Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2016 года г. Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,
при секретаре Морозовой В.Л.
с участием истца Фрименрман Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <Адрес> гражданское дело по иску Фрименрман Н.В. в интересах несовершеннолетнего Ф к Департаменту образования администрации <Адрес> о возложении обязанности предоставить несовершеннолетней место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности,
установил:
прокурор <Адрес> в интересах несовершеннолетнего Ф обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации <Адрес> (далее по тексту - Департамент) о возложении обязанности предоставить Ф место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что поступило обращение Фрименрман Н.В. о нарушении прав ее сына Ф, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на получение образования в дошкольном образовательном учреждении. Департамент является органом, основной целью деятельности которого, является организация предоставления общедоступного и бесплатного в т.ч., дошкольного образования, а одной из задач деятельности, является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. Основанием для предоставления муниципальной услуги является подача заявления о постановке на учет несовершеннолетнего ребенка в возрасте 7 лет для определения в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории <Адрес>. Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача путевки для зачисления несовершеннолетнего в дошкольное учреждение. Фрименрман Н.В. законный представитель Ф обратилась в отдел образования <Адрес> с заявлением о предоставлении ее сыну места в дошкольном образовательном учреждении, так как зарегистрированы и проживают по адресу: <Адрес> Место в детском саду несовершеннолетнему до настоящего времени не предоставлено.
Определением суда от <Адрес>. производство по делу по иску прокурора <Адрес> в интересах несовершеннолетнего Ф обратился о возложении на Департамент образования администрации <Адрес> обязанности предоставить Ф место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности, прекращено.
Истец Фрименрман Н.В. в судебном заседании на иске настаивала, пояснила, что ее сыну выдано направление в Детский сад № с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что ее сыну должен быть предоставлен детский сад по месту жительства, поскольку до предоставленного дошкольного образовательного учреждения приходится добираться на транспорте в течение 30 минут. Кроме того, у ребенка тяжело происходит адаптация в данном детском саду.
Ответчик представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя. В письменных возражениях на иск указал, что требования истца удовлетворению не подлежит, поскольку несовершеннолетнему Ф выдано направление в детский сад № в группу полного дня на 12-часов. Ответчиком обязанность по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <Адрес> исполнена.
Выслушав истца, оценив возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 18, 43 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).
Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).
К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).
Согласно пунктам 6, 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ №, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В судебном заседании установлено, что Фрименрман Н.В. является законным представителем Ф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, данный ребенок зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Адрес> что подтверждается материалами дела (л.д. 6 оборот).
Судом также установлено, что в <данные изъяты>. Фрименрман Н.В. обращалась в отдел образования <Адрес> с заявлением о предоставлении её сыну места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительств в микрорайоне Парковый, на обращение получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ № в котором сообщено о том, что места в группах полного дня в детских садах микрорайона Парковый отсутствуют. Истцу предложено написать заявление в районный отдел образования о переводе сына из одного учреждения в другое. Указано, что обмен осуществляется при наличии свободных мест (л.д.7).
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Фрименрман Н.В. выдано направление в МАДОУ «Детский сад №» (л.д. 14), ребенок зачислен и посещает в детский сад, что подтверждается пояснения истца.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком обязанность по организации предоставления несовершеннолетнему Ф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения общедоступного и бесплатного дошкольного, образования исполнена, в настоящее время право Ф на получение дошкольного образования не нарушено.
Суд считает, что несогласие истца с предложенным учреждением, не свидетельствует о бездействии ответчика по организации предоставления несовершеннолетнему дошкольного образования.
Доводы истца о том, что муниципальное образовательное учреждение №, расположенное по адресу <Адрес>, является труднодоступным, поскольку находится в 30 минутах езды на транспорте от места жительства несовершеннолетнего, основанием для удовлетворения заявленных требований не является, поскольку судом учитывается, что предложенное истцу, муниципальное дошкольное учреждение № находится в пределах территориальной доступности, в связи с чем, суд приходит к выводу о необоснованности доводов истца о труднодоступности предложенного ответчиком муниципального образовательного учреждения №.
Согласно действующего законодательства место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в пределах муниципального образования, которым в данном случае является <Адрес>.
Доказательств того, что предоставленное несовершеннолетнему Ф месту в муниципальном дошкольном образовательном учреждении находится не в пределах территориальной доступности, суду не представлено.
Статья 2 ГПК РФ определяет, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 3 ГПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Тем самым гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Учитывая, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение ее прав и законных интересов предоставлением ее несовершеннолетнему сыну 12-часовой услуги дошкольного образования в МАДОУ «Детский сад №» <Адрес> по адресу: <Адрес>, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований, у суда не имеется.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Фрименрман Н.В. в удовлетворении исковых требований, в интересах несовершеннолетнего Ф к Департаменту образования администрации <Адрес> о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности– отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий – подпись (Л.И. Мехрякова)
Копия верна. Судья – (Л.И. Мехрякова)