Решение по делу № 2-565/2017 от 28.04.2017

Дело № 2-565/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2017 года                                       г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Загребанцева А.Б.,

с участием истца Колосова В.А.

представителя истца Песегова С.С., действующего на основании доверенности

представителя ответчика Администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края Манакова А.В., действующего на основании доверенности

третьего лица Колосовой О.Г.,

при секретаре Айрапетян Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колосова Виталия Алексеевича к Администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края о признании жилого помещения служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Колосов В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края о признании жилого помещения служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда, мотивируя его следующим. Он проходит военную службу по контракту в войсковой части, расположенной на территории ЗАТО п. Солнечный Красноярского края. На основании ордера от 05.01.2003 года в соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» он и члены его семьи: супруга Колосова О.Г., дочери Колосова Я.В. и Колосова Н.В. были вселены в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Между ним и администрацией ЗАТО п. Солнечный 11.06.2010 года заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда № 1068А. В паспорте жилого помещения, являющимся приложением №1 к указанному договору указано, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, входит в состав имущества, относящегося к жилищному фонду социального использования, передана в эксплуатацию и находится на обслуживании МУП ЖКХ ЗАТО п. Солнечный. Учитывая, что Колосов В.А. является военнослужащим, истец считает, что предоставленное ему и членам его семьи жилое помещение по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда фактически является служебным жилым помещением и относится к специализированному жилищному фонду. Вместе с тем, решение об отнесение спорного жилого помещения к категории служебных Администрацией ЗАТО п. Солнечный не принималось. Проживание в жилом помещении муниципального жилищного фонда нарушает его права на постановку на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, что подтверждено решением ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №1674 от 20.07.2012 года и решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № 15 от 02.04.2013 года. Обосновывая свои требования ст. 92, 93, 100, 104 Жилищного кодекса РФ, Колосов В.А. просит признать жилое помещение жилищного фонда социального использования, расположенное по адресу: <адрес>, которое он занимает совместно с членами своей семьи, служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда. Просит обязать Администрацию ЗАТО п. Солнечный направить в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решение суда в течение трех рабочих дней с момента вступления решения в законную силу.

Истец Колосов В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что первый контракт о прохождении военной службы он заключил в 1994 году, действующий контракт заканчивается 28.03.2020 года. Первоначально их семья жила в служебной квартире <адрес>, а в 2003 году им была предоставлена нынешняя квартира. В настоящее время он не может встать на учет для получения жилья по избранному месту жительства, поскольку имеет жилое помещение на условиях социального найма. Вместе с тем, истец подтвердил, что имеет право на получение жилого помещения по избранному месту жительства, но только при увольнении с военной службы. Считает, что занимаемое им и членами его семьи жилое помещение является служебным, так как именно служебное жилое помещение должно предоставляться военнослужащим.

Представитель истца Песегов С.С. исковые требования поддержал, пояснил, что ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 15) гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. В силу ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности или выборной должности. Квартира, занимаемая истцом и членами его семьи, была передана в муниципальную собственность от Министерства обороны РФ в 2003 году. Однако документального подтверждения принятия этой квартиры в муниципальную собственность ЗАТО п. Солнечный на момент предоставления квартиры истцу не имеется. Квартира принята в муниципальную собственность в апреле 2003 года, а выделена истцу в январе 2003 года. До передачи в муниципальную собственность указанная квартира имела статус служебной, соответственно, не могла быть предоставлена истцу по договору социального найма. В настоящее время истце не может встать на учет для получения жилья по избранному месту жительства, так как обеспечен жилым помещением и нуждающимся согласно нормам предоставления не является. При наличии у занимаемой истцом квартиры статуса служебной истец мог бы уже в настоящее время быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Колосова О.Г., выступая на стороне ситца, исковые требования поддержала, полагает их обоснованными и подлежащими удовлетворению, а доводы ответчика Администрации ЗАТО п. Солнечный считает несостоятельными.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Колосова Я.В., Колосова Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. В письменных пояснениях на иск Колосова Я.В. и Колосова Н.В. указали о согласии с исковыми требованиями Колосова В.А., полагают их подлежащими удовлетворению, а доводы Администрации ЗАТО п. Солнечный считают необоснованными. Просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края Манаков А.В. в судебном заседании исковые требования Колосова В.А. не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве ответчика на исковое заявление. В письменном отзыве на иск Руководитель администрации ЗАТО п. Солнечный Загора П.Н. указал о несогласии с исковыми требованиями Колосова В.А. и просил отказать в их удовлетворении по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на весь срок службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей. Истец Колосов В.А. был назначен на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения и получения в связи с этим офицерского воинского звания до 1 января 1998 года, следовательно, обладал правом на получение служебного жилого помещения только на первые пять лет прохождения военной службы. 05.01.2003 года Колосову В.А. и членам его семьи войсковой частью было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не имеющее статус служебного. На момент предоставления жилое помещение находилось в государственной собственности. Впоследствии спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность. Передача служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения, а именно, они перестают быть служебными и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Занимаемое Колосовым В.А. и членами его семьи жилое помещение находилось в государственной собственности, а именно в оперативном управлении государственного учреждения (войсковой части). В 2003 году (после его предоставления) спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность, новый собственник статус данного жилого помещения не установил, следовательно, занимаемое Колосовым В.А. и членами его семьи жилое помещение не имело, не имеет и не может иметь статуса служебного жилого помещения, и к нему должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Заслушав лиц, участвующих в дела, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Колосов Виталий Алексеевич проходит военную службу по контракту в войсковой части . Начало прохождения военной службы - 30.07.1987 год, курсант Ставропольского высшего военного инженерного училища связи имени 60-летия Великого Октября. Первый контракт заключен приказом командира войсковой части от 25.10.1994 года на 5 лет военной службы с 27.07.1994 года по 26.07.1999 года. Новый контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе заключен с 28.03.2015 года по 28.03.2020 года. Указанные обстоятельства подтверждены справкой начальника отделения кадров войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, а также самим истцом в судебном заседании.

Как следует из выписки из домовой книги и справке о составе семьи, выданных МУП ЖКХ ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, Колосов В.А. зарегистрирован и проживает совместно с членами своей семьи: супругой Колосовой О.Г., дочерьми Колосовой Я.В., Колосовой Н.В. по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры 57,40 кв.м. Указанное жилое помещение предоставлено Колосову В.А. с учетом состава его семьи в январе 2003 года войсковой частью (КЭЧ). Из ордера от 05.01.2003 года не следует, что указанная квартира являлась служебной.

11.05.2010 года между администрацией ЗАТО п. Солнечный и Колосовым В.А. заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Согласно абз. 1, 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего на момент заключения Колосовым В.А. первого контракта о прохождении военной службы, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семьей предоставляются жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации. Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Согласно ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ (в редакции от 21.05.2002 г.) «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей на момент предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма, военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Кроме того, указанной нормой было установлено, что на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 01 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

С учетом этого суд приходит к выводу, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, правомерно предоставлена Колосову В.А. на основании договора социального найма жилого помещения в соответствии с действовавшим в указанный период времени законодательством, без нарушения каких-либо прав истца. Доказательств того, что занимаемая истцом квартира была ему предоставлена именно как служебная, суду не представлено.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.

В силу ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Постановлением от 26 января 2006 года № 42 Правительством Российской Федерации утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных данными Правилами.

Пунктом 14 Правил предусмотрено, что орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с Правилами (п. 15 Правил).

Исходя из указанных норм права признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения компетентного органа о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.

Изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью, понуждение собственника жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, к отнесению жилых помещений в состав специализированного жилищного фонда, действующим законодательством не предусмотрено. Закон не возлагает на какой-либо исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения, принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда относится к полномочиям органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, в соответствии со ст. 92 ЖК РФ. Таким образом, изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть присвоен жилому помещению лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.

Как следует из представленных ответчиком документов, Распоряжением Правительства РФ от 13.08.2002 года № 1073-р принято предложение Совета депутатов ЗАТО п. Солнечный Красноярского края о передаче в муниципальную собственность ЗАТО п. Солнечный находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Красноярской квартирно-эксплуатационной части, расположенных в пос. Солнечный. Согласно Приложению № 3 к указанному распоряжению в числе объектов. Подлежащих передаче в муниципальную собственность ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, указан и жилой дом № 16 .

Согласно Распоряжению Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Красноярского края от 30.12.2002 года ф-1226р прекращено право оперативного управления войсковой части на объекты социальной инфраструктуры, в том числе и на жилой дом № 16 , постановлено передать эти объекты безвозмездно в муниципальную собственность ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.

Постановлением Администрации пос. Солнечный Красноярского края от 30.04.2003 года № 139 принято решение зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты социальной инфраструктуры, переданные в муниципальную собственность и включить их в реестр муниципальной собственности. Право муниципальной собственности ЗАТО п. Солнечный Красноярского края на <адрес> зарегистрировано 30.07.2007 года.

Вместе с тем сама по себе регистрация права муниципальной собственности на квартиру, занимаемую истцом, лишь в 2007 году, не означает, что данная квартира не находилась в муниципальной собственности с момента её передачи. Кроме того, истцом не предоставлено доказательств того, что выделенная ему в январе 2003 года квартира являлась служебной.

Из материалов дела следует, что администрацией ЗАТО п. Солнечный, в муниципальной собственности которого находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, решение об отнесении данной квартиры к числу служебных не принималось.

При таких обстоятельствах оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, служебным жилым помещением, относящимся к специализированному жилому фонду, не имеется.

Доводы Колосова В.А. о том, что его проживание в жилом помещении муниципального жилищного фонда нарушает его права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Обеспечение военнослужащих по избранному месту жительства осуществляется на основании абз. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», гласящего, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 указанного Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона).

Таким образом, истец Колосов В.А. не лишен права на получение жилого помещения по избранному месту жительства при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Как следует из сообщения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» от 03.04.2013 года, Колосовым В.А. выбрано место проживания г. Красноярск. Вместе с тем, предоставленные Колосовым В.А. документы в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подтверждают право на получение жилого помещения по договору социального найма лишь по месту прохождения военной службы. На момент постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма Колосов В.А. являлся нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, предоставленного ему и членам его семьи по договору социального найма. Соответственно, обеспеченность Колосова В.А. и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 14,35 кв.м., что превышает учетную норму (12 кв.м.), установленную в г. Ужуре. Право на получение жилого помещения по избранному месту жительства может возникнуть у Колосова В.А. только при увольнении с военной службы. В связи с указанными обстоятельствами в отношении Колосова В.А. принято решение № 15 от 02.04.2013 года об отмене ранее вынесенного решения о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 20.07.2012 года № 1674. Указанное решение оспорено Колосовым В.А. не было.

Таким образом, Колосов В.А. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с его обеспеченностью свыше установленной учетной нормы, а не в связи с предоставлением ему жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем, он не утрачивает право быть обеспеченным субсидией либо жилым помещением по избранному месту жительства при увольнении с военной службы. Таким образом, права Колосова В.А., предусмотренные Законом «О статусе военнослужащих», не нарушены.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Колосовым В.А. исковых требований, а потому в их удовлетворении Колосову В.А. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Колосову Виталию Алексеевичу в удовлетворении исковых требований к Администрации ЗАТО п. Солнечный Красноярского края о признании жилого помещения служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ужурский районный суд.

Решение в окончательной форме составлено 21 августа 2017 года

Председательствующий          А.Б. Загребанцев

2-565/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Колосов В.А.
Ответчики
Администрация ЗАТо п.Солнечный
Другие
МУП ЖКХ ЗАТО п.Солнечный
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Дело на сайте суда
ujur.krk.sudrf.ru
28.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2017Передача материалов судье
02.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2017Подготовка дела (собеседование)
30.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.07.2017Предварительное судебное заседание
15.08.2017Судебное заседание
15.08.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее