Дело № 2-139/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Холмогоры 02 марта 2015 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А., при секретаре Жгилёвой С.М., с участием представителя заявителя С.О.В., начальника отдела- старшего судебного пристава ОСП по <адрес> П.М.И., представителя взыскателя - помощника прокурора <адрес> Д.И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по Архангельской области М.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов России по Архангельской области М.Е.В. о взыскании исполнительского сбора. В обоснование заявленного требования указано, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ № № возбужденному на основании исполнительного документа Исполнительный лист ВС № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного органом: Холмогорский районный суд Архангельской области по делу № №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, предмет исполнения: Обязать администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», в связи с тем, что решение суда исполнено.
Представитель Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», в судебном заседании доводы заявления поддержала, полагает решение суда исполненным, а следовательно постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.
Старший судебный пристав просит отказать в удовлетворении заявления, по тем основаниям, что требования, изложенные в исполнительном листе, до настоящего времени не удовлетворены, сведения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», должником не представлены.
На момент вынесения постановления ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора исполнительный документ не исполнен, доказательств уважительности причин неисполнения должником не представлено.
Представитель взыскателя – помощник прокурора <адрес> Д.И.М. полагает необходимым в удовлетворении заявления отказать.
Исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Статья 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу ч. 11 ст. 30 названного Закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 6 названной статьи, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 23 декабря 2010 года N 01-8, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из материалов исполнительного производства, на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство, в соответствии с решением, срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель полагает, что требования исполнительного документа выполнены полностью, в обоснование в ОСП ДД.ММ.ГГГГ были представлены: копия постановления № «Об утверждении положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Холмогорского муниципального района, соответствующее Положение и копии договоров о предоставлении коммунальных услуг, договоров на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, договоров управления жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с которыми управляющие организации на территориях сельских поселений района принимают на себя обязательства по вывозу твердых бытовых отходов.
Вместе с тем, ни один из представленных документов не свидетельствует о том, что на территории муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО «Холмогорский муниципальный район ОСП по <адрес> направлен запрос об исполнении решения суда, согласно ответу, Администрация считает себя исполнившей решение суда путем принятия вышеуказанного Постановления № 69.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации МО «Холмогорский муниципальный район» было направлено требование о предоставлении копий договоров, заключенных между муниципальными образованиями <адрес> и специализированными организациями, осуществляющими сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов. Администрацией представлены договоры, данные договоры предусматривают организацию сбора и вывоза ТБО, но не касаются вопросов утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника направлено требование о предоставлении перечня объектов размещения отходов на территории муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», а также сведений о том, какие из данных объектов внесены в государственный реестр.
ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ, согласно которому на территории <адрес> находится 12 объектов размещения отходов, которые не внесены в государственный реестр.
Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2012 года организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131 к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании ч. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Установив, что в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ не исполнен, судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, принимая во внимание, что исполнительное производство возбуждено в 2013 году с применением ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве в редакции закона, действовавшей до внесения изменений внесенных Федеральным Законом от 28.12.2013 года, № 441-ФЗ, в размере 5000 руб., установлен новый срок для исполнения, также ДД.ММ.ГГГГ вынесено требование о включении в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № 792, установлен новый срок для исполнения требований - ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель должника полагает, что постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока для исполнения требований - ДД.ММ.ГГГГ года, незаконно, поскольку требования решения суда выполнены, а требование судебного пристава о включении в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № так же не основано на законе.
Суд считает, что приведенные заявителем аргументы не могут служить доказательством надлежащего исполнения решения суда. Постановление судебным приставом исполнителем вынесено в пределах предоставленных ему полномочий, поскольку, согласно ответу должника на территории <адрес> находится 12 объектов размещения отходов, которые не внесены в государственный реестр, ч. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ о запрещении размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, должником нарушена. Должником не только не исполнено решение суда об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», но и вывозка отходов на указанные незарегистрированные объекты носит незаконный характер.
Довод заявления о том, что Администрация муниципального образования Холмогорский муниципальный район, как орган местного самоуправления, не отнесена к хозяйствующим субъектам и не может получить в государственных органах соответствующие разрешения на размещение и использование объектов для складирования и утилизации отходов является несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании правовых норм. Требование судебного пристава-исполнителя о включении в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 года № 792 фактически раскрывает понятие организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и не обязывает непосредственно администрацию заниматься утилизацией и переработкой отходов.
Порядок реализации рассматриваемого полномочия самостоятельно определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов органами местного самоуправления могут быть созданы специализированные муниципальные предприятия или заключены соответствующие договоры с предприятиями иных форм собственности и имеющих необходимую разрешительную документацию.
На основании вышеизложенного, суд считает, что постановление судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора и требования об установлении нового срока исполнения соответствую закону, поскольку должник не исполнил в добровольном порядке требования исполнительного документа в установленный срок. Доказательств иного заявитель суду не представил.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 441 ГПК РФ суд,
решил:
в удовлетворении заявления Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по Архангельской области М.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Холмогорский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Коневец
(Решение в окончательной форме изготовлено 07 марта 2015 года)