Решение по делу № 33-4057/2022 от 21.04.2022

Судья Клинова Е.А.

Судья-докладчик Сальникова Н.А.                           № 33-4057/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2022 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Герман М.А.,

судей Рудковской И.А., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Макаровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-200/2022 (38RS0022-01-2021-003306-76) по иску Юдиной Т.А. к Областному государственному казенному учреждению «Управлению социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки; обязании принять решение о выдаче меры социальной поддержки и выдать меру социальной поддержки

по апелляционной жалобе Юдиной Т.А. на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 24 января 2022 года,

установила:

Юдина Т.А. обратилась в суд с иском, в обоснование заявленных требований указала, что ей принадлежит жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес изъят>. Совместно с ней по указанному адресу проживает, в том числе, на момент затопления, ее супруг (данные изъяты) который зарегистрирован по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>. В результате наводнения 29-30 июня 2019 г. на территории Шиткинского муниципального образования, дом истца попал в зону затопления, что явилось причиной конструктивных повреждений дома. Заключением межведомственной комиссии дом признан непригодным для проживания, ранее дом признавался ограниченно-работоспособным, подлежащим капитальному ремонту. Истец получила социальную выплату на проведение капремонта своего дома, произвела капремонт, но дом продолжает находиться в аварийном состоянии, в связи с чем, заключением Минстроя России ФАУ «РосКапСтрой» рекомендовано признать дом непригодным для проживания.

Между тем, решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» № 1 от 29.09.2021, истцу отказано в назначении мер социальной поддержки не выдано «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области».

Юдина Т.А. просила признать за ней право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области» в связи с утратой жилого помещения общей площадью 58,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019 г. в Тайшетском районе Иркутской области; незаконным решение № 1 от 29.09.2021 ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» об отказе в назначении меры социальной поддержки; обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» принять решение о выдаче Юдиной Т.А. меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области» с учетом состава семьи в количестве двух человек (Юдина Т.А. и супруг (данные изъяты) обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать Юдиной Т.А. «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области» с учетом состава семьи в количестве двух человек (Юдина Т.А. и супруг (данные изъяты)

Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 24.01.2022 исковые требования Юдиной Т.А. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов к отмене решения Юдина Т.А. указывает, что факт получения ею социальной выплаты на капитальный ремонт свидетельствует о том, что ее жилой дом пострадал в результате наводнения, кроме того, данную выплату она готова возвратить, о чем неоднократно заявляла в судебном заседании. Считает, что представленными фотоматериалами, свидетельскими показаниями и результатами экспертиз ею доказан факт нецелесообразности капитального ремонта данного дома. До июня 2019 г. ее дом аварийным в установленном порядке не признавался.

Суд не учел, что ее супруг (данные изъяты) зарегистрированный по месту жительства по иному адресу, проживал вместе с ней в доме по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, что ранее установлено решением суда.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Фокина Е.А. и представитель ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» Ротарь Е.П. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, о чем свидетельствует электронное уведомление, смс-сообщение, сведения с сайта суда, в заседание судебной коллегии не явились представители ответчиков, третьего лица, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об уважительности причин неявки не уведомили. Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

    Заслушав доклад судьи Сальниковой Н.А., выслушав объяснение представителя Юдиной Т.А. адвоката Коваленко Е.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, изучив дело, доводы апелляционной жалобы и возражения на них, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в связи со следующим.

    Суд апелляционной инстанции установил, что Юдина Т.А. является собственником дома и земельного участка по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят> с Дата изъята , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Юдина Т.А. зарегистрирована по указанному адресу с Дата изъята .

    (данные изъяты)., зарегистрированный по адресу: (данные изъяты) <адрес изъят> с Дата изъята , является супругом Юдиной Т.А. (данные изъяты) является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, р.<адрес изъят>.

    Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 07.08.2019 установлен факт постоянного проживания (данные изъяты) по адресу: <адрес изъят>, в том числе, в момент установления чрезвычайной ситуации от 26.06.2019 (л.д. 120).

    По постановлению Правительства Иркутской области № 558-пп от 17.07.2019 п. Шиткино, в том числе <адрес изъят> Иркутской области, находится в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.

    Согласно акту обследования помещения № 80 от 24.07.2019, заключению межведомственной комиссии № 80 от 24.07.2019, помещение по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят> является работоспособным. Функционирование конструкций и эксплуатация здания возможны при проведении необходимых мероприятий по обеспечению температурно-влажностного режима и обработки деревянных элементов противогнилостными средствами (антисептиком). Жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодно для проживания на основании п. 10 раздела 2 в соответствии с п. 47 раздела 4 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

    Как следует из акта обследования помещения № 181 от 11.02.2020, заключения межведомственной комиссии № 181 от 11.02.2020, помещение по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят> является ограниченно-работоспособным. Функционирование конструкций и эксплуатация здания возможны при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания. Выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту п. 10 раздела 2 в соответствии с п. 47 раздела 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

    На основании свидетельства № 1716-с от 16.04.2020 Юдиной Т.А. предоставлена социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения в сумме 392 000 руб. Истец в судебном заседании не отрицала получение данной социальной выплаты, которая потрачена ею на проведение капитального ремонта жилого помещения по адресу: (данные изъяты) <адрес изъят>.

    На основании акта обследования помещения от 28.07.2020, заключения № 19/Шиткино-05/20 от 09.07.2020, составленного ФАУ «РосКапСтрой», межведомственная комиссия 28.07.2020 в заключении № 283 указала, что жилое помещение оценивается как ограниченно-работоспособное, техническое состояние жилого помещения является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания. Здание имеет физический износ. Затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций здания. Здание морально устарело и не соответствует СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные». Здание по конструктивным требованиям не соответствует СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», так как построено до момента внесения Иркутской области в зону сейсмической опасности. Эксплуатация жилого дома возможна при постоянном мониторинге технического состояния и выполнении рекомендаций, приведенных в главе 5 заключения. Ввиду физического износа, мероприятия по приведению жилого дома к требованиям, перечисленных санитарных правил нецелесообразны, так как потребуют усиление, либо полную замену несущих конструкций. Так как в соответствии с ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий»: «Правила не распространяются на оценку физического износа зданий, пострадавших в результате стихийных бедствий», то рекомендуется силами МВК признать здание непригодным для проживания на основании требований МДС 13-21.2007 (л.д. 23).

    12.07.2021 межведомственной комиссией произвела обследование помещения по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, по результатам обследования принято заключение № 388 от 12.07.2021 о признании жилого помещения непригодным для проживания. Согласно акту обследования в жилом помещении произведены в полном объеме ремонтные работы по восстановлению основных несущих конструкций (л.д. 110).

    Распоряжением администрации Шиткинского муниципального образования № 31 от 29.07.2021 жилое помещение по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят> признано непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (л.д. 121).

    Согласно ответу председателя МВК администрации Шиткинского муниципального образования от 23.04.2021, Юдиной Т.А. назначена социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения. Актом осмотра установлено, что проведены работы по капитальному ремонту: замена лаг и стульев, ремонт печи отопления, очистка подполья, замена нижних венцов, нарушений не выявлено. За период с июля 2019 г. по апрель 2020 г. на территории Шиткинского муниципального образования Тайшетского района затоплений и подтоплений, иных стихийных бедствий природного и техногенного характера, которые могли бы привести к повреждению и разрушению заданий, не зарегистрировано. Судебные решения о признании заключений межведомственной комиссии № 283 от 28.07.2020 не принималось. До 29-30 июня 2019 г. жилое помещение не попадало в зону затопления на территории Шиткинского муниципального образования, что следует из справки от 13.12.2021 № 285.

    30.08.2021 Юдина Т.А., (данные изъяты) обратились в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>.

    В материалах выплатного дела имеется информация Шиткинского муниципального образования от 23.12.2021 № 700, согласно которой жилое помещение по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, заключением № 388 от 12.07.2021 межведомственной комиссии признано непригодным для проживания в связи с физическим износом в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период эксплуатации здания. Непригодность жилого помещения не связана с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области (л.д. 122).

    Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» № 1 от 29.09.2021 Юдиной Т.А. отказано в назначении меры социальной поддержки в выдаче «свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области». Причина - отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением, о чем истцу вручено уведомление № 1738 от 29.09.2021.

    Разрешая заявленные требования, установив, что жилой дом, принадлежащий на праве собственности Юдиной Т.А., признан непригодным для проживания вследствие физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания; затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций здания, при этом факт нахождения жилого дома в зоне паводка не означает, что утрата жилья вызвана именно чрезвычайной ситуацией, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району», суд не нашел, в связи с чем в удовлетворении иска отказал. При этом суд обоснованно исходил из невозможности дачи самостоятельной оценки состояния объекта недвижимости, замещающей решение межведомственной комиссии, являющейся единственным субъектом, уполномоченным законом на принятие соответствующих решений.

    Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности допустимых доказательств и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, которые суд применил правильно.

    Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994                            № 2 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

    Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

    Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13.00 ч. 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

    Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области, предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

    1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);

    2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

     Предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий: 1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 6 Положения № 556-пп от 17.07.2019)

    В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).

    Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).

    Из п. 16 Положения усматривается, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения необходимых документов, в том числе сведений о признании жилого помещения утраченным.

    Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

    В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

    Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

    По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

    Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

    Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение до паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 г., не числилось в реестре ветхого, аварийного жилья, в связи с чем истцу полагается социальная выплата, основаны на ином неверном толковании норм права.

    Как следует из вышеизложенных нормативных положений, одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.

    Поскольку из заключения межведомственной комиссии, составленного на основании акта обследования помещения, жилое помещение, принадлежащее истцу, непригодно для проживания не в результате чрезвычайной ситуации, регулирование которой производится Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, а в результате физического износа, оснований для удовлетворения исковых требований истца, не имелось.

    Довод апелляционной жалобы о получении истцом иных мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на капитальный ремонт не имеет под собой правовых оснований, поскольку не свидетельствует о безусловном праве истца на признание за ним права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуацией в июне 2019 г. в Иркутской области.

    Иных доказательств, соответствующих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, подтверждающих то обстоятельство, что жилой дом утрачен, признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, материалы дела не содержат.

    Судебная коллегия отмечает, что меры социальной поддержки направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации, и не направлены на полное восстановление или улучшение жилищных условий пострадавших граждан. Меры социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской области, направлены на защиту их конституционного права на жилище и предназначены для восстановления жилищных прав граждан.

    Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

    Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

    определила:

    решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 24 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

    Судья-председательствующий                                                     М.А. Герман

    Судьи                                                                                              И.А. Рудковская

                                                                                                  Н.А. Сальникова

Определение в окончательном виде изготовлено 19.05.2022

33-4057/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Юдина Татьяна Алексеевна
Ответчики
ОГКУ Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Другие
Администрация Шиткинского муниципального образования
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Сальникова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
21.04.2022Передача дела судье
16.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022Передано в экспедицию
16.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее