Дело № 2а-4102/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Епимахиной И.А..,
при секретаре Казакявичюте Б.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Луспеника В.А. к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области и его руководителю Ряжеву В.Б. о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области, обязании включить в реестр пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области,
У С Т А Н О В И Л:
Луспеник В.А. обратился в суд с названным административным иском, в обоснование которого указал, что на основании Договоров долевого участия за №№ 17/17/16, 18/18/16 и 19/22/16 от 09.08.2016 в строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: < адрес > им в адрес застройщика - ООО «Квартал» были внесены денежные средства в полном объёме суммарно на 3 450 000 рублей по приходно-кассовым ордерам, считая исполненными с его стороны обязательства в полном объёме. Учитывая сроки ввода жилого дома в эксплуатацию – 2-й квартал 2017 года, сроки передачи объекта – в течение 3-х месяцев с момента получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
После заключения вышепоименованных договоров, в ту же дату он обратился с заявлениями о государственной регистрации договоров в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области. Уведомлением последнего от 11.08.2017
регистрация была приостановлена. А 23.12.2017 года отказано в регистрации вышепоименованных договоров по причине истечения срока разрешения на строительство многоквартирного жилого дома указанного ООО и отсутствием у последнего договора страхования гражданской ответственности застройщика и не предоставления его в дело правоустанавливающих документов.
До настоящего времени застройщик своих обязательств не выполнил, жилые помещения истцу не переданы.
Впоследствии в отношении руководителя компании возбуждено уголовное дело. Истец обращался за защитой своих интересов в У МВД России по Калининградской области о совершении противоправных действий в отношении него, признан потерпевшим по уголовному делу № по факту хищения денежных средств, привлечённых для строительства многоквартирного дома. Протоколом выемки следователем СЧ СУ УМБД России по Калининградской области у истца 31.01.2018 были изъяты оригиналы всех документов, касающихся вышепоименованных договоров.
Ссылается на то, что указанный в административном иске многоквартирный дом был признан Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области проблемным объектом, граждане включены в соответствующий реестр. Тогда как на его обращение 09.04.2018 в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области о включении в реестр пострадавших граждан уведомлением от 03.05.2018 административному истцу было отказано во включении в реестр пострадавших граждан в соответствующий реестр, считая последний незаконным, нарушающим его права и законные интересы. Учитывая отсутствие двойных продаж, правопритязаний 3-х лиц просил, со ссылкой, что на момент заключения Договоров и передачи денежных средств ему не было известно об отсутствии у застройщика разрешительной документации, необходимой для регистрации договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, тогда как как договора иных лиц были зарегистрированы в установленном законом порядке, при том, что его договора не были зарегистрированы по не зависящим от него причинам. Просил о признании незаконным решения министерства Регионального контроля (надзора) Калининградской области об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных жилых домов и чьи права нарушены, оформленного уведомлением от 03.05.2018 г., возложении на последнего обязанности включения Луспеника В.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержали по изложенным основаниям.
Административными ответчиками суду предоставлены письменные возражения, поддержанные при рассмотрении требований иска по существу.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту решения – «Закон») государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан. (ч. 7 ст. 23 Закона)
Во исполнение названной нормы Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр (далее «Приказ») утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правила ведения реестра пострадавших граждан «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
Судом установлено, объективно подтверждается материалами дела, и не оспаривается сторонами заключение административным истцом по предмету спора Луспеник В.А. с ООО «Квартал» в лице генерального директора МВС 09 августа 2016 года 3-х договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома за №№ 17/17/16, 18/18/16 и 19/22/16, по условиям которого общество взяло на себя обязательство строительства многоквартирного жилого дома по адресу: Калининградская область, < адрес >, в котором Луспеник В.А. получает 3-и однокомнатных квартиры;
- площадью < ИЗЪЯТО > кв.м, строительный номер № этаже жилого дома, стоимостью 1 150 000 рублей;
- площадью < ИЗЪЯТО > кв.м, строительный номер № этаже жилого дома, стоимостью 1 150 000 рублей;
площадью < ИЗЪЯТО > кв.м, строительный номер № этаже жилого дома, стоимостью 1 150 000 рублей.
В текстах всех вышепоименованных Договоров указан предполагаемый ввод дома в эксплуатацию – 4 квартал2017 года ( п.1.3 Договоров), а также указано, что оплата стоимостей квартир, указанных выше, осуществляется Дольщиком, в данном случае Луспеником В.А. в течение 30-ти дней после регистрации Договоров ( п.3.2), в связи с чем никакого финансового расчёта на дату подписания Договоров административным истцом с ООО»Квартал» не предусматривается. Все доводы стороны истца в этой части суд считает несостоятельными, правовые положения и финансовая дисциплина известны административному истцу, в силу экономического образования последнего.
Тогда как достоверно зная о приостановлении государственной регистрации от 11 августа 2016 года и последующем отказе в государственной регистрации от 23 декабря 2016 года в отношении объектов недвижимого имущества последние Луспеником В.А. не обжаловались, с иском об узаканивании своих прав последний также в суд не обращался на протяжении столь длительного времени, что указывает на неозабачивание последнего своими правами по недвижимому имуществу, на которые последний прав не приобрело. Доказательств обратного, суду стороной административного истца, при наличии профессионального представителя, суду не предоставлено.
Свои требования истец основывает на 3-х безномерных квитанциях к приходным кассовым номерам, со ссылкой на вышеназванные Договора, срок оплаты по которым ещё не наступил, что достоверно было известно обоим сторонам по подписанным и не вступившим в действие Договорам, указанным выше. При этом суд обращает внимание, что безномерные вышепоименованные документы с размерами сумм 1 150 000, 1 150 000, 1 150 000 рублей соответственно не имеют подписей главного бухгалтера, содержат подписи с указанием на кассира МВС и печать с оттиском ООО «КВАРТАЛ». Тогда как применительно к текстам Договоров МВС является генеральным директором вышепоименованного общества, безномерные документы о принятии денежных средств сведений по сути о кассирах, главном бухгалтере, их подписей не содержат.
Все вышеуказанные обстоятельства, с применением кассовых книг и т.д. должны быть предметом проверки гражданско-правового спора, от предъявления которых Луспеник В.А. уклоняется с 2016 года (л.д.43).
То есть административный истец заявляет свои права по 3-м Договорам, не прошедшим правовую регистрацию, и бесспорно не подтверждающих вообще какое-либо несение затрат Луспеником В.А. как лицом, права которого требуют защиты как финансово пострадавшего гражданина, без проверки последних.
В апреле 2018 года Луспеник В.А. обращался в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области с заявлением о включении его в реестр пострадавших граждан. По результатам рассмотрения заявления гражданина Министерством, в соответствии с пунктом 11 Правил ведения реестра, принято решение об отказе во включении в реестр. Решение это отражено в Приказе Министерства от 28.04.2018 № 1889, на что указано в письменном отзыве на рассматриваемый административный иск. В последнем обоснованно указано на то, что в законодателем предусмотрено ведение федерального реестра - реестра пострадавших граждан.
Порядок и правила его ведения регламентированы Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан». Ведение реестра пострадавших граждан в соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» отнесено к полномочиям Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области.
После принятия решения об отказе во включении в реестр в адрес заявителя Министерством было направлено уведомление, являющееся исключительно информационным документом. Правовое значение в данном случае имеет Приказ от 28.04.2018 № 1889, являющийся официальным документом, и отражающим принятое Министерством решение, на что обоснованно указано в письменном Отзыве.
В уведомлении указано, что во включении в реестр заявителю было отказано на основании подпункта 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом № 560/пр, в связи с несоответствием заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к Приказу № 560/пр, а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договоров участия в долевом строительстве, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию, следовательно, не соответствующих требованиям Федерального закона № 214-ФЗ (подпункт 2 приложения № 1 к Приказу № 560/пр).
В письменном отзыве административного ответчика указано на то, что Договоры от 09.08.2016 № 17/17/16, № 18/18/16, № 19/22/16 не прошли государственную регистрацию (что является обязательным требованием, предъявляемым Федеральным законом № 214-ФЗ к договору участия в долевом строительстве), подпунктом 4 пункта 10 Правил ведения реестра установлено, что заявитель не подлежит включению в реестр в случае расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору).
Тогда согласно письма Минстроя России от 15.08.2017 № 28931-ПС/07 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением приказа Минстроя России от 12 августа 2016 г. № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» (вместе с «Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением приказа Минстроя России от 12 августа 2016 г. № 560/нр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан») следует учитывать положения пункта 3 Критериев, согласно которым гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на объект долевого строительства и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, относится к числу пострадавших граждан при условии его соответствия одновременно всем критериям, установленным пунктом 2 Критериев.
При этом несоответствие заявителя хотя бы одному из установленных пунктом 2 критериев, в том числе привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в нарушении норм установленных Федеральным законом № 214-ФЗ, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения №1 Правил ведения реестра пострадавших граждан (далее - Правила) влечет невозможность включения заявителя в реестр пострадавших граждан.
Наличие договоров участия в долевом строительстве, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию, является правовым основанием для не включения гражданина, обратившегося с заявлением в контролирующий орган, в реестр, что предусмотренного подпунктом 1 пункта 10 Правил.
Данное правовое регулирование соответствует требованиям Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по смыслу которого включению в реестр подлежат граждане, имеющие на момент подачи заявления в контролирующий орган договор участия в долевом строительстве, прошедший государственную регистрацию.
Решение, и.о. министра регионального контроля (надзора) Калининградской области об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных жилых домов и чьи права нарушены, оформленное Приказом от 28.04.2018 № 1889, принято во исполнение требований названного Федерального закона, и не могут расцениваться как нарушающие в обозначенном аспекте права административного истца.
Поскольку Приказом Минстроя России от 12 августа 2016 г. № 560/пр утверждены критерии, согласно которым гражданин-участник долевого строительства относится к числу пострадавших граждан при условии его соответствия одновременно всем критериям, к которым в том числе относится регистрация договора долевого участия в соответствии с законодательством и отсутствие такой регистрации у Лусненика В.А., Министерство обосновано отказало во включении его в реестр пострадавших граждан.
Принимая во внимание фактические обстоятельства, основываясь на совокупности названных норм и положений, суд приходит к выводу о правомерности отказа Луспенику В.А. во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, вследствие чего правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ < ░░░░ >.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.