацией городского поселения Нефтегорск утвержденный Генеральный план городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области направлен Губернатору-председателю Правительства Самарской области В.В. Артякову и Главе муниципального района Нефтегорский Самарской области С.Н. Афанасьеву.
Таким образом, суд полагает, что процедура принятия оспариваемых нормативно-правовых актов административными ответчиками соблюдена.
Доводы представителя административного истца о том, что имеется нарушение порядка опубликования заключения по результатам публичных слушаний проверялись судом и не нашли своего подтверждения.
Согласно положениям статьи 60 Устава г.п. Нефтегорск официальными печатными издания являются газета «Луч» и (или) «Городская газета». Заключение о результатах проведения публичных слушаний было опубликовано в Городской газете за июль 2009г., т.е. в официальном печатном издании г.п. Нефтегорск.
Судом предлагалось административному истцу во исполнение требований статьи 209 КАС РФ указать наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части. В рамках уточнения административного искового заявления Колесниковой Г.Е. приведены ссылки на положения пункта 2 статьи 35 Конституции РФ, части 3 статьи 30 ГрК РФ, пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ, статьи 1 ЗК РФ, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, пункта 2 статьи 85 ЗК РФ. Вместе с тем, суд полагает, что не установлено противоречия оспариваемых нормативных актов данным положения законодательства, поскольку выше приведенные ссылки определяют положения собственника и права лиц на приобретение имущества в собственность.
Порядок передачи земельных участков в собственность граждан в рамках данного спора не разрешается. Само по себе отнесение земельного участка к зоне Р-1 не свидетельствует о нарушение прав собственника объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке по владению, пользованию и распоряжению нежилым зданием.
При этом суд полагает, что не доказано нарушение прав административного истца оспариваемыми нормативно-правовыми актами по следующим основаниям.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: АДРЕС, используется Колесниковой Г.Е. на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГ. и договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ.
Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГ. заключен сроком с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ.
Согласно сведениям кадастрового учета на указанном земельном участке расположено нежилое здание кафе «<данные изъяты>» общей площадью ***,* кв.м. введенное в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГ..
Согласно сведениям Генерального плана г.п. Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей г.п.Нефтегорск муниципального района Нефтегорский от 22.04.2010 г. №221 и Правилам землепользования и застройки г.п.Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденный Решением Собрания представителей г.п.Нефтегорск м.р.Нефтегорский Самарской области №228 от 04.06.2010г., земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Р-1 - Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных». Согласно градостроительному регламенту названная функциональная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков озеленения в целях кратковременного отдыха, спорта и проведения досуга населения. Основными видами разрешенного использования являются парки, бульвары, элементы благоустройства, малые архитектурные формы и т.д.
Как следует из показаний свидетеля ФИО1 –и.о. начальника отдела архитектуры и градостроительства, что и в ранее утвержденном генеральном плане ДД.ММ.ГГ. данный земельный участок располагался в зоне Р-1, поскольку она была сформирована с момента первоначальной планировки городского поселения Нефтегорск. Фактически в данной зоне Р-1 располагает сквер, установлена детская площадка, проведено освещение. В настоящее время идет разработка проекта расширения данной зоны отдыха для горожан.
На момент утверждения оспариваемых Правил и Генерального плана права собственности Колесниковой Г.Е. на нежилое здание не возникло (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГ., запись о регистрации от ДД.ММ.ГГ..), при оформлении субаренды в отношении земельного участка, в договоре имелось указание на его расположение в зоне Р-1, следовательно, административный истец был об этом извещен.
Ссылки административного истца на то, что отнесение земельного участка к зоне Р-1 нарушает ее права на приобретение земельного участка в собственность, не свидетельствуют о допущенных нарушениях при принятии нормативно-правовых актов, поскольку в соответствии с положениями части 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Законодательное ограничение права на приобретение земельного участка в собственность не влечет признание не действующим нормативно-правовых актов, утвердивших зонирование территорий населенного пункта.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Колесниковой Г.Е. о признании не действующим со дня принятия Генерального плана городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 22.04.2010 года № 221 и Правил землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 04.06.2010г. № 228 в части отнесения земельного участка по адресу АДРЕС, с кадастровым номером № к зоне Р-1 «Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных» - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.03.2017 года.
Председательствующий : подпись
Копия верна.
Судья
Секретарь