Дело № 33-4797/2014
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 9 октября 2014 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.,
судей Астапенко С.А., Шадриной Е.В.,
при секретаре Михейкиной М.О.,
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Тарасова О.А. и Кузьмина Н.А. об оспаривании решений совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 13 ноября 2013 г. № 172 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области» и № 173 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения общественных слушаний по оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области» по апелляционной жалобе Тарасова О.А. и Кузьмина Н.А. на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 24 июля 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шадриной Е.В., объяснения Тарасова О.А. и его представителя по ордеру Пустоветова Е.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области Чашкова О.А., Пустоветова Е.П., Алмазова Г.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Ленинградской областной прокуратуры Капсамун И.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
13 ноября 2013 г. советом депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области принято решение № 172 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области», которое официально опубликовано в газете «Маяк» 23 ноября 2013 г., № 87 (4551), и вступило в силу с 23 ноября 2013 г.
В статье 1 положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области названы основные понятия, используемые в данном Положении.
В статье 2 указаны его цели и задачи.
Статьёй 3 определён предмет общественных обсуждений.
В статье 4 установлена процедура назначения общественных обсуждений.
В статье 5 содержатся положения о рабочей группе по проведению общественных обсуждений.
В статье 6 указаны участники общественных обсуждений.
Статьёй 7 предусмотрен порядок проведения общественных обсуждений.
В статье 8 перечислены требования, предъявляемые к протоколу общественных обсуждений.
13 ноября 2013 г. советом депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области принято также решение № 173 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения общественных слушаний по оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области», которое официально опубликовано в газете «Маяк» 23 ноября 2013 г., № 87 (4551), и вступило в силу с 23 ноября 2013 г.
В статье 1 положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области названы используемые в нём основные понятия.
В статье 2 указаны его цели и задачи.
Статьёй 3 определён предмет общественных слушаний.
В статье 4 перечислены инициаторы общественных слушаний.
Статьёй 5 предусмотрена процедура назначения общественных слушаний.
В статье 6 содержатся положения о рабочей группе по проведению общественных слушаний.
В статье 7 указаны участники общественных обсуждений.
Статьёй 8 определён порядок проведения общественных слушаний.
В статье 9 перечислены требования, предъявляемые к протоколу общественных обсуждений.
Статьёй 10 разрешены вопросы принятия и документирования заказчиком замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц после окончания общественных слушаний и утверждения протокола общественных слушаний.
Тарасов О.А., Кузьмин Н.А., Маврина Т.В., Вовк Н.П., будучи жителями г. Сосновый Бор Ленинградской области, обратились в суд с заявлением об оспаривании указанных решений совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». Указали, что осуществлённым в этих актах правовым регулированием ограничивается их право на участие в решении вопросов местного значения в области охраны окружающей среды.
Определением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 3 апреля 2014 г. заявление в части требований Мавриной Т.В. и Вовка Н.П. оставлено без рассмотрения.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области 24 июля 2014 г. Тарасову О.А. и Кузьмину Н.А. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявители просят об отмене указанного решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Кузьмин Н.А. не явился.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, в связи с чем, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.
Разрешая требования заявителей, суд исходил из вывода о том, что они подлежат рассмотрению по правилам главы 25 ГПК Российской Федерации, установленным для дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришёл к выводу о том, что оспариваемые документы совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (далее – совет депутатов) Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г.
№ 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» не противоречат, прав и законных интересов заявителей не нарушают.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда ошибочными, постановленными с нарушением норм процессуального права и при неправильном применении норм материального права.
Согласно правовой позиции, выраженной Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Перечисленным признакам оспариваемые муниципальные акты соответствуют, при том, что в суде апелляционной инстанции участвующими в деле лицами не оспаривалось, что эти акты имеют нормативно-правовой характер.
Судом не учтено, что основной задачей производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, является обеспечение своевременной и эффективной защиты прав не только заявителей, но и неопределённого круга лиц.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 249 ГПК Российской Федерации).
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации).
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указано, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определённым. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, данный акт в такой редакции признаётся недействующим с указанием мотивов принятого решения.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчёркивал, что именно нарушения требований определённости, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, постановление от 17 июня 2004 г. № 12-П).
Правоотношения, по поводу которых возник спор, урегулированы Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».
В преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 г.
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Этим Федеральным законом определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В статье 1 указанного Федерального закона названы используемые в нём основные понятия.
Так, под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.
Оценка воздействия на окружающую среду представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учёту прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности её осуществления.
Согласно статье 3 того же Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, соблюдения прав каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участии граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.
Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа (пункт 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункт 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «Об экологической экспертизе» отнесена организация общественных обсуждений среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возложена обязанность по оказанию содействия гражданам в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
В статье 33 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что наряду с предусмотренными данным Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации. Органы местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Согласно статье 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза (пункт 1 статьи 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 г.
№ 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон «Об экологической экспертизе») одним из принципов экологической экспертизы является гласность и учёт общественного мнения.
Документация по объектам, подлежащим экологической экспертизе, должна содержать материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 4 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).
Нормативное регулирование правоотношений, связанных с проведением органами местного самоуправления обсуждений с гражданами и общественными организациями объекта государственной экологической экспертизы, на федеральном либо региональном уровне отсутствует.
Процедура проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы, регламентирована положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее – Положение об оценке воздействия), утверждённым приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372, принятого в целях реализации Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения общественные обсуждения это комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с этим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и её возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учёта в процессе оценки воздействия.
Одним из результатов оценки воздействия на окружающую среду является выявление и учёт общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности (пункт 1.6 Положения об оценке воздействия).
Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления (пункт 2.5 Положения об оценке воздействия).
В силу раздела 3 Положения об оценке воздействия проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется в три этапа: уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду; проведение исследования по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду; подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Из положений пунктов 3.2.3, 4.7 – 4.10 Положения об оценке воздействия следует, что общественные слушания проводятся на втором этапе оценки воздействия на окружающую среду, следовательно, предметом общественных слушаний является предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Анализ приведённых правовых норм в их совокупности свидетельствует о том, что общественные слушания предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду и общественные обсуждения объекта государственной экологической экспертизы являются формами непосредственного участия населения (граждан) в осуществлении местного самоуправления городского округа в области охраны окружающей среды, а органы местного самоуправления городского округа обязаны создать населению (гражданам) условия для реализации ими права на участие в принятии решений вопросов местного значения в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения об оценке воздействия информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1 Положения об оценке воздействия, не позднее чем за тридцать дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации (пункт 4.8 Положения об оценке воздействия).
При этом под средствами массовой информации пункты 3.1.1, 4.3, 4.4 Положения об оценке воздействия понимают официальные издания федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), официальные издания органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная деятельность может оказать воздействие, радио, телевидение, периодическая печать, Интернет, а также иные средства (способы), обеспечивающие распространение информации.
В пункте 4.9 Положения об оценке воздействия предусмотрено, что порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором чётко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение тридцати дней, но не позднее чем за две недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний) (пункт 4.10 Положения об оценке воздействия).
Статьёй 5 положения о порядке организации и проведения общественных слушаний по оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, утверждённого решением совета депутатов от 13 ноября 2013 г. № 173
(далее – Положение об общественных слушаниях), предусмотрено, что в десятидневный срок со дня представления заказчиком технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду и предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду глава Сосновоборского городского округа принимает решение о назначении общественных слушаний (муниципальный правовой акт) либо об отказе в назначении общественных слушаний (пункты 1, 3).
Муниципальный правовой акт о назначении общественных слушаний и другие документы в трёхдневный срок со дня принятия решения о назначении общественных слушаний должны быть направлены главой Сосновоборского городского округа в администрацию Сосновоборского городского округа для организации и проведения общественных слушаний (пункт 4).
В десятидневный срок со дня вступления в силу муниципального акта о назначении общественных слушаний администрация Сосновоборского городского округа, которая является органом местного самоуправления, ответственным за организацию и проведение общественных слушаний, принимает постановление об организации и проведении общественных слушаний, в котором указываются тема и дата общественных слушаний, состав рабочей группы и дата проведения первого заседания рабочей группы (пункт 5).
В статье 6 Положения об общественных слушаниях определено, что общественные слушания проводит рабочая группа, которая организует исполнение данного Положения при организации и проведении общественных слушаний, организует ведение протокола общественных слушаний, организует информирование и участие общественности в общественных слушаниях, принимает регламент общественных слушаний, определяет перечень лиц, приглашаемых к участию в общественных слушаниях в качестве экспертов, назначает ведущего и секретарей общественных слушаний. В состав рабочей группы могут входить представители общественности (пункты 1, 3, 4).
Таким образом, Положением об общественных слушаниях не предусмотрено информирование общественности (населения) о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о месте проведения общественных слушаний, публикация данной информации в средствах массовой информации, указанных в пунктах 4.3, 4.4 Положения об оценке воздействия, и сроки публикации этой информации, что противоречит пункту 4.8 Положения об оценке воздействия.
Предусмотрев в пункте 9 Положения об общественных слушаниях подписание протокола общественных слушаний только заказчиком, председателем и секретарями рабочей группы, муниципальный законодатель вступил в противоречие с пунктом 4.9 Положения об оценке воздействия.
Поскольку в Положении отсутствует регулирование правоотношений, связанных с доступностью информации о назначении, организации и проведении общественных слушаний, возникает неопределённость в вопросе о том, каким образом представители общественности (населения) могут реализовать право на участие в рабочей группе.
В связи с этим, имеются основания для вывода и о том, что осуществлённым нормативным регулированием не достигается основная цель, ради которой проводятся общественные слушания, а именно: информирование общественности (населения) о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, выявление и учёт их мнения в процессе оценки воздействия.
Следовательно, произведённое в Положении об общественных слушаниях правовое регулирование одних и тех же правоотношений, что и в Положении об оценке воздействия, приводит к неопределённости в вопросе, касающемся участия общественности (населения) в обсуждении предварительного варианта материалов по оценке воздействия.
В соответствии со статьёй 3 положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, утверждённого решением совета депутатов от 13 ноября 2013 г. № 172 (далее – Положение об общественных обсуждениях), предметом общественных обсуждений являются объекты государственной экспертизы, указанные в статьях 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».
Вместе с тем, исходя понятий общественных обсуждений, задач, которые решает данное Положение, полномочий рабочей группы по проведению общественных обсуждений, приведённых в статьях 1, пункте 2 статьи 2, подпункте 3 пункта 5 статьи 5 указанного Положения, предметом общественных обсуждений является лишь один из объектов государственной экологической экспертизы, перечисленных в Федеральном законе «Об экологической экспертизе», – материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (подпункт 4 статьи 11, подпункт 3 статьи 12 названного Федерального закона), в связи с чем, отсутствуют ясность и определённость в вопросе о том, какие объекты экологической экспертизы являются предметом общественных обсуждений.
В пункте 3 статьи 3 Положения об общественных обсуждениях определено, что общественные обсуждения объекта государственной экологической экспертизы проводятся в форме общественных слушаний.
Статьёй 4 Положения об общественных обсуждениях установлено, что глава Сосновоборского городского округа организует работу по рассмотрению представленных заказчиком документов и в десятидневный срок со дня представления этих документов принимает решение о назначении общественных обсуждений в форме общественных слушаний либо об отказе в назначении общественных слушаний. О принятом решении заказчик письменно уведомляется главой Сосновоборского городского округа (пункт 2).
Муниципальный правовой акт о назначении общественных обсуждений в форме общественных слушаний и представленные заказчиком документы в трёхдневный срок со дня принятия решения о назначении общественных обсуждений в форме общественных слушаний направляются главой Сосновоборского городского округа для организации и проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний (пункт 3).
В десятидневный срок со дня вступления в силу муниципального правового акта о назначении общественных обсуждений в форме общественных слушаний администрация Сосновоборского городского округа, которая является органом местного самоуправления, ответственным за организацию и проведение общественных обсуждений, принимает постановление об организации и проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний, в котором должны быть указаны сведения о теме общественных слушаний, дате, времени и месте проведения общественных слушаний, месте ознакомления с документаций по объекту государственной экологической экспертизы, составе рабочей группы по проведению общественных слушаний, дате проведения первого заседания рабочей группы (пункт 4).
Согласно статье 5 Положения об общественных обсуждениях общественные обсуждения в форме общественных слушаний проводит рабочая группа, в состав которой могут входить представители общественности (пункты 1, 3).
К компетенции рабочей группы отнесены организация ведения протоколов заседаний рабочей группы, организация информирования и участия общественности в общественных обсуждениях в форме общественных слушаний, осуществление публикации в официальных изданиях органов исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровня информационного сообщения о дате и месте проведения общественных слушаний, сроках и месте ознакомления с материалами обоснования лицензий, принятие регламента общественных слушаний, определение перечня лиц, приглашаемых к участию в общественных слушаний в качестве экспертов, а также содействие этим лицам в получении всех необходимой информации по теме общественных слушаний, назначение ведущего и секретарей общественных слушаний (пункт 5).
Таким образом, в Положении об общественных обсуждениях отсутствует нормативная конкретизация по вопросу о том, каким образом общественность (население) информируется о времени общес░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3, 4, 5 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░ 3 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ 5 ░░░░░░ 5 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2013 ░. № 172, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2013 ░. № 173, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░ 1998 ░. № 19-░, ░░ 11 ░░░░░░ 2000 ░. № 6-░, ░░ 27 ░░░░░░ 2004 ░░░░ № 1-░).
░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328 – 330 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░ 2014 ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2013 ░. № 172 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ № 173 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░ ░░░░░ ░.░.