Дело № 2а-376-2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Судья Тайгинского городского суда Кемеровской области Цыганова Т.В.
с участием зам.прокурора г.Тайги Ворошиловой Г.А.,
административного истца Апатова С.В.,
представителей административного ответчика Абрамовой Н.Ю. и Ларионовой Т.В.
при секретаре Димитровой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тайге 19 августа 2016 года
административное исковое заявление Апатова С.В. о признании незаконным решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 об отказе в регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Апатов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 с требованием признать не действительным решение № № от ДД.ММ.ГГГГ окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Тайгинского городского округа 5 созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 4 в порядке самовыдвижения.
Требования мотивированы тем, что на основании закона Кемеровской области от 30.05.2011 № 45-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» истцом были поданы документы в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 4 как самовыдвиженца, в том числе, пять подписных листов с двадцатью подписями, которые были сброшюрованы и пронумерованы в соответствии с требованиями закона, а именно скреплен каждый подписной лист, содержащий подписи избирателей на одной стороне листа и содержащий внизу листа данные о кандидате, написанных одной пастой на всех четырех листах, подписи избирателей на всех четырех листах заполнены разными пастами. Пункт 13 закона 05.05.2014 № 95-ФЗ предписывает, что при подаче подписных листов в избирательную комиссию, на каждом листе должны быть данные о кандидате, но не содержит указание, когда эти данные должны вноситься в подписной лист: до сбора подписей, после сбора подписей или перед подачей в избирательную комиссию.
Решением окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ одномандатного избирательного округа № 4 административному истцу было отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Тайгинского городского округа 5 созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 4 в порядке самовыдвижения, в связи с отсутствием данных о кандидате на втором, третьем, четвертом и пятом подписных листах, что, по мнению членов рабочей группы, не позволяет установить, в поддержку какого кандидата избиратель ставит подпись, однако в представленных им подписных листах имеется вся информация о кандидате, и собранные им подписи, необоснованно поставлены под сомнение, хотя проверка достоверностей подписей не проводилась. Также в решении в качестве причины отказа указано, что подписные листы, представленные истцом, не содержат сведений о расходовании средств избирательного счета на изготовление подписных листов. Однако, председатель окружной избирательной комиссии Ларионова Т.В. пояснила ему, что бланки подписных листов можно печатать, минуя счет, кроме того, ему не сообщили организацию, которая готова была распечатать бланки пяти подписных листов за 20 руб. безналичным расчетом, хотя ему было указано, что агитационные материалы он обязан печатать только в указанных ему типографиях города Кемерово. Он, полагает, что, так как он является самовыдвиженцем и сам себя финансирует, то нет никакой разницы, как он оплатил изготовление подписных листов, если он их оплачивает сам, никто его не финансирует.
С оспариваемым решением он не согласен и просит его признать недействительным.
Административный истец Апатов С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил признать незаконным отказ в его регистрации в качестве кандидата в депутаты, по основаниям, изложенным в заявлении, при этом дополнил, что считает, что данное решение принято в связи со сведением с ним счетов администрацией Тайгинского городского округа из-за наличия судебных споров по другим делам, имевшим место около 10 лет назад. Нарушение его прав оспариваемым отказом, состоит в том, что избирательная комиссия лишила его конституционного права избираться в органы местного самоуправления.
Представитель административного ответчика Абрамова Н.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала требования Апатова С.В. не подлежащими удовлетворению, в связи со следующим. Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата установлен статьей 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Федеральный закон), статьей 27 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 54-03 «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» (далее - закон Кемеровской области).
Представленные Административным истцом в избирательную комиссию подписные листы были изготовлены на пяти отдельных листах, первый из которых содержит сведения о кандидате, а остальные информацию о избирателях с их подписями.
В соответствии с п.п. 8, 14 и 16 статьи 37 Федерального закона подписной лист оформляется на отдельном листе бумаги и заполняется с лицевой и оборотной сторон. Иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы.
В силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 5 к названному закону.
Аналогичную норму содержит подпункт 9 пункта 9 статьи 29 закона Кемеровской области.
Учитывая приведенные нормы права, административный ответчик считает законным и обоснованным признание окружной избирательной комиссией № 4 всех подписей, представленных в указанную избирательную комиссию административным истцом, недействительными.
Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона, пунктом 1 статьи 27 Закона Кемеровской области определено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона Кемеровской области подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 50 настоящего Закона).
Факт оплаты административным истцом изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 4 не установлен.
Подписные листы изготовлены с нарушением требований Федерального закона, Закона Кемеровской области, что в силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, подпункта 7 пункта 2 статьи 74 Закона Кемеровской области является основанием для отказа в регистрации кандидату.
Представитель административного ответчика – председатель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4, являясь одновременно председателем территориальной избирательной комиссии Тайгинского городского округа, Ларионова Т.В. заявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению, поддержав доводы представителя административного ответчика Абрамовой Н.Ю. Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, суду представил письменный отзыв, согласно которому заявление Апатова С.В. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии Тайгинского городского округа об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Тайгинского городского округа полагают не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата регламентирован статьей 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Федеральный закон), статьей 27 Закона Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» (далее - закон Кемеровской области).
Несоблюдение требований к форме подписного листа влечет признание всех содержащихся в нем подписей избирателей недействительными.
Представленные административным истцом в избирательную комиссию подписные листы были изготовлены на пяти отдельных листах, первый из которых содержит сведения о кандидате, а остальные - информацию об избирателях и их подписи.
Из анализа положений пунктов 8, 14 и 16 статьи 37 Федерального закона во взаимосвязи следует, что каждый подписной лист оформляется на отдельном листе бумаги и заполняется с лицевой и оборотной сторон. Иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы.
В силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 5 к названному закону.
Аналогичное предписание содержит подпункт 9 пункта 9 статьи 29 закона Кемеровской области.
В связи с изложенным, считают законным и обоснованным признание окружной избирательной комиссией № 4 всех подписей, представленных в указанную избирательную комиссию Административным истцом, недействительными.
Аналогичная позиция отражена в пункте 2.3. Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утвержден Президиумом Верховного Суда российской Федерации 16.03.2016), определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 26 августа 2014 года № 74-АПГ14-10, от 29 августа 2014 года № 83-АПГ14-12, от 29 августа 2014 года № 83-АПГ14-13, от 5 сентября 2014 года № 33-АПГ14-6, от 9 сентября 2014 года № 16-АПГ14-15, от 17 сентября 2014 года № 11-АПГ14-24.
Подписные листы должны изготавливаться из средств соответствующего избирательного фонда, а подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона определено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона Кемеровской области подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона Кемеровской области подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 50 настоящего Закона).
Из текста обжалуемого решения следует, что окружная избирательная комиссия № 4 не смогла установить факт оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда административного истца; представленные административным истцом документы свидетельствуют об обратном.
Таким образом, полагают, что подписные листы изготовлены с нарушением требований пункта 5 статьи 37 Федерального закона, пункта 1 статьи 27 Закона Кемеровской области, что в силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, подпункта 7 пункта 2 статьи 74 Закона Кемеровской области является основанием для отказа в регистрации кандидату.
Аналогичная позиция отражена в пункте 2.3. Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утвержден Президиумом Верховного Суда российской Федерации 16.03.20)6), определении Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 63-АПГ4-4). В связи с изложенным просят отказать административному истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица, явка которого судом обязательной не признана.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 приведенного Федерального закона (пункт 1 статьи 34 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Согласно пункту 1 статьи 38 указанного Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 этого Федерального закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Аналогичные основания содержатся в ст. 23 п.2 и 3 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ от 30.05.2011 «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области»
В соответствии со ст. 24 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательная комиссия уведомляется в установленном Законом порядке со дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем через 20 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения, выдвижение кандидатов избирательным объединением в одномандатных (многомандатных) избирательных округах начинается не ранее опубликования схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов.
Выдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 30 настоящего Закона (п. 10 ст. 24 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области»).
В соответствии со ст.25 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области») самовыдвижение кандидатов производится со дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем через 20 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения в одномандатных (многомандатных) избирательных округах начинается не ранее опубликования схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов производится в период, установленный пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, представляет в избирательную комиссию, в полномочиях которой находится вопрос его регистрации, документы о его выдвижении и прочие документы в порядке, установленном настоящей статьей, статьями 23, 24 и 68 настоящего Закона.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» количество подписей. Которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей (пункт 1).
В соответствии со ст.37 ч.5 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.
В соответствии с ч.1, 3, 9 ст.27 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда и по форме, установленной в приложениях 1, 2, 2-1 к настоящему Закону. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, и должны быть представлены в избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 50 настоящего Закона). При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
В соответствии с пунктом 1 ст.50 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
В соответствии с пп. «и» п.6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
То есть, Федеральное законодательство определяет недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.
Аналогичные нормы содержатся в п.9 ст. 29 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ, согласно которому недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 1, 2 и 2-1 к настоящему Закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 24 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона;
Судом установлено, что решением Тайгинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении выборов депутатов Совета народных депутатов Тайгинского городского округа» назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Тайгинского городского округа в Кемеровской области на 18 сентября 2016 года.
Число избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного округа № 4, составляет 3181 человек, следовательно, для регистрации кандидатов, выдвинутых по этому избирательному округу, необходимо собрать 15 подписей избирателей.
Постановлением избирательной комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № сформирована территориальная избирательная комиссия Тайгинского городского округа в количестве 9 человек с правом решающего голоса.
Постановлением избирательной комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № возложены полномочия избирательной комиссии Тайгинского городского округа на территориальную избирательную комиссию Тайгинского городского округа на срок ее полномочий.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссии Тайгинского городского округа возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1, окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2, окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3, окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4, окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Совета народных депутатов Тайгинского городского округа 5 созыва на территориальную избирательную комиссию Тайгинского городского округа.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, АпатоваС.В. уведомил окружную избирательную комиссию Тайгинского городского округа одномандатного избирательного округа № 4 ДД.ММ.ГГГГ о самовыдвижении его в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Тайгинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 4.
Решением избирательной комиссии Тайгинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Апатову С.В. кандидату по одномандатному избирательному округу № 4 на выборах депутатов Совета народных депутатов Тайгинского городского округа было разрешено открыть специальный избирательный счет в Кемеровском отделении № 8615 Сбербанка России, расположенном по адресу: <адрес>
Апатовым С.В. в избирательную комиссию были поданы сведения о реквизитах специального избирательного счета в филиале Сбербанка России №.
ДД.ММ.ГГГГ Апатов С.В. представил в территориальную избирательную комиссию Тайгинского городского округа протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета народных депутатов Тайгинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 4 в количестве пяти листов с 20 подписями, а также представил ДД.ММ.ГГГГ первый финансовый отчет.
При этом все эти подписные листы были изготовлены не за счет средств избирательного фонда кандидата, что не оспаривается Апатовым С.В.
В первом финансовом отчете, предоставленном Апатовым С.В. в территориальную избирательную комиссию Тайгинского городского округа, указано, что поступило средств в избирательный фонд 500 рублей, в том числе собственные средства 500 рублей, израсходовано 0 рублей, остаток средств фонда на дату сдачи отчета 500 рублей.
В соответствии со ст. 58 ч.1 Федерального закона № 67-ФЗ, предусмотрено, что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.
Судом бесспорно установлено, что число избирателей по одномандатному избирательному округу № 4 менее пяти тысяч. Несмотря на это Апатов С.В. открыл специальный избирательный счет, однако оплату за изготовление подписных листов с данного счета не производил, а, как пояснил административный истец в судебном заседании, оплатил изготовление подписных листов из своих личных денежных средств, не находящихся на избирательном счету.
Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета народных депутатов Тайгинского городского Совета народных депутатов Апатова С.В. по одномандатному избирательному округу № 4 от ДД.ММ.ГГГГ кандидатом Апатовым С.В. представлено 5 подписных листов с 20 подписями избирателей, собранными в его поддержку.
Из протокола об итогах проверки подписных листов рабочей группы территориальной комиссии Тайгинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ видно, что все 20 подписей проверены избирательной комиссией, все 20 подписей признаны недействительными в связи с тем, что подписной лист не соответствует установленной форме, изготовлен на за счет средств избирательного фонда кандидата, в связи с чем усматриваются основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Тайгинского городского округа пятого созыва Апатова С.В. на основании п.3 ст. 27, пп.9 п.9 ст. 29 Закона Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области».
В силу подп. "и" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Пунктом 14 статьи 37 приведенного Закона установлено, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
При этом пунктом 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрена обязанность представить подписные листы в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде, что предполагает скрепление между собой каждого подписного листа, содержащего подписи избирателей или на одной стороне листа, или на его обеих сторонах, но не отдельных страниц одного и того же подписного листа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2012 года N 658-0, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.
Руководствуясь приведенными нормами, суд делает вывод, что каждый подписной лист оформляется на отдельном листе бумаги и заполняется с лицевой и оборотной сторон, иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что представленные Апатовым С.В. подписные листы изготовлены на пяти отдельных листах, первый из которых содержит сведения о представительном органе, кандидате, а 2-й, 3-й, 4-й и 5-й листы - информацию об избирателях и их подписи, при этом на них отсутствует лицевая часть (заголовок) подписного листа, информация о представительном органе и кандидате.
Таким образом, в ходе исследования подписных листов, представленных Апатовым С.В., суд приходит к выводу, что данные подписные листы не соответствует по форме и содержанию, предъявляемым законом требованиям.
При таких обстоятельствах суд соглашается с решением окружной избирательной комиссии о признании подписей недействительными и признает законным решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации Апатова С.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Тайгинского городского округа Кемеровской области пятого созыва.
Доводы административного истца о соответствии подписного листа требованиям закона основаны на ошибочном толковании действующего избирательного законодательства.
Доводы административного истца, что граждане, поставившие свои подписи в листе, осознавали, за выдвижение какого кандидата расписывались, правового значения не имеют в силу того, что нарушена форма подписного листа, что является самостоятельным и безусловным основанием для признания подписей недействительными.
Доводы административного истца о том, что изготовление подписных листов не из средств избирательного фонда является допустимым, так как он затратил на это свои личные средства, строятся на ошибочном толковании закона.
Доводы административного истца о нарушение административным ответчиком требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в той части, что при обращении им в избирательную комиссию с вопросом о правильности заполнения им заполненных подписных листов, ему не было указано на неправильность их заполнения и, соответственно, не дана возможность их исправить, судом отклоняется.
В соответствии с п. 1.1 ст. 38 вышеназванного закона, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Таким образом, данная норма устанавливает обязанность избирательной комиссии извещать о неполноте сведений о кандидате либо несоблюдении требований закона к оформлению документов и предполагает наличие права кандидата заменить представленные документы, в случае их оформления с нарушением требований закона, но за исключением подписных листов, несоответствие которых было установлено судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 244 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Апатова С.В. о признании незаконным решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации Апатову С.В. кандидату в депутаты Совета народных депутатов Тайгинского городского округа 5 созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 4 в порядке самовыдвижения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения, с подачей жалобы через Тайгинский городской суд.
Мотивированное решение составлено 19 августа 2016 года.
Судья /подпись/
Верно: судья Т.В. Цыганова
секретарь Т.А.Димитрова