ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-788/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 23 января 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Кожевниковой Л.П., Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №24RS0037-01-2022-002380-97 (2-326/2023) по иску Лазаревой Ирины Александровны к администрации Назаровского района Красноярского края о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет,
по кассационной жалобе Лазаревой Ирины Александровны на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 29 июня 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 августа 2023 г.,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Лазарева И.А. обратилась в суд к администрации Назаровского района Красноярского края о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет.
В обоснование требований указано, что она имеет 33 года 7 месяцев стажа государственной службы, с 20 сентября 2016 г. является пенсионером и получает страховую пенсию по старости, с 1 июня 2022 г. она является так же получателем дополнительной меры пенсионного обеспечения - пенсии за выслугу лет в размере 3 000 руб. ежемесячно, как лицо, замещавшее муниципальные должности. Пенсия за выслугу лет выплачивается администрацией Назаровского района Красноярского края.
23 декабря 2021 г. принят Законом Красноярского края № 2-364, которым внесены изменения в ст. 11.1 Закона края от 20 декабря 2005 г. № 17-4314 «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края», в соответствии с которым ей должен быть произведен перерасчет пенсии за выслугу лет, назначенной в связи с прохождением государственной гражданской службы с 1 июля 2022 г.
Просила суд признать незаконным отказ в перерасчете пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет, взыскании судебных расходов в размере 3 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Назаровского городского суда Красноярского края от 29 июня 2023 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 августа 2023 г. решение Назаровского городского суда Красноярского края от 29 июня 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Лазарева И.А. ставит вопрос об отмене решения Назаровского городского суда Красноярского края от 29 июня 2023 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 августа 2023 г. как незаконных принятых с нарушением норм материального права.
В обосновании кассационной жалобы указано, что согласно ч. 2 Закона Красноярского края от 23 декабря 2021 г. №2-364 с 1 июля 2022 г. подлежат перерасчету пенсии за выслугу лет, назначенные в связи с прохождением государственной гражданской службы. Действующим законодательством пенсионные права муниципальных и государственных служащих приравнены. Принятый закон в централизованном порядке увеличивает размер денежного содержания и содержит прямое указание на перерасчет пенсии за выслугу лет, назначенной в связи с прохождением государственной гражданской службы.
Относительно доводов кассационной жалобы администрацией Назаровского района Красноярского края представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Лазарева И.А. с 20 сентября 2016 г. является пенсионером и получает страховую пенсию по старости. Кроме того, с 1 июня 2022 г. является так же получателем дополнительной меры пенсионного обеспечения - пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее муниципальные должности, в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», которая выплачивается администрацией Назаровского района Красноярского края, в размере 3 000 руб. ежемесячно. Стаж муниципальной службы 33 года 7 месяцев
16 сентября 2022 г. Лазарева И.А. обратилась с письменным заявлением на имя Главы Назаровского района Красноярского края К,М.А. с просьбой пересчитать дополнительную пенсию на основании Закона Красноярского края от 23 декабря 2021 г. № 2-364 «О внесении изменений в статью 11.1 Закона края от 20 декабря 2005 г. №17-4314 «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края».
3 октября 2022 г. Лазаревой И.А. было отказано произвести перерасчет дополнительно пенсии.
Согласно представленной справки администрации Назаровского района перерасчет пенсии Лазаревой И.А. будет производиться после 22 июня 2023 г.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они, с учетом бюджетных возможностей, вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Суд апелляционной инстанции согласился, с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что, при вынесении решения судом первой инстанции учтены положения п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 16 Обзора судебной практики по спорам связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г. Дополнительное пенсионное обеспечение муниципальных служащих, осуществляется за счет местного бюджета, в соответствии с этим, с учетом бюджетных возможностей, муниципальные образования вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии. Условия пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, не могут быть применены к муниципальным служащим.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права применены правильно.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. I), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2).
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу п. 2 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Законом Красноярского края от 23 декабря 2021 г. № 2-364 «О внесении изменений в статью 11.1 Закона края «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края» определено п. 8 ст.11.1 указанного закона изложить в следующей редакции:
«Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного настоящим пунктом базового размера пенсии за выслугу лет, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями, применяемые при расчете денежного содержания гражданского служащего на день прекращения гражданской службы либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Базовый размер пенсии за выслугу лет составляет:
5000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы менее 20 лет;
7000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы от 20 до 30 лет;
10000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы 30 и более лет».
Пенсии за выслугу лет, назначенные в связи с прохождением государственной гражданской службы края до 1 июля 2022 г., подлежат перерасчету с 1 июля 2022 г. в соответствии с п.п. 6 и 8 ст. 11.1 Закона Красноярского края от 20 декабря 2005 г. № 17-4314 «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края».
Размер пенсии муниципальным служащим определен Законом Красноярского края от 24 апреля 2008 г. № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае».
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее- БК РФ).
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В силу положения ст. 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В соответствии с п. 2 Закона Красноярского края от 6 апреля 2023 г. № 5-1710 «О внесении изменений в Закон края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», пенсии за выслугу лет, назначенные до вступления в силу настоящего Закона, подлежат пересчету с соблюдением положений, предусмотренных п.п. 8 и 9 ст. 9 Закона края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» (в редакции настоящего Закона), в соответствии с решением представительного органа муниципального образования.
Согласно п. 1.1.2 Решения Назаровского районного Совета депутатов от 19 июня 2023 г. № ВЧ-239, внесены изменения в Решение Назаровского районного Совета депутатов от 29 июня 2017 г. № 19-112, «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Назаровского района», абзац второй п. 3.3. раздела 3 изложен в следующей редакции:
«Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного настоящим пунктом базового размера пенсии за выслугу лет, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями, применяемые при расчете денежного содержания муниципального служащего на день прекращения муниципальной службы либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Базовый размер пенсии за выслугу лет составляет:
5000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы менее 20 лет;
7000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 20 до 30 лет;
10000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы 30 и более лет».
Решение представительного органа муниципального образования Назаровского района, которым приведен размер пенсий муниципальным служащим Назаровского района в соответствие с п. 8 ст. 9 Закона Красноярского края от 24 апреля 2008 г. № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» вступило в силу 22 июня 2023 г. после его опубликования 21 июня 2023 г.
Пунктом 6.4. Положения об условиях и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Назаровского района, утвержденного Решением Назаровского районного Совета депутатов от 29 июня 2017 г. № 19-112, так же ст. 9 Закона Красноярского края от 24 апреля 2008 г. № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», перерасчет размера пенсии возможен в случае:
а) увеличения продолжительности стажа муниципальной службы в связи с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной гражданской службы Российской Федерации или должности муниципальной службы и (или) замещения должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, расположенных на территории края, не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом;
б) увеличения в централизованном порядке размера денежного содержания по должности муниципальной службы, замещавшейся либо на день прекращения муниципальной службы, либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
в) изменения размера страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, исходя из которых определен размер пенсии за выслугу лет.
Пунктом 1.1.2 Решения Назаровского районного Совета депутатов от 27 февраля 2020 г. № 44-312, внесены изменение в Решение Назаровского районного Совета депутатов от 29 июня 2017 г. № 19-112, «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Назаровского района», пункт 3.3. раздела 3 дополнен абзацем вторым следующего содержания:
«Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже:
а) 1000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 10 лет до 20 лет,
б) 2000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 20 лет до 30 лет,
в) 3000 рублей при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 30 лет и более».
Размер дополнительной пенсии 3000 руб. был назначен Лазаревой И.А. 1 июня 2022 г., как лицу, имеющему стаж муниципальной службы более 30 лет, в соответствии с вышеуказанным решением.
Установив, что нарушений прав истца отказом в перерасчете пенсии в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе не допущено, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что действующим законодательством пенсионные права муниципальных и государственных служащих приравнены, что вышеуказанный закон о внесении изменений в ст.11.1 закона Красноярского края в централизованном порядке увеличивает размер денежного содержания и содержит прямое указание на перерасчет пенсии за выслугу лет, назначенной в связи с прохождением государственной гражданской службы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который на основании приведенных норм права пришел к правильному выводу о том, что муниципальная и гражданская служба являются различными видами службы, регулируются разными законодательными актами, финансирование муниципальной и государственной гражданской службы осуществляется за счет разных бюджетов, пенсионное обеспечение регулируется разными правовыми актами, пенсионные права муниципальных и государственных служащих различаются.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в исковом заявлении, в суде первой инстанции, апелляционной инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в определении суда апелляционной инстанции, основаны на ином толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.
Кассационный суд общей юрисдикции согласно ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Назаровского городского суда Красноярского края от 29 июня 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 августа 2023 г., оставить без изменения, кассационную жалобу Лазаревой Ирины Александровны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи