Дело №5-9/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с.Быстрый Исток 22 ноября 2021 года
Судья Быстроистокского районного суда Алтайского края Вдовенко А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Ерохиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты> не работающей, к административной ответственности не привлекавшейся,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному заместителем начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Белокурихе, Алтайском, Быстроистокском, Советском, Петропавловском, Смоленском и Солонешенском районах Р., на дату ДД.ММ.ГГГГ по времени в 13 час. 45 мин. Ерохина Н.А. находилась в магазине «Все для Вас», расположенном по адресу: <адрес>, без гигиенической маски для защиты органов дыхания и перчаток, чем нарушила п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Допущенное Ерохиной Н.А. вышеизложенное нарушение квалифицировано должностным лицом по ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ерохина Н.А. в судебном заседании вину в совершении инкриминируемого ей правонарушения не признала, указав, что ношение маски не обеспечивает безопасность граждан от заражения новой коронавирусной инфекции, маску она сняла примерно за 5-10 минут до появления в здании магазина «Все для Вас», расположенном по адресу: <адрес>, сотрудника Роспотребнадзора.
Проанализировав представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность наступает в случае нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершённые в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно пункту «а.2» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 01.04.2020), Правительство Российской Федерации, помимо прочего, устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Кроме того, в статье 12 названного Закона регламентировано, что граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В статье 6 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отнесены, помимо прочего: введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей; принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно Правилам поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417, в зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации, помимо прочего, предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях (п.6).
Согласно п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 №15»), одними из мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытьё рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
Постановлением Правительства Алтайского края от 18.03.2020 №120 на территории Алтайского края введён режим повышенной готовности для органов управления и сил алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Указом Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 №44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (в редакции от 27.10.2021, действующей на момент исследуемых событий), были установлены отдельные ограничительные меры, а также в пункте 5 обозначен запрет гражданам, не использующим гигиенические маски для индивидуальной защиты органов дыхания, нахождение в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для функционирования предприятий торговли, сферы услуг, общественного питания, аптечных и медицинских организаций. Таким образом, судьёй установлено, что на территории Алтайского края режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) введён при наличии к тому правовых оснований – в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В этой связи исполнение вышеприведённого Указа Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 №44 является обязательным для всех лиц, находящихся (в т.ч. и осуществляющих свою деятельность) на территории Алтайского края.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по времени в 13 час. 45 мин. Ерохина Н.А. находилась в функционирующем предприятии торговли – в помещении здания магазина «Все для Вас», расположенного по адресу: <адрес>, без использования гигиенической маски для индивидуальной защиты органов дыхания. Указанные обстоятельства подтверждаются следующими представленными в материалы дела доказательствами:
- протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в отношении Ерохиной Н.А.;
- фотоснимком, на котором зафиксировано нахождение Ерохиной Н.А. в помещении магазина без использования ею гигиенической маски для индивидуальной защиты органов дыхания на дату ДД.ММ.ГГГГ;
- письменными объяснениями Ерохиной Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ и устными пояснениями, представленными в ходе судебного разбирательства.
Вина Ерохиной Н.А. в нарушении указанного выше требования, изложенного в п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 №15»), в ходе судебного разбирательства нашла своё объективное подтверждение.
Между тем, описание должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Белокурихе, Алтайском, Быстроистокском, Советском, Петропавловском, Смоленском и Солонешенском районах объективной стороны вменяемого Ерохиной Н.А. правонарушения в протоколе об административном правонарушении содержит признаки иного, нежели вменённого, состава административного правонарушения – предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица относится к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершённого правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведётся производство по делу.
Поскольку невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Алтайского края, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено в ходе рассмотрения дела, при переквалификации судьёй правонарушения с ч.1 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушаются правила подведомственности, не ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также ввиду того что у вышеобозначенных двух составов административных правонарушений наличествует единый родовой объект посягательства (общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей), судья приходит к выводу о наличии в действиях Ерохиной Н.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение административного наказания для граждан в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Статьёй 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания судья в соответствии с ч.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает характер совершённого Ерохиной Н.А. административного правонарушения, личность виновного, её имущественное положение и состояние здоровья, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Так, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Ерохиной Н.А., судья признаёт и учитывает: факт признания Ерохиной Н.А. нахождения в магазине «Все для Вас» на дату ДД.ММ.ГГГГ без использования ею средств индивидуальной защиты (маска, перчатки), нашедший своё выражение в предоставлении последней на дату ДД.ММ.ГГГГ соответствующих письменных объяснений, подтверждённых в ходе судебного разбирательства; нахождение на иждивении у Ерохиной Н.А. малолетнего ребёнка.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Ерохиной Н.А., судьёй не установлено.
В этой связи судья считает необходимым назначить Ерохиной Н.А. наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями ст.ст.3.1, 3.2, 3.4, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать Ерохину Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть её административному наказанию в виде предупреждения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путём подачи жалобы в Алтайский краевой суд через Быстроистокский районный суд Алтайского края.
Судья А.В. Вдовенко