<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2014 года <адрес>
Балтачевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Факитдинова Р.А.,
при секретаре Саляховой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С. к сельскому поселению Староянбаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, Н. о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
С. обратилась в районный суд с вышеназванным иском.
Свое исковое заявление С. обосновала тем, что 21 декабря 2010 года умер ее брат М., который до своей смерти постоянно проживал в д.<адрес> РБ. После его смерти открылось наследство на принадлежавшее ему имущество, а именно: земельный участок и жилой дом с надворными постройками, находящиеся по адресу: д.Чукалы, <адрес>. После смерти брата истица фактически приняла наследство, так как произвела мелкий ремонт дома, похоронила брата на собственные средства. В установленный законом срок она не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку наследником по закону была его супруга Н., которая в последующем отказалась от наследования в ее пользу. В случае отсутствия наследников первой очереди, наследниками второй очереди являются родные братья и сестры. Истица считает, что она является наследником второй очереди, в связи с чем просит восстановить срок для принятия наследства.
Представитель сельского поселения Староянбаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не участвовал.
В судебное заседание ответчик Н. также не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании третье лицо - нотариус Балтачевского нотариального округа Х. пояснил, что жена покойного М. жива, шестимесячный срок С. пропустила, исковое заявление истицей подано в районный суд лишь 02 июня 2014 года, то есть после истечения 3 лет, просил отказать в иске в связи с пропуском срока исковой давности.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется, по общему правилу, подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, а также путем фактического принятия наследства.
Согласно п. 2 указанной статьи признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
В силу п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято одним из указанных способов в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (п. 1 ст. 1155 ГКРФ).
Приведенная норма п. 1 ст. 1155 ГК РФ предоставляет суду право восстановить наследнику срок для принятия наследства, когда наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, то есть о смерти наследодателя (ст. 1113 ГК РФ) либо, хотя и знал об открытии наследства, но пропустил срок по другим уважительным причинам, которые препятствовали ему в установленном порядке выразить свою волю на принятие наследства.
Как разъяснено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом; не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, исходя из смысла приведенных норм закона, бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска срока для принятия наследства после смерти наследодателя лежит на лице, обратившемся с требованиями о восстановлении данного срока.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 21 декабря 2010 умер брат истицы М. Наследодатель являлся собственником жилого дома и земельного участка по адресу д.Чукалы, <адрес>., который был постоянно до своей смерти зарегистрирован и проживал по указанному адресу. На момент его смерти вместе с ним проживала и была прописана его супруга Н.
Поскольку распоряжения на случай смерти путем составления завещания М. не совершил, после его смерти имеет место наследование по закону.
В установленный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства никто не обратился. Данный факт подтверждается соответствующим письмом нотариуса Балтачевского нотариального округа Х. и его показаниями в суде, где он указал, наследственное дело после смерти М. не заведено, так как никто не обращался к нему (л.д. 31). С заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на указанное выше имущество умершего Мифтахова С. обратилась к нотариусу только в 20 мая 2014 года
Постановлением от 02 июня 2014 года нотариусом Х. отказано С. в совершении нотариального действия, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, в связи с тем, что заявление подано с пропуском установленного шестимесячного срока (л.д. 16).
Также суд не может принять довод С. о том, что супруга брата Н. отказалась от наследственного имущества в пользу истицы, в связи с чем она является наследником второй очереди, поскольку наследник первой очереди отсутствует, так как Н. в силу своего психического состояния не может понимать значения своих действий и руководить ими, что подтверждается заключением судебно-психиатрической экспертизы (л.д. 54-56).
Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 настоящего Кодекса.
Из ст. 200 ГК РФ следует, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Из материалов дела следует, истице было известно о смерти брата в 2010 году, однако она не обратилась к нотариусу в течение шестимесячного пропуска, также она не обращалась в суд о восстановлении пропущенного срока и признании за ней права собственности на имущество. Однако исковое заявление истицей подано в районный суд лишь 02 июня 2014 года, то есть после истечения 3 лет. Истице следовало подать заявление в течение срока исковой давности.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных С. требований, при этом исходит из того, что истица в течение установленного законом шестимесячного срока с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращалась, доказательств уважительности причин пропуска срока, установленного ст. 1154 ГК РФ, а также свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших реализации наследственных прав в установленный законом срок истицей не представлено. Также истек срок исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении искового заявления С. к сельскому поселению Староянбаевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, Н. о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке через Балтачевский районный суд РБ в течение месяца.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья
Балтачевского районного суда РБ Р.А. Факитдинов