Решение по делу № 33а-4438/2020 от 16.11.2020

Докладчик Орлова И.Н. Дело №33а-4438/2020

Судья Павлова Е.В. УИД 21RS0025-01-2019-003895-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Орловой И.Н., Ленковского С.В., при секретаре судебного заседания Нюхиной И.Г., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, поступившее по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия

установила:

Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», региональный оператор) обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом последующего уточнения, просила признать незаконным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 20 февраля 2020 года № 07/05, мотивируя свое требование тем, что данное предписание выдано на основании акта проверки от 20 февраля 2020 года. Основанием для вынесения предписания явилось установление нарушения нормативных правовых актов, регулирующих предоставление коммунальных услуг. Так в предписании указывается на нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Однако при проведении проверки государственным инспектором неправильно истолкован закон явившейся основанием для вынесения предписания, что привело к незаконному вынесению оспариваемого акта. Взносы на капитальный ремонт не относятся к коммунальным платежам и не относятся к жилищно-коммунальным услугам. Взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного являются самостоятельным видом платы, лишь входящим в состав платы за помещение. При этом плата за коммунальные услуги осуществляется на основании заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями или с управляющими компаниями. В соответствии со ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются, том числе, аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах. Согласно ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту обязан вести учет средств, поступающих на счет регионального оператора в виде взносов. В соответствии со ст. 183 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Таким образом, законодатель конкретно указал, что региональный оператор ведет учет лишь поступивших взносов. На их расчетный счет денежные средства в размере ... руб. согласно платежным документам от 6 ноября 2019 года № 33875 и № 33876 от собственника помещения № ... не поступали и учесть их в нарушение требований ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор не имеет права. Аналогичная ситуация и с денежными средствами в размере ... руб. согласно платежному документу от 6 ноября 2019 года № 19966. Соответственно требование предписания отразить в платежном документе оплаченную собственниками сумму в размере ... руб. и ... руб., уменьшить сумму задолженности на указанную сумму является незаконным и направлено на выполнение незаконных действий со стороны НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов». Учет не поступивших денежных средств приведет к тому, что по учетным данным за указанным многоквартирным домом будет отражаться сумма накопленных взносов на капитальный ремонт в большем размере, чем фактическая. Также, в случае принятия собственниками многоквартирного дома на общем собрании решения об открытии специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, региональный оператор обязан перечислить накопленную сумму по многоквартирному дому. Данное требование предусмотрено ч. 5 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой региональный оператор в течение 5 рабочих дней обязан перечислить накопленные средства на специальный счет, а если указанные денежные средства не поступили на счет из каких средств региональный оператор должен будет восполнить недостающую сумму. В связи с этим законодатель четко указал, что региональный оператор ведет учет только поступивших денежных средств. Ссылка в предписании на положения ч. 3 ст. 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не законна, так как они не предоставляют собственникам помещений никаких услуг и не выполняют работы. Иных оснований для вынесения предписания ни в акте проверки, ни в предписании не указано.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Степанов С.А. требования поддержал и просил удовлетворить.

Представители административного ответчика Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Паллин Е.П., Ильина Н.А. требования не признали.

Заинтересованное лицо Климин С.И. административное исковое заявление полагал необоснованным.

Заинтересованные лица Николаева Н.Н., конкурсный управляющий АКБ «Чувашкредитпромбанк» в судебном заседании не присутствовали.

Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 октября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с данным решением, НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Степанов С.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, представители административного ответчика Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Паллин Е.П., Ильина Н.А., заинтересованное лицо Климин С.И. оснований для отмены или изменения оспариваемого решения не усмотрели.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2).

В рамках осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля уполномоченные органы вправе проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе, по обращениям граждан о нарушении управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч.ч. 3, 4, 4.1, 4.2).

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (п.3 ч.5).

Из дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя - главного государственного жилищного инспектора Чувашской Республики от 19 февраля 2019 года № 43 в отношении НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» была проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами с целью рассмотрения обращений Климина С.И. и Николаевой Н.Н.

По результатам данной внеплановой проверки должностным лицом – государственным жилищным инспектором Чувашской Республики Паллиным Е.П. 20 февраля 2020 года составлен акт № 07/06, которым, установлено, что НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не учтены взносы собственников Климина С.И. и Николаевой Н.Н. на капитальный ремонт, в результате чего за ними образовалась необоснованная задолженность по взносам за капитальный ремонт по вышеуказанным суммам.

20 февраля 2020 года на основании указанного акта НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» выдано предписание № 07/05 об устранении установленных фактов нарушений нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление жилищно-коммунальных услуг до 15 апреля 2020 года включительно, а именно:

1. отразить в платежном документе за март 2020 года по взносам за капительный ремонт по квартире ..., оплаченную собственником сумму в размере ... руб.;

2. уменьшить сумму задолженности по взносам за капитальный ремонт по этой же квартире на сумму ... руб.;

3. отразить в платежном документе за март 2020 года по взносам за капительный ремонт по квартире ..., оплаченную собственником сумму в размере ... руб.;

4. уменьшить сумму задолженности по взносам за капитальный ремонт по этой же квартире на сумму ... руб.

В силу положений ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, образуют фонд капитального ремонта.

Согласно ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, владелец специального счета, кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п.п. 69, 71 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, а также Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 января 2018 года № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» в платежном документе должно содержаться наименование владельца специального счета, номер специального счета и банковские реквизиты. Данные нормы направлены на обеспечение сохранности денежных средств, имеющих целевое назначение.

Из дела следует и судом установлено, что формирование фонда капитального ремонта по домам № 22 корп. 1 ул. Хузангая и № 20 ул. Декабристов г.Чебоксары осуществляется на счете регионального оператора - НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

6 ноября 2019 года собственником квартиры ... Николаевой Н.Н. была произведена оплата взносов на капитальный ремонт в размере ... руб., (платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт №33875 на сумму ... руб. и №33876 на сумму ... руб.).

В этот же день, 6 ноября 2019 года, была произведена оплата взносов на капитальный ремонт в размере ... руб. (платежный документ на оплату взносов на капитальный ремонт № 19966 на сумму ... руб.) и собственником квартиры ... Климиным С.И.

Денежные средства внесены собственниками по реквизитам указанным в платежном документе, а именно, на специальный счет НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», открытый в ..., через АКБ «Чувашкредитпромбанк».

Однако из дела также следует, что НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» данные оплаченные собственниками взносы на капитальный ремонт не учтены, поскольку эти средства не были зачислены на расчетный счет получателя - НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в связи с отзывом Приказами Банка России от 7 ноября 2019 года №№ ОД-2565 и ОД-2566 у АКБ «Чувашкредитпромбанк» лицензии, и данное обстоятельство представителем административного истца не оспаривается.

В связи с этим за собственниками Николаевой Н.Н. (лицевой счет №...) и Климиным С.И. (лицевой счет №...) за период с декабря 2014 года по февраль 2020 года образовалась задолженность по взносам за капитальный ремонт в размере внесенных ими сумм, соответственно.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.

Так, согласно ч. 1 ст. 167, ч. 3 ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора (пункт 3), деятельность которого осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1.1 Устава НО «Фонд капитального ремонта», утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 9 октября 2018 года № 03/1-03/803, размещенного на официальном сайте http://remfond21.cap.ru предусмотрено, что Фонд является юридическим лицом, созданным в соответствии со ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2013 года № 173 «О создании некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая социальные и иные общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством Российской федерации, осуществляющая деятельность в качестве регионального оператора, направленную на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются, в том числе:

- аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

- открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.

Согласно с ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанностью регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ч. 1 ст. 188 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

При этом ч. 6 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.

Из приведенных норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее Закон РФ «О защите прав потребителей») данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

При этом потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем в соответствии с абз. 5 преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» является организация, независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

Таким образом, положения названного закона регулируют отношения, возникающие между потребителем с одной стороны и исполнителем с другой стороны, основанные возмездным договором.

В настоящем же случае правоотношения сторон возникли в связи с ненадлежащим исполнением региональным оператором безвозмездной функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, входящей в уставную деятельность регионального оператора.

Следовательно, при разрешении заявленных НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» требований необходимо исходить из общих правил об обязательствах и их исполнении, установленных главами 21, 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не из положений Закона РФ «О защите прав потребителей».

Вопросы внесения платы за жилое помещение и коммунальных услуг, включающей в себя взнос на капитальный ремонт, регулируются ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности, ч. 15 указанной нормы предусмотрено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Таким образом, за названными лицами закреплено право на осуществление расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги в том числе, с участием платежных агентов и банковских платежных агентов.

Федеральный закон от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»), регулирующий отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), относит к этой деятельности в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Кодексом и осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится данная плата в соответствии с Кодексом), а также устанавливает обязательность наличия между поставщиком и платежным агентом соответствующего договора (ст.ст. 1 - 4).

Согласно ч. 20.1 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» лицо, которому в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносятся денежные средства в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, в качестве специального банковского счета поставщика для зачисления указанных денежных средств использует специальный счет, на котором осуществляется формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 1 ст. 316 Гражданского кодекса Российской Федерации, если место исполнения обязательства не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев либо существа обязательства, исполнение по денежному обязательству об уплате безналичных денежных средств должно быть произведено в месте нахождения банка (его филиала, подразделения), обслуживающего кредитора, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В силу ст. 849 Гражданского кодекса Российской Федерации банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Банк плательщика, принявший к исполнению платежное поручение, в соответствии с распоряжением плательщика обязан его исполнить, в частности путем зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, открытый в этом же банке (ст. 865 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Согласно содержащимся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» разъяснениям, моментом исполнения денежного обязательства является зачисление денежных средств на корреспондентский счет банка, обслуживающего кредитора, либо банка, который является кредитором.

В материалы дела представлены доказательства оплаты собственниками Николаевой Н.Н. и Климиным С.И. 6 ноября 2019 года взносов за капитальный ремонт на специальный счет регионального оператора, открытый в Отделении НБ Чувашская Республика г.Чебоксары, что свидетельствует об исполнении данными собственниками обязанности по уплате взноса за капитальный ремонт в размере внесенных ими сумм.

Следовательно, в такой ситуации действия НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» по не учету вышеуказанных взносов собственников Климина С.И. и Николаевой Н.Н. на капитальный ремонт, в результате чего за ними образовалась задолженность по этим взносам, нельзя признать соответствующими требованиям закона, а потому у Государственной жилищной инспекции по Чувашской Республике имелись, вопреки доводам регионального оператора, основания для вынесения оспариваемого предписания.

При этом само по себе ошибочное указание в предписании норм закона, нарушенных региональным оператором, а именно, ч. 3 ст. 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и п. 2 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации достаточным основанием для признания его незаконным, при установленных выше судом обстоятельствах, являться не может.

По смыслу же ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконным действия (бездействия) государственных органов, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов административных истцов.

Таким образом, поскольку судом не было установлено вины административного ответчика, незаконности в его действиях или незаконного бездействия, при условии, что обжалуемое предписание приняты государственным жилищным инспектором Чувашской Республики в пределах полномочий в установленном законом порядке, оснований для удовлетворения административного иска у суда не имелось.

При этом согласно положениям ст. 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организации запрещается: совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации, определяемыми в соответствии с настоящей статьей; прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований.

В соответствии с п. 22.10 Положения о временной администрации по управлению кредитной организацией, утвержденного Банком России 9 ноября 2005 года № 279-П, в течение срока действия временной администрации, назначенной после отзыва у кредитной организации лицензии, запрещается заключение и совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, включая погашение кредиторской задолженности в любой форме, осуществление зачета встречных однородных требований, исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до дня отзыва у кредитной организации лицензии, отчуждение имущества кредитной организации или прекращение обязательств перед кредитной организацией в иных формах, за исключением совершения сделок, связанных с исполнением текущих обязательств кредитной организации.

В соответствии с п. 1 ст. 189.85 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы вправе предъявлять свои требования к кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства, а также в порядке, установленном ст. 189.32 настоящего Федерального закона, в период деятельности в кредитной организации временной администрации по управлению кредитной организацией.

Таким образом, у регионального оператора возникло право требования к банку о возврате денежных средств с момента отзыва лицензии у банка.

Из имеющегося в материалах дела письма НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», направленного 20 февраля 2020 года в адрес Николаевой Н.Н., Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, следует, что 6 декабря 2019 года административный истец уже обратился к временной администрации по управлению кредитной организацией АКБ «Чувашкредитпромбанк» с требованием для включения в реестр требований кредиторов (3 очередь), и данное обстоятельство также было учтено районным судом при разрешении настоящего публично-правового спора.

Что касается доводов апелляционной жалобы, то они повторяют основания заявленных требований и позицию административного истца, выраженную в ходе рассмотрения дела, которые основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих возникшие публично-правовые отношения, в силу чего основанием к отмене постановленного по делу решения являться не могут.

Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий Т.Н. Евлогиева

Судьи И.Н. Орлова

С.В. Ленковский

33а-4438/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
НО "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
Ответчики
Государственная жилищная инспекция ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Орлова И.Н.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
16.11.2020Передача дела судье
09.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2020Передано в экспедицию
09.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее