Дело № 2а-2034/2022
25RS0003-01-2022-001578-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2022 года г. Владивосток
Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего – судьи Хренкова О.В.,
при секретаре судебного заседания Матюшиной Т.А.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Первореченского района г. Владивостока Тищенко А.А.,
представителя административного ответчика Дмитрук А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> <адрес> к министерству транспорта и дорожного хозяйства <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, в обоснование которого указал, что по результатам проведенной проверки в деятельности административного ответчика выявлены нарушения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения при реализации полномочий по осуществлению дорожной деятельности. Так, дорожное покрытие проезжей части с 0 км по 8 км автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты>» находится в неудовлетворительном состоянии, имеет множественные дефекты в виде выбоин, ям, размером 40 см * 50 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв. м. По факту выявленных нарушений прокуратурой <адрес> в адрес <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения не устранены. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, выразившееся в непринятии мер по ремонту участка 0 – 8 км автомобильной дороги регионального значения «Осиновка – Кремово – Нефтебаза» в целях приведения его в соответствие с требованиями п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»; возложить на министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> обязанность по проведению ремонта участка 0 – 8 км автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты>» в целях приведения его в соответствие с требованиями п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, при этом необходимость проведения работ по ремонту участка не оспаривала, однако пояснила, что с учетом требований и сроков, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», работы по ремонту участка дороги не могут быть выполнены в указанный прокурором срок.
Заслушав доводы участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) задачами названного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Часть 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ возлагает обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются приведенной нормой закона (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ), в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
К числу перечисленных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с Положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 22.10.2019 № 690-па (далее – Положение), министерство является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (п. 1.1 Положения).
Согласно п. 2.2 названного Положения министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в пределах своих полномочий, в числе прочего, осуществляет планирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства; осуществляет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; готовит предложения по формированию и использованию бюджетных ассигнований дорожного фонда Приморского края; выполняет в порядке, установленном действующим законодательством, функции ответственного исполнителя по разработке и реализации государственных программ, финансируемых за счет средств федерального и краевого бюджета, в пределах компетенции министерства; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; осуществляет функции главного администратора и администратора доходов краевого бюджета бюджетной системы Российской Федерации; осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Михайловского района Приморского края проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой в деятельности министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края выявлены нарушения при реализации полномочий по осуществлению дорожной деятельности на автомобильной дороге «Осиновка - Кремово - Нефтебаза», имеющая идентификационный номер 05 ОП РЗ 05К-187, протяженностью 12,100 км, относящейся к дороге общего пользования регионального значения согласно постановлению Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 357-па.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее по тексту – ГОСТ Р 50597-2017), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Однако согласно акту проверки, проведенной прокуратурой ФИО1 с участием инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ дорожное покрытие на участке 0 – 8 км автомобильной дороги регионального значения «Осиновка – Кремово – Нефтебаза» имеет множественные дефекты в виде выбоин ям, размером 40 см * 50 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв. м, что не соответствует требованиям п. 5.2 4 ГОСТ Р 50597-2017.
Ранее прокуратурой ФИО1 проводилась проверка по факту ненадлежащего состояния указанной дороги, по результатам которой прокуратурой <адрес> в адрес <адрес> было внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности, безопасности дорожного движения.
Согласно ответу <адрес> на указанное представление в 2021 году на участке дороги с 0 км по 2 км + 900 м подрядной организацией был выполнен ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия с заливкой трещин битумной мастикой в объемах, предусмотренных контрактом на содержание, на участке с 2 км + 900 м по 5 км + 300 м с переходным типом покрытия выполнялись работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части без добавления новых материалов.
Вместе с тем по результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что до настоящего времени надлежащих мер к устранению выявленных нарушений административным ответчиком не принято.
Таким образом, непринятие административным ответчиком надлежащих мер по устранению данных нарушений влечет нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «Осиновка-Кремово-Нефтебаза», создает угрозу жизни и здоровья неопределенному кругу лиц, являющихся участниками дорожного движения.
Оценивая представленные по административному делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о бездействии административного ответчика, выражающемся в непринятии мер по ремонту участка 0 – 8 км автомобильной дороги регионального значения «Осиновка – Кремово – Нефтебаза» в целях приведения его в соответствие с требованиями п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Доводы стороны административного ответчика о том, что министерством частично приняты меры по устранению выявленных недостатков в рамках исполнения государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с АО «Примавтодор», не могут быть приняты судом в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанные действия административного ответчика не освобождают его от исполнения в полном объеме возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения на аварийном участке дороги.
При определении срока проведения работ суд принимает во внимание значительный объем такого рода работ, длительность процедур, необходимых для их выполнения, и полагает целесообразным установить срок для производства работ – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, выразившееся в непринятии мер по ремонту участка 0 – 8 км автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты>» в целях приведения его в соответствие с требованиями п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Возложить на министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> обязанность по проведению ремонта участка 0 – 8 км автомобильной дороги регионального значения «Осиновка – Кремово – Нефтебаза» в целях приведения его в соответствие с требованиями п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд с подачей жалобы через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с 10.06.2022.
Судья О.В. Хренков