УИД37RS0021-01-2021-000749-65
Дело 2а-569/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14июля2021г. г.ФурмановИвановскойобласти
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Княжевского В.С.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы <№> по <адрес> (далее МИФНС <№> по <адрес>) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, следовательно являлся плательщиком страховых взносов. Должником исчислены страховые взносы, которые до истечения установленного срока налогоплательщиком не уплачены. Кроме того, ФИО1 является плательщиком транспортного налога. Должник обязанность по уплате налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, самостоятельно не исполнил, в связи с чем, в соответствии с требованиями статьи 75 НК РФ начислены пени. В связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности, в адрес ответчика направлены требования <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> (со сроком уплаты до <ДД.ММ.ГГГГ>) и <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> (со сроком уплаты <ДД.ММ.ГГГГ>) с предложением добровольно уплатить задолженность по транспортному налогу и страховым взносам. Уплата общей задолженности по обязательным платежам от ФИО1 в бюджет не поступила. Мировым судьей судебного участка <№> Фурмановского судебного района в <адрес>, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Фурмановского судебного района в <адрес> вынесенный судебный приказ от <ДД.ММ.ГГГГ> о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам в размере 3 014,11 рублей был отменен. На основании изложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика пени по страховым взносам и недоимку и пени по транспортному налогу, а так же государственную пошлину в установленном законом размере. Административный истец так же просит восстановить ему пропущенный срок для подачи административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца (л.д. 53,58).
Административный ответчик ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела суду не заявил, возражений по существу заявленных требований суду не представил (л.д. 54,55).
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, начисляются пени (п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ).
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
На основании п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 Кодекса.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 430 НК РФ).
Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Как следует из материалов дела, ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и прекратил осуществлять деятельность <ДД.ММ.ГГГГ>, таким образом, является обязанным к исчислению и уплате страховых взносов.
ФИО1 до <ДД.ММ.ГГГГ> на праве собственности принадлежало транспортное средство <№>, в связи с чем, он несет обязанность по уплате транспортного налога, в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ.
Административному ответчику налоговым органом произведено начисление транспортного налога за 2018 года в размере 2 220 рублей (л.д. 32).
В адрес административного ответчика заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> на уплату транспортного налога за 2018 год с указанием срока уплаты – <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 32).
ФИО1 не исполнил обязанность по уплате страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, в связи с чем, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 75 НК РФ должнику начислены пени по транспортному налогу, пени по страховым взносам, всего в размере 648,50 рублей (расчет на л.д. 14, 21-24,27,28-31).
В связи с неисполнением обязанности по уплате недоимки и пени, в адрес административного ответчика направлено требование <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> со сроком уплаты – <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 19).
В связи с неисполнением обязанности по уплате недоимки и пени, в адрес административного ответчика направлено требование <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> со сроком уплаты – <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 25).
Требования в добровольном порядке административным ответчиком не исполнены, что послужило основанием для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Обращение налогового органа с требованием о взыскании с административного ответчика задолженности по установленному в требовании сроку (до <ДД.ММ.ГГГГ>) уплаты пени в порядке приказного производства последовало <ДД.ММ.ГГГГ>, т.е. в установленный законодательством срок.
<ДД.ММ.ГГГГ> по заявлению МИФНС № 4 по Ивановской области мировым судьей судебного участка № 4 Фурмановского судебного района в Ивановской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени в общем размере 3 014,11 рублей определением мирового судьи от <ДД.ММ.ГГГГ> судебный приказ по заявлению ФИО1 отменен (л.д. 15).
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 задолженности поступило в суд <ДД.ММ.ГГГГ>, после вынесения определения об отмене судебного приказа (<ДД.ММ.ГГГГ>), то есть по истечении более 9 месяцев после вынесения определения об отмене судебного приказа.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд с настоящими требованиями, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи заявления о подаче административного иска процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Следует учитывать, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок обращения с административным иском пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Указанные налоговым органом причины пропуска срока не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском, учитывая, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Таким образом, у суда не имеется оснований для восстановления МИФНС № 4 по Ивановской области пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций, поскольку налоговым органом доказательств уважительности причин пропуска срока, суду не представлено.
На основании изложенного, учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, а также то, что несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░ 2021 ░░░░.