№2а-1482/2021 07RS0№-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чегем 21 декабря 2021 г.
Чегемский районный суд КБР в составе:
председательствующего судьи Ажаховой М.К.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к местной администрации Чегемского муниципального района КБР, заместителю главы местной администрации <адрес> КБР ФИО3, администрации с.<адрес> муниципального района КБР, главе администрации с.<адрес> муниципального района КБР ФИО8 о признании незаконными решений об отказе в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к местной администрации Чегемского муниципального района КБР, заместителю главы местной администрации <адрес> КБР ФИО3, администрации с.<адрес> муниципального района КБР, главе администрации с.<адрес> муниципального района КБР ФИО8 о признании незаконными решений об отказе в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
Мотивированы требования тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес> КБР, <адрес>П. В процессе эксплуатации земельного участка возникла необходимость в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан. В этих целях истцом было заказано составление межевого плана. Согласно заключению кадастрового инженера площадь образуемого земельного участка составит 1580 кв.м., что соответствует Правилам землепользования и застройки с.<адрес>.
Согласно требованиям Земельного кодекса РФ для заключения соглашения о перераспределении земельных участков истец неоднократно обращался с заявлениями в местную администрацию Чегемского муниципального района КБР и администрацию с.<адрес> муниципального района КБР, к которым приложил все необходимые документы. Отказ административных ответчиков обоснован проведением кадастровых работ в квартале №.
Истец не согласен с решениями местной администрации Чегемского муниципального района КБР и администрации с.<адрес> муниципального района КБР, считает их незаконными и необоснованными в связи со следующим.
Согласно п.п.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Указанное условие им соблюдено. Предусмотренные п.9 ст.39.29 ЗК РФ основания для отказа в обжалуемых решениях не приведены.
Отказ ответчиков препятствует ему в использовании земельного участка с кадастровым номером № по назначению и ущемляет его права собственника.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленный им административный иск в полном объеме и пояснил, что приобрел земельный участок с кадастровым номером № в 2015 г. у ФИО4, который не сообщил ему о том, что на участке расположен газопровод высокого давления. При получении разрешения на строительство жилого дома ему стало об этом известно, и этот факт затрудняет использование земельного участка в связи с необходимостью соблюдать охранные зоны газопровода. Кроме того, затруднен выезд с его земельного участка на дорогу, так как между земельным участком и дорогой общего пользования находятся муниципальные земли. При этом, ему стало известно, что в этом случае возможно увеличить площадь его земельного участка путем присоединения муниципальных земель. С этой целью он заказал проведение кадастровых работ и составление схемы, подготовил заявление. На его неоднократные попытки согласовать перераспределение земель сообщалось, что в указанном квартале ведутся кадастровые работы, что ничем не подтверждается.
Представитель административного истца адвокат ФИО5, действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании также поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Административные ответчики, будучи извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не уведомили.
Суд в соответствии со ст.226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.м., расположенный в <адрес> КБР, <адрес>П, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки).
Приусадебный земельный участок разрешается использовать как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для строительства жилого дома, а также гаража и иных вспомогательных сооружений при условии соблюдения градостроительных регламентов и иных установленных правил и нормативов (п. 2 ст. 4, ст. 6 Закона N 112-ФЗ; Классификатор, утв. Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412).
В процессе эксплуатации земельного участка, в связи с его застройкой, у ФИО1 возникла необходимость увеличить площадь своего участка путём перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан.
<адрес> земельного участка, находящегося в собственности гражданина и предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, можно в результате перераспределения земель (земельных участков) за счет примыкающих к нему земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 11.7, пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ).
К участку истца примыкают муниципальные земли.
ФИО1 заказал составление межевого плана ДД.ММ.ГГГГ Согласно заключению кадастрового инженера площадь вновь образуемого земельного участка составит 1580 кв.м., и это соответствует Правилам землепользования и застройки с.<адрес>, согласно которым предельный максимальный размер участка не может превышать 3500 кв.м.
В силу требований Земельного кодекса РФ для заключения соглашения о перераспределении земельных участков и утверждении схемы ФИО1, а также в его интересах адвокат ФИО6, неоднократно обращались с заявлениями в местную администрацию Чегемского муниципального района КБР и администрацию с.<адрес> муниципального района КБР с приложением всех необходимых документов.
Отказы администрации с.<адрес> муниципального района КБР и местной администрации Чегемского муниципального района КБР в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, выраженные в письмах главы администрации с.<адрес> муниципального района КБР ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № и заместителя главы местной администрации Чегемского муниципального района КБР ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №.17/5043, обоснованы проведением кадастровых работ в квартале №.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каких-либо возражений относительно заявленных исковых требований ответчики в суд не представили.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более, чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 1 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В то же время подпункт 8 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в качестве самостоятельного основания для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении устанавливает случай, когда в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне. Документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Из положений пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ в их взаимной связи следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
Образование земельных участков, в том числе, путем перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предполагает сохранение установленного в отношении исходного участка вида разрешенного использования.
При этом, согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ и пункту 4 статьи 85 ЗК РФ земельные участки, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из систематического анализа приведенных выше норм закона следует, что законодатель в качестве препятствия для заключения соглашения о перераспределении рассматривает только такие случаи несоответствия вновь образуемого в результате перераспределения земельного участка предельным размерам земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, когда в результате перераспределения площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
До разграничения государственной собственности на землю или принятия соответствующего ФЗ распоряжение земельными участками на территории с.<адрес> производится органами местного самоуправления Чегемского муниципального района КБР или в соответствии с компетенцией администрацией с.<адрес>, на что указано в Правилах землепользования и застройки с.<адрес>.
В соответствии с ч.2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Поскольку подлежащий перераспределению земельный участок относится к землям населенных пунктов, ответчики были компетентны принять заявление истца о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявления.
В рассматриваемом деле принадлежащий административному истцу земельный участок имеет площадь <данные изъяты> кв.м., согласно схеме перераспределения земельных участков, площадь вновь образуемого земельного участка составит <данные изъяты> кв.м., тогда как в силу Правил землепользования и застройки с.<адрес> предельный максимальный размер приусадебного земельного участка не может превышать <данные изъяты> кв.м., соответственно, предусмотренных законом оснований для отказа ФИО1 в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, и возложении обязанности, у ответчиков не имелось.
Необходимо отметить, что ФИО1 приложил к своим заявлениям все необходимые документы, в частности, межевой план, схему, правоустанавливающий документ на земельный участок, однако отказы ответчиков не содержат в себе предусмотренных ст.39.29 ЗК РФ оснований.
При отсутствии оснований для отказа уполномоченным органом принимается и направляется заявителю решение об утверждении схемы расположения земельного участка либо заявителю направляется согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. п. 8 - 9 ст. 39.29 ЗК РФ).
Заявитель обеспечивает выполнение необходимых кадастровых работ и обращается в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете образованных в результате перераспределения земельных участков (п. п. 11, 12 ст. 39.29 ЗК РФ; ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 3.1, ч. 1, п. 10 ч. 5 ст. 14, ч. 1 ст. 18 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 457).
Увеличение площади земельного участка осуществляется за плату, размер которой определяется в установленном порядке (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ).
Таким образом, неоднократная ссылка ответчиков на продолжающиеся в кадастровом квартале кадастровые работы, не основана на законе и нарушает права истца.
Кроме того, обеспечение необходимых кадастровых работ в отношении вновь образуемого путем перераспределения земельного участка проводится за счет заявителя.
По той причине, что административные ответчики по существу упомянутые выше заявления административного истца не рассмотрели и фактических обстоятельств, из которых можно было бы судить о наличии или отсутствии предусмотренных нормами материального права оснований для отказа в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, в оспариваемых письмах не привели, на орган местного самоуправления, в силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, подлежат возложению обязанности, как по повторному рассмотрению заявлений ФИО1 с приложенными к ним документами в течение пяти дней со дня вступления решения в законную силу с устранением допущенных нарушений, так и по направлению в суд и этому гражданину сообщения об исполнении решения суда на следующий день после такого его исполнения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к местной администрации Чегемского муниципального района КБР, заместителю главы местной администрации <адрес> КБР ФИО3, администрации с.<адрес> муниципального района КБР, главе администрации с.<адрес> муниципального района КБР ФИО8 о признании незаконными решений об отказе в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконными отказы администрации с.<адрес> муниципального района КБР и местной администрации Чегемского муниципального района КБР в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, выраженные в письмах главы администрации с.<адрес> муниципального района КБР ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № и заместителя главы местной администрации Чегемского муниципального района КБР ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №.17/5043.
Обязать местную администрацию Чегемского муниципального района КБР и администрацию с.<адрес> муниципального района КБР повторно рассмотреть заявления ФИО1 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, с приложенными документами, в течение пяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, и устранить допущенные нарушения прав административного истца путём принятия законного и обоснованного решения по заявлению.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению местной администрацией Чегемского муниципального района КБР и администрацией с.<адрес> муниципального района КБР в Чегемский районный суд КБР на следующий день после такого его исполнения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда КБР в апелляционном порядке через Чегемский районный суд КБР в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий - подпись
Копия верна: судья Чегемского
районного суда КБР М.К.Ажахова