Решение по делу № 2-489/2016 от 28.03.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2016 года г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Некрасовой Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгих Ю.С.,

с участием истца помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Виджилаевой М.А.,

представителя ответчика <...> РАЙПО – Новосильцева В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <...> районному потребительскому обществу о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха,

установил:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к <...> районному потребительскому обществу (далее <...> РАЙПО) о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха.

В обоснование своих требований прокурор указал, что при проведении проверки было установлено, что <...> РАЙПО является собственником производственного здания, общей площадью <...> кв.м по адресу: <адрес> Указанное производственное здание передано ответчиком в аренду СПССПК второго уровня «<...>», которое осуществляет деятельность по производству пищевой продукции. В соответствии с условиями п. 4.2 договора аренды ответственность за природоохранную деятельность, включая экологическую безопасность, разработку необходимой проектной документации в области охраны атмосферного воздуха, в том числе проекта нормативов ПДВ, получение разрешительной документации, внесение платежей и разработку отчета за негативное воздействие на окружающую среду, возложена на арендодателя. В нарушение требований Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ <...> РАИПО не
проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и их источников, технический отчет об инвентаризации в территориальный орган Росприроднадзора не предоставлен. Проект нормативов предельно допустимых выбросов для эксплуатируемых на производственной площадке стационарных источников не разработан, нормативы ПДВ для стационарных источников не установлены и уполномоченным органом не утверждены. Срок действия ранее выданного разрешения на выброс от Дата истек Дата и новое до настоящего времени не получено.

По указанным основаниям просит возложить на <...> РАЙПО обязанности получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ в срок до Дата; обеспечить проведение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до Дата, а также взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном размере.

В судебном заседании помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Виджилаева М.А. исковые требования поддержала и пояснила, что осуществление хозяйственной деятельности в условиях
отсутствия у предприятия разрешительных документов на выброс вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативов ПДВ и
систематического контроля за соблюдением установленных нормативов, плана мероприятий по достижению нормативов ПДВ и предупреждению аварийных выбросов может повлечь непредсказуемые последствия для окружающей среды, а также здоровья граждан. В связи с чем просит удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика <...> РАЙПО по доверенности Новосильцев В.И. исковые требования признал в полном объеме. Суду подтвердил, что, действительно, <...> РАЙПО ввиду отсутствия денежных средств не получено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями федерального законодательства. В настоящее время проводятся работы по его получению.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлены основные принципы хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, среди которых: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности является атмосферный воздух.

    Согласно ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица,
осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

    Правовые основы охраны атмосферного воздуха как жизненно важного
компонента окружающей среды, неотъемлемой части среды обитания человека, растений и животных, гарантирующие реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, установлены Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ.

    В ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ указано, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов, обязаны:

    обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

    планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

    осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    Статьей 22 Федерального закона № 96-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

    Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, вместе с перечнем вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579.

    В пункте 5 названного Порядка указано, что источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности).

    Согласно ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ). Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (ВСВ) по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

    Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованных
выбросов утвержден постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183.

    В пунктах 6, 7, 8 постановления Правительства РФ № 183 указано, что
предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

    В случае невозможности соблюдения юридическим лицом, имеющим
источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Росприроднадзора по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы.

    Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

    В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

    Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

    Порядок выдачи территориальными органами Росприроднадзора разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и форма такого разрешения утверждены приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650.

    Согласно пункту 10 названного приказа для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление с приложением следующих документов:

    утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;

    утвержденного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ, а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана.

    В пунктах 1, 1.1. приказа Минприроды России № 650 указано, что
разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, устанавливаются по каждой отдельной производственной территории в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ) или в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ВСВ).

    При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ. Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных ВСВ, срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы.

    В силу ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормам. Аналогичные требования к охране атмосферного воздуха и основы
государственного нормирования допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, гарантирующие сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, содержатся в ст.ст. 3, 19, 22, 23, 34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

    Судом установлено, что <...> РАЙПО является собственником производственного здания, общей площадью <...>.м,
расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.

    Как следует из договора аренды от 21.12.2015 № 4/16
Указанное производственное здание передано ответчиком в аренду СПССПК второго уровня «Единство» для осуществления деятельности по
производству пищевой продукции.

    В соответствии с 4.2. договора аренды от Дата
ответственность за природоохранную деятельность, включая экологическую
безопасность, разработку необходимой проектной документации в области охраны атмосферного воздуха, в том числе проекта нормативов ПДВ, получение разрешительной документации, внесение платежей и разработку отчета за негативное воздействие на окружающую среду, возложена на арендодателя - <...> РАЙПО.

    На переданной в аренду производственной площадке СПССПК второго уровня «<...>» эксплуатируются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: хлебопекарный цех, цех по производству кондитерских изделий, цех полуфабрикатов, экспедиторский участок, боксы, что представителем ответчика не оспаривалось.

    При эксплуатации указанных стационарных источников выбросов в атмосферу поступают загрязняющие вещества: диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, железа оксид, марганец, серы диоксид, пыль мучная, пыль сахара и другие вещества. Всего, согласно ежеквартальным расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду, предприятием в атмосферу выбрасывается 16 видов загрязняющих веществ, подлежащих в соответствии с приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579 государственному учету и нормированию.

    В нарушение требований Федерального закона № 96-ФЗ <...> РАИПО не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, технический отчет об инвентаризации в территориальный орган Росприроднадзора не предоставлен. Проект нормативов предельно допустимых выбросов для эксплуатируемых на производственной площадке стационарных источников не разработан, нормативы ПДВ для стационарных источников не установлены и уполномоченным органом не утверждены. Срок действия ранее выданного разрешения на выброс от 31.07.2007 № 369 истек 13.07.2012. Своевременные меры, направленные на получение разрешительных документов в сфере охраны атмосферного воздуха на новый срок, предприятием не приняты, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками не получено. Первичный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не осуществляется, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха на стационарных источниках выбросов не проводится, мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов не разработаны и не реализуются, что может привести непредсказуемым последствиям для окружающей среды и здоровья граждан.

Данные обстоятельства и отсутствие разрешения представитель ответчика не отрицал.

    Таким образом, перечисленными материалами дела и нормативными актами предусмотрено, что целях защиты окружающей среды организациями, осуществляющие производственную деятельность должны быть получены разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

    Осуществление хозяйственной деятельности в условиях
отсутствия у предприятия разрешительных документов на выброс вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативов ПДВ и
систематического контроля за соблюдением установленных нормативов, плана мероприятий по достижению нормативов ПДВ и предупреждению аварийных выбросов может повлечь непредсказуемые последствия для окружающей среды, здоровья граждан и может быть причинен существенный вред.

    По этим основаниям суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования являются обоснованными.

    Кроме того, исковые требования Мценского межрайонного прокурора признаны представителем ответчика <...> РАЙПО.

    Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

    При таких обстоятельствах исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Мценскому районному потребительскому обществу о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, следует удовлетворить.

    Учитывая, что истец при подаче иска был освобожден от оплаты госпошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования г. Мценск» на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ.

    

    Руководствуясь ст. ст. 39, 68, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <...> районному потребительскому обществу о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха удовлетворить.

Возложить на <...> районное потребительское общество обязанности получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ в срок до Дата, обеспечить проведение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до Дата.

    Взыскать с Мценского районного потребительского общества государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Мценск в размере <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 25 апреля 2016 года.

Председательствующий         Н.С. Некрасова

2-489/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Орловский природоохранный прокурор
Ответчики
Мценское РАЙПО
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Дело на сайте суда
mcensky.orl.sudrf.ru
28.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2016Передача материалов судье
30.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2016Подготовка дела (собеседование)
12.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2016Судебное заседание
25.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее