Дело №2-13/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2022 г. пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цветкова А. Я.,
при секретаре Резяповой А. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истец к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республики Крым, третье лицо Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Ленинская Центральная районная больница», о признании незаконным решения от отказе в установлении пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с иском к ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе РК, в котором просит признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии согласно ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ, обязать ответчика включить в специальный стаж Истец, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с применением льготного порядка исчисления из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев период работы акушеркой в Ленинском районном территориальном медицинском объединении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с применением льготного порядка исчисления из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца периоды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – донорские дни, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы на неполную ставку 0,75% с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца адвоката Железняковой И. К. по делу была назначена судебная бухгалтерская экспертиза, производство по делу приостановлено.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу возобновлено в связи с поступлением в суд заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с прекращением деятельности юридического лица – ответчика, произведена его замена правопреемником.
В судебное заседание истец не явилась, от представителя истца адвоката Железняковой И. К. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца и представителя, просила исковые требования удовлетворить по основаниям, указанным в иске (л.д.163).
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, отказать в удовлетворении исковых требований на основании письменных возражений (л.д.89-91,160-161).
Третье лицо Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Ленинская Центральная районная больница» (далее - ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ») явку представителя в судебное заседание не обеспечило, об отложении рассмотрения дела не просило.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым с заявлением о назначении пенсии по старости за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, представив необходимые имевшиеся у неё документы (л.д.15-16,44-58,62-68).
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии Истец согласно ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, в частности указано, что периоды работы Истец в <адрес>ном территориальном медицинском объединении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с применением льготного порядка исчисления из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца периоды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – донорские дни, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы на неполную ставку 0,75% с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть учтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, так как документально не подтверждено отнесение Ленинского РТМО к лечебно-профилактическим учреждениям, а наименование структурных подразделений объединения не соответствует наименованию структурных подразделений, предусмотренных п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, периоды работы на неполную ставку 0,75% имели место после ДД.ММ.ГГГГ и не подлежат включению в специальный стаж, а донорские дни, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы исключены из подсчета специального стажа, так как согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516 данные периоды не подлежат включению в стаж, так как конкретно ими не предусмотрены, периоды нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком имели место после ДД.ММ.ГГГГ, что исключает их включение в специальный стаж, при этом страховой стаж Истец, включенный в специальный стаж, составил без данных периодов 18 лет 5 месяцев 23 дня (л.д.11-14,39-42,59-61).
Указанные основания для отказа отражены также в письменных возражениях ответчика (л.д.89-91).
Суд отмечает, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ по 29.01.2004 года N 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие до 31.12.2001 года.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Данным же постановлением предусмотрено исчисление сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев только врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 (ред. от 22.09.1993) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в указанном списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Таким образом, ввиду того, что истец не занимала указанные выше должности для льготного исчисления сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев, льготное исчисление сроков выслуги истца необходимо производить из расчета один год работы за один год и три месяца.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления N 464 один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (ред. от 05.12.2018) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что указанный льготный порядок применяется только для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Таким образом, ввиду работы истца в лечебном учреждении, расположенном в пгт. Ленино, стаж работы истца может исчисляться в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца), исковые требования в части льготного исчисления специального стажа из расчета один год как год и 6 месяцев в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат частичному удовлетворению, только в части льготного исчисления в указанный период работы из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, а требования истца о включении в льготном исчислении стажа работы, имевшего место после ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.
Относительно требований о включении в льготный стаж периода в Ленинском районном территориальном медицинском объединении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 1137-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 2041-О).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются, в том числе Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
Суд принимает во внимание, что начало выполнения Истец работы в указанном качестве приходится на период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. (в редакции от 12.04.1984 г.), в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет имели работники врачи и другие медицинские работники: врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности, а место её работы включено в Перечень Лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Кроме того, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), в который включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о признании отказа в назначении пенсии и исключения периода работы в Ленинском районном территориальном медицинском объединении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Разрешая дело, в соответствии с приведенными выше нормами материального права, суд исходит из того, что период работы истца в Ленинском районном территориальном медицинском объединении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит зачету в стаж работы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ.
Что касается переименования учреждения, в котором истец работала в спорный период, суд отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № произошло переименование (перевод) Ленинской центральной районной больницы в Ленинское районное территориальное медицинское объединение, а ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № произошло обратное переименование учреждения, а именно из Ленинского РТМО в Ленинскую ЦРБ, при этом статус учреждения здравоохранения не был утрачен, а функции сохранялись (л.д.78-88).
При таких обстоятельствах, суд в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", установил тождественность выполняемой Истец в спорный период работы, предусмотренной Списками, что подразумевает необходимость включения спорного периода работы истца в ее специальный стаж.
В специальный стаж истца не включены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд отмечает, что истец обосновала свои требования положениями статей 179, 181 Кодекса законов о труде Украины, где закреплено право женщины, по ее желанию, на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой за эти периоды, пособия в соответствии с законодательством, а также указано, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
С данным доводом нельзя согласиться, по следующим основаниям.
В силу положений ч. 1 ст. 11 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 названных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно разъяснениям, данным в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В настоящем случае отпуска по уходу за ребенком имели место после ДД.ММ.ГГГГ, поэтому не подлежат включению в специальный стаж истца.
Относительно требований о включении в специальный стаж донорских дней, суд отмечает, что данные дни подлежат включению в специальный стаж исходя из следующего.
Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В силу Письма ПФ РФ от 07.12.1998 N 06-28/10740 "О порядке зачета в специальный трудовой стаж "донорских" дней" работникам, являющимся донорами, день сдачи крови и последующий день отдыха засчитываются в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
В специальный стаж ответчиком также не зачтены период нахождения на курсах повышения квалификации.
Вопреки доводам ответчика, суд полагает необходимым признать отказ ответчика незаконным в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и обязать ответчика включить в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации по следующим основаниям.
Факт работы истца в спорные периоды в должности и в учреждении, предусмотренных Списком N 781, ответчиком не оспаривается, вместе с тем, Правилами N 781 не урегулирован вопрос включения в специальный стаж периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации.
Согласно п. 2 Правил N 781 при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила N 516.
В соответствии с п. 4 Правил N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Медицинские и фармацевтические работники совершенствуют свои профессиональные знания и навыки, обучаясь по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях (п. 3 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок и сроки совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях утверждены Приказом Минздрава РФ от 03.08.2012 N 66н.
Прохождение курсов повышения квалификации является обязанностью медработников. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации засчитываются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В периоды нахождения Истец на курсах повышения квалификации за ней сохранялся средний заработок, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (доказательств обратного в материалах дела не имеется, данное обстоятельство ответчиком не оспаривается).
Учитывая изложенное, а также то, что систематическое повышение профессионального уровня является обязанностью медицинских работников, суд полагает, что право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как медицинским работником по направлению работодателя обучения на курсах повышения квалификации, соответственно, доводы представителя ответчика о том, что для зачета в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации не имеется оснований, суд полагает несостоятельными и основанными на неверном толковании закона.
В стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды отпусков без сохранения заработной платы не входят в их число, поэтому ответчиком правомерно отказано во включении в специальный стаж периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, учитывая нормы указанных выше законодательных актов о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, суд, на основании заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, приходит к выводу о возможности частичного удовлетворения исковых требований о признании отказа ответчика в этой части незаконным и о включении в специальный стаж периодов работы истца на неполную ставку 0,75% согласно приказам, включив в специальный стаж периоды, когда истец работала на полную ставку согласно заключению эксперта, а именно: сентябрь, декабрь 2000 года, январь, май, июнь, август сентябрь, ноябрь, декабрь 2001 г., июнь, август, ноябрь, декабрь 2002 г., март, май, август, сентябрь 2003 г.
Относительно иных периодов работы истца в спорный период из материалов дела следует, что истец на основании приказов работодателя была переведена на 0,75 ставки и работала на условиях неполной занятости, в связи с чем не подлежат включению в специальный стаж данные периоды, перечисленные в заключении эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.107-143).
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет реализовано.
На момент обращения истца за назначением пенсии учтенный ответчиком специальный стаж составил 18 лет 5 месяцев 23 дня.
Как следует из расчета, имеющегося в материалах пенсионного дела, с учетом включения в специальный стаж периода работы в Ленинском районном территориальном медицинском объединении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, периоды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ – донорские дни, со льготным исчислением, трех донорских дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов, когда истец работала на полную ставку согласно заключению эксперта, а именно: сентябрь, декабрь 2000 года, январь, май, июнь, август, сентябрь, ноябрь, декабрь 2001 г., июнь, август, ноябрь, декабрь 2002 г., март, май, август, сентябрь 2003 г. – 17 месяцев или 1 год и 5 месяцев, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность специального стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату обращения истца к ответчику с заявлением об установлении пенсии, составит не более необходимых 25 лет (л.д.36-38), поэтому с учетом исключения из специального стажа периодов общей продолжительностью 27 месяцев (2 года 4 месяца), в которые согласно заключению эксперта истец работала с неполной занятостью, а также вывода об отказе в удовлетворении требований в части включения в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми (2 года 2 месяца 17 дней), на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии специальный стаж не составлял 25 лет, в связи с чем требование истца назначить пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.
Таким образом, исковые требования Истец подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░.░░.░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░;
░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░;
░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░, ░░░░░░░ 2000 ░░░░, ░░░░░░, ░░░, ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░ 2001 ░., ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░ 2002 ░., ░░░░, ░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░ 2003 ░.;
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21.02.2022 ░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░