Решение
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть объявлена 4 октября 2017 года
Мотивированное решение составлено 5 октября 2017 года
4 октября 2017 года пос. Сокольское
Сокольский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сморчкова А.Ф., при секретаре судебного заседания Гороховой М.Г., с участием истца Шумиловой Т.Н., представителя истца Ершовой С.А., представителя ответчика администрации городского округа Сокольский Нижегородской области Каримовой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумиловой Татьяны Николаевны к администрации городского округа Сокольский Нижегородской области о признании решения комиссии по жилищным вопросам и распоряжения администрации городского округа об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными, об их отмене, об обязании повторно рассмотреть заявление о постановке на учет, компенсации морального вреда,
установил:
Шумилова Т.Н. предъявила иск к администрации городского округа Сокольский Нижегородской области о признании решения комиссии по жилищным вопросам и распоряжения администрации городского округа об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными, об их отмене, об обязании поставить Шумилову Т.Н. и ее семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, который мотивировала следующим образом.
10 августа 2016 года истец обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет ее и членов ее семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Решением жилищной комиссии от 8 сентября 2017 года № 10 и распоряжения администрации городского округа Сокольский Нижегородской области от 9 сентября 2016 года № 893 ей было отказано в этом. Решением Сокольского районного суда Нижегородской области от 30 ноября 2016 года решение жилищной комиссии и распоряжение администрации признаны незаконными, ответчик был обязан повторно рассмотреть заявление истца от 10 августа 2016 года. 21 марта 2017 года ответчик повторно рассмотрел заявление и вновь отказал истцу в его удовлетворении. По мнению истца, ответчик нарушил процедуру рассмотрения заявлений и не рассмотрел заявление по доводам, указанным в нем.
В ходе рассмотрения дела истец отказалась от исковых требований в части обязать поставить Шумилову Т.Н. и ее семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, производство по делу в этой части прекратить, в связи с чем отдельным определением судом принят отказ от иска и производство в этой части прекращено (л.д.207, 210-211).
В ходе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования и дополнительно просил обязать ответчика повторно рассмотреть заявление о постановке на учет, компенсировать моральный вред в размере 10000 рублей.
Ответчик представил возражения, согласно которым ответчик иск не признает, просит отказать в его удовлетворении, так как решение жилищной комиссии вынесено в соответствии с действующим законодательством в сроки и в порядке установленные законом и регламентом о комиссии, дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, просит учесть, что по подобному исковому заявлению имеется решение Сокольского районного суда от 30 ноября 2016 года, которое вступило в законную силу (л.д.137142, 183-184).
В судебном заседании истец Шумилова Т.Н. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, в пояснениях сослалась на доводы искового заявления, дополнительно пояснила, что в квартире прописаны и проживают она, третьи лица - ее дочь и сын.
В судебном заседании представитель ответчика Ершова С.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, в пояснениях сослалась на доводы искового заявления, дополнительно пояснила, что при рассмотрении заявления истца жилищная комиссия не рассмотрела вопрос о постановке на учет истца по основаниям ч. 3 ст. 51 ЖК РФ. Представленные в судебном заседании документы, касающиеся признания дома пригодным для проживания не должны учитываться при разрешении данного спора, так как их не существовало на момент принятия решения комиссией.
В судебном заседании представитель ответчика Каримова Е.Е. считает, что иск удовлетворению не подлежит, в пояснениях сослалась на доводы возражений, дополнительно пояснила, что для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма одновременно необходимы условия: проживания на территории Нижегородской области, признание гражданина малоимущим, признание гражданина нуждающимся в жилом помещении. У истца отсутствуют два последних условия.
В судебное заседание не явились третьи лица Шумилов А.В. и Шумилова Н.В., извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив доводы искового заявления, возражений, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 1 закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 181-З "О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма" (далее закон Нижегородской области от 16.11.2005 N 181-З), проживающие на территории соответствующего городского округа, поселения Нижегородской области граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства (при условии, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма предусмотрено международным договором Российской Федерации) могут быть признаны малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, если они отвечают критерию, установленному статьей 5 настоящего Закона.
Согласно ч. 1 ст. 2 закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее закон Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З), состоять на учете имеют право граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования:
1) малоимущие, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) отнесенные в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Исходя из приведенных выше норм закона, для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Нижегородской области необходимо присутствие одновременно трех условий: проживание на территории соответствующего муниципального образования; признание гражданина малоимущим, признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 3 закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 181-З, признание граждан малоимущими производится органом местного самоуправления по их месту жительства на основании личного заявления о признании малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - заявление), форма которого устанавливается Правительством Нижегородской области.
Заявление подписывается членами семьи, желающими получить жилое помещение по договору социального найма совместно с заявителем.
С заявлением представляются:
1) документы, подтверждающие состав семьи заявителя (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи), а также их копии;2) справка о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилым помещением, выдаваемая соответствующей организацией (жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом и др.); для проживающих в жилом доме или его части - выписка из домовой книги;
3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и др.), а также их копии;
4) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии недвижимого имущества на праве собственности, представляемая заявителем и каждым членом его семьи;
5) справки, подтверждающие получение в расчетном периоде доходов, учитываемых в целях признания граждан малоимущими в соответствии со статьей 7 настоящего Закона (для предпринимателей - налоговая декларация с отметкой налогового органа о принятии), представляемые заявителем и каждым членом его семьи;
6) выписка из трудовой книжки или иной документ, подтверждающий место работы дееспособных заявителя и членов его семьи, а также их копии;
7) документы органа технической инвентаризации либо налогового органа, подтверждающие инвентаризационную стоимость принадлежащего заявителю и членам его семьи недвижимого имущества;
8) копии технических паспортов транспортных средств, принадлежащих заявителю и членам его семьи.
Согласно ч. 1,3, 4 ст. 5 закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З, основанием для принятия на учет является заявление гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма (далее - заявление), поданное в орган, осуществляющий принятие на учет, либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
3. Гражданин подает заявление по форме, установленной Правительством Нижегородской области. Заявление подписывается проживающими совместно с ним членами семьи, желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем.
4. С заявлением представляются:
1) решение о признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (для граждан, признанных малоимущими);
2) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень которых определяется Правительством Нижегородской области, если иное не установлено федеральным законодательством (для иных категорий граждан, определенных федеральными законами и законами Нижегородской области);
3) документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
а) документы, подтверждающие состав семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи заявителя: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи);
б) выписка из домовой (похозяйственной) книги и выписка из финансового лицевого счета;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма (поднайма), в том числе договор социального найма, договор безвозмездного пользования, судебное постановление о признании права пользования жилым помещением, иной документ, подтверждающий законные основания пользования жилым помещением);
г) документы об имевшихся и имеющихся правах заявителя и каждого члена его семьи на недвижимое имущество, выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
д) документ, подтверждающий несоответствие помещения, в котором проживает заявитель, установленным для жилых помещений требованиям (для граждан, проживающих в таких помещениях);
е) документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (при наличии таких оснований).
Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В судебном заседании установлено и доказано, что 12 августа 2016 года истец обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет ее и членов ее семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма на основании п. 3 ст. 51 ЖК РФ с приложением документов, в которых отсутствует личное заявление о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, подписанного всеми членами семьи (л.д.69).
Решением жилищной комиссии от 8 сентября 2016 года № 10 и распоряжением администрации городского округа Сокольский Нижегородской области от 9 сентября 2016 года № 893 истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.67-68).
Решением Сокольского районного суда Нижегородской области от 30 ноября 2016 года решение жилищной комиссии и распоряжение администрации признаны незаконными, ответчик был обязан повторно рассмотреть заявление истца. Решение вступило в законную силу 21 февраля 2017 года (л.д.16-20).
21 марта 2017 года ответчик отменил п. 1 распоряжения № 893 от 9 сентября 2016 года и жилищная комиссия повторно рассмотрела заявление и приняла решение об отказе истцу в его удовлетворении, указав в решении основания к отказу: пункты 1 и 2 части 1 ст. 54 ЖК РФ, пункты 1 и 2 ст. 8 закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З, пункт 1 ч. 1 ст. 6 закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 181-З (л.д.59-60).
22 марта 2017 года ответчик издал распоряжение № 264, которым отказал истцу Шумиловой Т.Н. в удовлетворении ее заявления от 12 августа 2016 года о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указав на основания к отказу: пункты 1 и 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (л.д.57).
23 марта 2017 года ответчик направил истцу уведомление о данном отказе (л.д.55,56).
При данных обстоятельствах суд считает, что истцом 12 августа 2016 года при подаче в орган местного самоуправления заявления о постановке на учет ее и членов ее семьи, в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в нарушение ч. 4 ст. 54 ЖК РФ, не были представлены документы, предусмотренные ч. 1 ст. 3 закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 181-З, а именно личное заявление о признании заявителя и членов ее семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, подписанного всеми членами семьи.
По мнению суда данное нарушение, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, является основанием для отказа в принятии истца и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При данных обстоятельствах решение комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа Сокольский Нижегородской области от 21 марта 2017 года в части разрешения заявления истца Шумиловой Т.Н. от 12.08.2016 года, а также распоряжение администрации городского округа Сокольский Нижегородской области № 264 от 22 марта 2017 года в части отказа истцу Шумиловой Т.Н. в удовлетворении ее заявления о постановке на учет ее и членов ее семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, являются законными и обоснованными. Они вынесены в соответствии с имеющимися полномочиями в соответствии с Уставом городского округа Сокольский Нижегородской области, Положением об администрации городского округа Сокольский Нижегородской области (л.д.32-53), Положением о комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа Сокольский Нижегородской области (л.д.170-174), в порядке, установленном административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории городского округа Сокольский Нижегородской области (л.д.143-168), поэтому отсутствуют основания для признания оспариваемых решений незаконными и отсутствуют основания для обязания ответчика рассмотреть заявление истца повторно.
С учетом приведенного выше, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований и отказу в их удовлетворении.
Судом не установлено нарушений прав и законных интересов истца и членов его семьи обжалуемыми решениями, что свидетельствует об отсутствии нарушения личных неимущественных прав истца, поэтому отсутствуют основания для компенсации морального вреда.
Суд критически относится к доводам истца и его представителя о том, что ответчик не рассмотрел заявление истца по доводам, содержащимся в нем, и наличию оснований для постановки истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как эти доводы противоречат приведенным выше фактическим обстоятельствам, установленным судом на основании исследованных в судебном заседании допустимых доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов, суд руководствуется положениями ст. 98 ГПК РФ и считает, что понесенные истцом расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей (л.д.4) и расходы на представителя в сумме 9000 рублей (л.д.186-188), возмещению ему не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 49, 51, 54 ЖК РФ, ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: