Дело № 2-1-704/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2019 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,
с участием истца Борисова С.А., представителя истца Рыжковой Т.И., ответчика Тимошиной Л.А., представителя ответчика Управления по муниципальному имуществу г. Мценска Орловской области по доверенности Власовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисова С.А. к Управлению по муниципальному имуществу города Мценска Орловской области и Тимошиной Л.А. о признании права собственности на объект незавершенного строительства,
установил:
Борисов С.А. обратился в суд с иском к Управлению по муниципальному имуществу города Мценска Орловской области о признании права собственности на объект незавершенного строительства.
В обоснование заявленных требований указал, что 31 марта 1982 г. умерла его бабушка Е.К.С., после смерти которой открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. В установленный законом срок к нотариусу обратилась его мать К.Л.А. с заявлением о принятии наследства. На основании данного заявления 19 сентября 1982 г. государственным нотариусом к имуществу Е.К.С. заведено наследственное дело. К.Л.А. свидетельство о праве на наследство сразу не оформила, однако продолжила пользоваться домовладением своей матери. В июне 1989 г. жилой дом сгорел, и К.Л.А. получила свидетельство на право на закону только на надворные пристройки, прилегавшие к дому. В 1990 г. К.Л.А., получив разрешение на строительство, начала восстановление дома, но не успела его закончить, поскольку 15 ноября 2015 г. умерла. Он также в установленный законом срок обратился к нотариусу по вопросу принятия наследства, но ему было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на объект незавершенного строительства в виду отсутствия правоустанавливающих документов на имя наследодателя.
По указанным основаниям просит признать за ним право собственности на объект незавершенного строительства - недостроенный жилой дом по адресу: <адрес>.
Определением суда в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечена Тимошина Л.А., являющаяся наследником первой очереди по закону к имуществу К.Л.А.
Истец Борисов С.А. и его представитель по доверенности Рыжкова Т.И. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Тимошина Л.А. исковые требования признала. В судебном заседании пояснила, что их с истом мама К.Л.А. приняла наследство после смерти бабушки Е.К.С. в виде жилого дома по <адрес>. Вместе с тем, уже после вступления в наследство дом сгорел, и свидетельство о праве на наследство выдали только на хозяйственные постройки, прилегавшие к дому. К.Л.А. своими силами и за счет собственных средств начала восстановления дома, но не успела его закончить в связи со смертью.
Представитель ответчика Управления по муниципальному имуществу г. Мценска Орловской области по доверенности Власова Е.В. при разрешении спора полагалась на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1112, ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит регистрации.
В судебном заседании установлено, что 31 марта 1982 г. умерла Е.К.С., что подтверждается свидетельством о смерти от 29 апреля 1982 г. серии I-ТД № (л.д. 67).
При жизни Е.К.С. составила завещание, в соответствии с которым она распорядилась принадлежащим ей жилым домом по адресу: <адрес>, завещав его дочери Б. (после регистрации брака - К.) Л.А. (л.д. 69).
19 сентября 1982 г. Б.Л.А. обратилась к государственному нотариусу с заявлением о принятии наследства, на основании которого к имуществу Е.К.С. было заведено наследственное дело. Из материалов наследственного дела №, открытого к имуществу Е.К.С. следует, что 27 декабря 1989 г. Б.Л.А. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на надворные постройки, прилегающие к жилому дому <адрес>. Из данного свидетельства так же следует, что жилой дом, расположенный по указанному выше адресу, сгорел в июне 1989 года (л.д. 65-78).
Решением Исполнительного комитета Мценского городского Совета народных депутатов Орловской области от 7 июня 1990 г. № 121 Б.Л.А. было разрешено перестроить жилой дом по адресу: <адрес>, размером 10,50 х 11,00 м. (л.д. 9).
Согласно смете на строительство, выданной Б.Л.А. главным архитектором города Мценска, стоимость общестроительных работ по восстановлению жилого дома составила 15687 рублей, а всего сметная стоимость работ составила 20581 рубль в ценах 1984 г. в укрупненных показателях (л.д. 10-11).
4 февраля 1995 г. Б.Л.А. заключила брак с К.М.И., после чего ей была присвоена фамилия мужа К. (л.д. 30).
На основании решения мирового судьи судебного участка № 2 г. Мценска и Мценского района Орловской области данный брак прекращен 18 июня 2004 г. (л.д. 85).
15 ноября 2015 г. умерла К.Л.А. (л.д. 49).
Нотариусом Мценского нотариального округа Орловской области М.Г.В. 1 февраля 2016 г. к имуществу К.Л.А. заведено наследственное дело № (л.д. 47-63).
В установленный законом шестимесячный срок с заявлением о принятии наследства обратился сын наследодателя К.Л.А. - Борисов С.А., при этом дочь наследодателя Тимошина Л.А. 14 апреля 2016 г. подала нотариусу заявление об отказе от причитающейся ей доли наследства, открывшегося после смерти матери К.Л.А.
Недостроенный жилой дом по адресу: <адрес>, в состав наследственного имущества не вошел, поскольку на момент смерти право собственности К.Л.А. на данный объект недвижимости зарегистрировано не было.
Материалами технического описания объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>, подтверждается, что моментом начала строительства дома является 1991 год, готовность объекта составляет 10 %, на земельном участке выполнен фундамент под основное строение (л.д. 17-26).
В силу положений п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанный объект относится к объектам незавершенного строительства, под которыми понимаются объекты капитального строительства, строительство которых не завершено.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу, которое в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации является объектом гражданских прав.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 5 августа 2019 г. земельный участок по адресу: <адрес>, имеет площадь 600 кв.м., относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство. Участок поставлен на кадастровый учет и 25 марта 2004 г. ему присвоен кадастровый № (л.д. 38).
В связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка в ноябре 2017 г. истцом было инициировано проведение кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №. 17 ноября 2017 г. кадастровым инженером изготовлен межевой план, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> имеет фактическую площадь и площадь по сведениям государственного земельного кадастра 600 кв.м (л.д. 114-126).
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что сведения о правообладателях данного участка отсутствуют.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестра недвижимости запрашиваемых сведений от 5 августа 2019 г. № КУВИ-001/2019-19054876 сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - жилое помещение по адресу: <адрес>, также отсутствуют (л.д. 40).
Из показаний свидетелей О.Е.П. и Г.Н.И. следует, что жилой <адрес> принадлежал Е.К.С. и ее супругу. Дом представлял собой индивидуальное жилое строение довоенного времени. После смерти Е.К.С. домовладением стала пользоваться ее дочь Б.Л.А. Спустя несколько лет после смерти Е.К.С. дом сгорел, и Б.Л.А. за счет собственных средств с помощью своего сына Борисова С.А. начала его восстанавливать. На момент смерти Б.Л.А. осталось незавершенное строение, которым в настоящее пользуется Борисов С.А.
Ответчик Тимошина Л.А. иск признала, в судебном заседании пояснила, что не возражает против признания за братом права на незавершенное строение, оставшееся после смерти их матери К.Л.А.
Объяснения истца, ответчика и показания свидетелей не противоречат друг другу, являются последовательными, поэтому суд считает их достоверными и в совокупности с другими, представленными в материалах дела доказательствами, достаточными для подтверждения права собственности.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что на момент смерти К.Л.А. ей принадлежал объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №.
Истец Борисов С.А. в установленный законом шестимесячный срок обратился к нотариусу за оформлением права на наследственное имущество, однако не получил свидетельство о праве на наследство на объект незавершенного строительства ввиду отсутствия регистрации права собственности наследодателя на спорное недвижимое имущество.
В силу ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Следовательно, Борисов С.А. приняв часть наследства, принял все наследственное имущество, открывшееся после смерти матери К.Л.А., в том числе объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, при этом другой наследник Тимошина Л.А. совершила нотариальный отказ от причитающейся ей доли наследственного имущества и в судебном заседании признала исковые требования.
Принимая во внимание данные обстоятельства, иск Борисова С.А. следует удовлетворить, и признать за ним право собственности на объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 10 %) ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 600 ░░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░