УИД: 47RS0003-01-2022-000926-60
Дело № 2а–1000/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волхов Ленинградской области 23 июня 2022 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Назаровой Е.А.,
при секретаре Ильине И.В.,
с участием помощника Волховского городского прокурора Ивановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации в части ненадлежащей организации дорожной деятельности, обязании привести автомобильные дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017,
УСТАНОВИЛ:
Волховский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, указав в обоснование заявленных требований, что Волховской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области в апреле 2022 г. совместно с ОГИБДД ОМВД России по Волховскому району проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.
В ходе проверки дорог на территории МО Иссадское сельского поселения Волховского района Ленинградской области выявлены нарушения ГОСТ Р 50597-2017, устанавливающего, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине - 15 см, ширине - 60 см и площади более 0,06 кв.м. В частности, по адресу: ****** имеется выбоина размером 107 см х 95 см х 6 см.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом специальной проверки улично-дорожной сети МО Иссадское сельского поселения от 19.04.2022.
Автомобильные дороги находится в границах МО Иссадское сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области, которые включены в перечень улично-дорожной сети муниципального образования Иссадское сельское поселение, что подтверждается перечнем автомобильных дорог, утвержденным решением Совета депутатов администрации МО Иссадское сельское поселение от 15.03.2021 № ****** «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 06.03.2018 № ****** «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Иссадское сельское поселение».
На основании ст. 6, ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 10.12.95 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также требований ГОСТ Р 50597-2017 Волховский городской прокурор просит:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в части ненадлежащей организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в присутствии выбоин грунтового основания проезжей части по адресу: ******.
- обязать администрацию муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение 6 месяцев привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильные дороги на территории муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского района Ленинградской области по адресу: ******.
В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Иванова Ю.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Администрация муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области своего представителя в судебное заседание не направила, о дне слушания извещалась надлежащим образом.
Также в соответствии с ч. 7 ст. 96 КАС РФ сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте Волховского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В этой связи суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика на основании ст. 150 КАС РФ.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 17. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с требованиями "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Таблицой 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что предельные размеры отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) не должны превышать по длине - 15 см, ширине - 60 см и площадью более 0,06 кв.м.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется (в числе прочего) посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения (п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, автодороги, указанные в административном исковом заявлении входят в перечень улично-дорожной сети муниципального образования Иссадское сельское поселение, что подтверждается перечнем автомобильных дорог, утвержденным решением Совета депутатов администрации МО Иссадское сельское поселение от 15.03.2021 № ****** «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 06.03.2018 № ****** «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Иссадское сельское поселение».
Актом специальной проверки улично-дорожной сети от 19 апреля 2022 г. подтверждается, что в ходе проверки, на вышеуказанных автомобильных дорогах были выявлены многочисленные нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно Уставу муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, к вопросам местного значения муниципального образования относится (в числе прочего) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 60, 61, 70, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку судом достоверно установлен факт ненадлежащего выполнения администрацией муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области обязанностей по поддержанию дорожного покрытия дорог местного значения в надлежащем состоянии для обеспечения безопасности дорожного движения, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего административных ответчиков устранить допущенные нарушения.
На основании ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда. Срок, заявленный Волховским городским прокурором, суд находит разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер для исполнения возложенной судом обязанности, при этом суд учитывает, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них финансовой возможности.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в части ненадлежащей организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в присутствии выбоин грунтового основания проезжей части по адресу: ******.
Обязать администрацию муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение 6 месяцев привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильные дороги на территории муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского района Ленинградской области по адресу: ******.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2022 года.
Судья: подпись Е.А.Назарова