Дело № 2а-1847/8 20 ноября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Малявине А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ХХХХХХ к Комитету по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга о признании распоряжения № от 12 февраля 2018 года незаконным,
у с т а н о в и л:
ХХХХХХ обратились в суд с коллективным административным иском к Комитету по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга о признании распоряжений № от 19 октября 2017 года, №№ от 12 февраля 2018 года незаконными.
В обоснование исковых требований административные истцы указали, что 02 декабря 2014 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1086 был утвержден проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной <адрес> перспективным продолжением Бестужевской ул.Кушелевской дорогой в Калининском районе. Административным ответчиком было издано четыре распоряжения о подготовке изменений в данный проект планировки. Изданное Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 12 февраля 2018 года по обращению ООО «РосСтройИнвест» распоряжение № предполагает внести изменения только в части территории ограниченной пр<адрес>. В соответствии с распоряжением от 19 октября 2017 года № ООО «Лигал Полис» разрабатывает проект внесения изменений в действующий Проект планировки в части, ограниченной <адрес> не попадает ни в проект изменений, подготавливаемый ООО «РосСтройИнвест», ни проект изменений, подготавливаемый ООО «Лигал Полис». Этими проектами предусматривается использование <адрес> для реализации транспортных подъездов к территориям, в отношении которых разрабатывается изменения в Проект планировки. В настоящий момент <адрес> как элемента транспортной инфраструктуры не существует, на земельных участках, по которым предполагается проложить <адрес>, находятся не расселенные жилые дома и складские сооружения, земельные участки имеют вид разрешенного использования «для размещения военных объектов», что не позволяет использовать их для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры. Основная часть Проекта планировки территории включает в себя, в том числе положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры. Адресной инвестиционной программой, утвержденной Законом «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» от 13 декабря 2016 года и государственной программой Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года №552, мероприятия по развитию объектов транспортной инфраструктуры на рассматриваемой территории не предусмотрены. Раздельная разработка проектов внесения изменений в Проект планировки территории, осуществляемая ООО «РосСтройИнвест» и ООО «Лигал Полис» без учета самих этих изменений, вносимых каждым из обществ, так и отсутствием планируемого развития транспортной инфраструктуры на данной территории ведет в нарушению прав административных истцов на благоприятную среду обитания. Любые вносимые в Проект планировки изменения будут не соответствовать Адресной инвестиционной программе и государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга, которые не предусматривают мероприятий по развитию территории. Административный ответчик был обязан отказать в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, ограниченной <адрес>. Действующий Проект планировки территории предусматривает все необходимые параметры развития территории, обеспечивая защиту прав и законных интересов граждан, проживающих на этой территории, соответствует законодательству, действовавшему в момент его утверждения, в том числе градостроительным регламентам и нормативам по количеству парковочных мест, обеспеченностью населения местами в образовательных учреждениях, доступу населения к спортивным сооружениям. Подготовка изменений в Проект планировки ранее изданными распоряжениями от 19 декабря 2016 года №211-1054 и от 20 апреля 2017 года №211-70, выданных по заявлениям ООО «Лигал Полис», ООО «РосСтройИнвест» предусматривалась в 2 этапа, распоряжением №211-49 предусмотрена подготовка изменений только в один этап. Такой порядок подготовки и проверки подготавливаемых изменений в Проект планировки территории нарушает права административных истцов на участие в градостроительной деятельности в отношении территории, на которой они проживают. Изменение существующего порядка подготовки и проверки изменений в Проект планировки территории направлено именно на ограничение возможности граждан, проживающих на указанной территории, участвовать в процессе проверки этих изменений на предмет нарушения их прав и законных интересов.
В ходе рассмотрения дела с учетом доводов административных истцов к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство культуры Санкт-Петербурга. Производство по делу в части признания незаконным распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга №№ от 19 октября 2017 года определением суда было прекращено в связи с отменой данного распоряжения.
Административные истцы поручили ведение дела в интересах группы лиц Бутахиной Е.Ю., которая в судебное заседание не явилась, доверила представление своих интересов по доверенности и ордеру Погудину И.Е. Представитель административного истца по доверенности и ордеру Погудин И.Е. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности Долгушева А.А. в судебное заседание явилась, полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, просила в удовлетворении требований административного иска отказать, представила письменные возражения.
Заинтересованные лица ООО «РосСтройИнвест», ООО «Лигал Полис» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заинтересованное лицо Министерство культуры Российской Федерации в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие, представило письменные пояснения.
02 декабря 2014 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга №1086 был утвержден Проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной <адрес>
10 января 2018 года ООО «РосСтройИнвест» обратилось в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга с заявлением о принятии решения по подготовке проектной документации по планировке территории, ограниченной <адрес> с целью изменения проекта планировки и проекта межевания данной территории, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.2014 №1086 (л.д.77-81).
19 января 2018 года Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга направила запрос на предоставление данных по указанной территории для принятия решения о подготовке документации по планировке территории в органы государственной власти Санкт-Петербурга и организации (л.д. 82).
По результатам рассмотрения заявления и получения ответов на запрос от 19 января 2018 года Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга 12 февраля 2018 года издал распоряжение № «О подготовке изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной <адрес>, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.2014 №1086 в части территории, ограниченной <адрес> (л.д. 59-68).
Данным распоряжением было утверждено задание на подготовку проекта планировки и проекта межевания территории, установлен срок для осуществления подготовки проекта до 10 февраля 2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 9 и в части 10 данной статьи — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Компетенция и полномочия Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга определены в Положении о Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 октября 2004 года N 1679. Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим государственное управление в сфере градостроительства, координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и взаимодействие с организациями, осуществляющими деятельность в Санкт-Петербурге в данной сфере. Согласно пункта 3.4-3 указанного Положения Комитет уполномочен принимать решения о подготовке документации по планировке территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовке и утверждения документации по планировке территории определен в статье 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В пункте 21 данной статьи предусмотрена возможность внесения изменений в документацию по планировке территории путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
Законом Санкт-Петербурга от 22 января 2015 г. №4-5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга» определен порядок подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, принятия решений о подготовке документации по планировке территории, определен орган государственной власти Санкт-Петербурга, в который подлежат направлению уведомления о подготовке документации по планировке территории.
Согласно пункта 4 статьи 2 указанного Закона решение о подготовке документации по планировке территории принимается в срок, установленный Правительством Санкт-Петербурга, на основании Генерального плана Санкт-Петербурга, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, с учетом программ, утвержденных Правительством Санкт-Петербурга, и иных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, а также с учетом территориальных и(или) отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур на территории Санкт-Петербурга, утвержденных Правительством Санкт-Петербурга.
Основания для отказа в принятии Комитетом решения о подготовке документации по планировке территории предусмотрены пунктом 7 статьи 2 данного Закона. Основанием для отказа в принятии уполномоченным органом решения о подготовке документации по планировке территории в частности является: несоответствие предложений о планировке территории, указанных в пункте 3 настоящей статьи, абзацам первому и третьему пункта 4 настоящей статьи, т.е. закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», положениям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также заданию, являющемуся приложением к распоряжению.
По мнению административных истцов Комитет должен был отказать в принятии решения о подготовке документации по планировке территории в связи несоответствием предложений о планировке территории Адресной инвестиционной программе и государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга», которыми не предусмотрено мероприятий по развитию объектов транспортной инфраструктуры на рассматриваемой территории.
Комитетом в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 мая 2015 года № 438 были запрошены сведения из перечисленных в данном Положении органов государственной власти.
Согласно полученного от Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга письму от 31 января 2018 года № в границах рассматриваемой территории Государственной программой Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года №552, мероприятия по строительству объектов улично-дорожной сети не предусмотрено (л.д. 95-100). При этом было указано на необходимость при разработке проекта предусмотреть мероприятия по повышению пропускной способности пересечения пр<адрес> Отсутствие в Государственной программе Санкт-Петербурга объектов по строительству улично-дорожной сети, не является основанием для отказа Комитетом в принятии решения о подготовке документации по планировке территории.
В дополнение к обоснованию административного иска административные истцы указывают, что город Санкт-Петербург включен в перечень исторических поселений. В документах представленных ООО «РосстройИнвест», на основании которого издано оспариваемое распоряжение отсутствуют предусмотренные пунктом 4 Правил подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий в отношении территорий исторических поселений федерального значения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 2017 года №887, проекта задания на разработку проекта планировки территории, проект задания на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, либо пояснительная записка, содержащую обоснование отсутствия необходимости в его предоставлении. Отсутствие данных материалов в соответствии с пунктом 8 указанных Правил является безусловным основанием для принятия Комитетом решения об отказе в подготовке проекта планировки территории.
Частью 1 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено понятие «исторического поселения», в соответствии с которым «историческим поселением» являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
Согласно п.28 «Перечня исторических поселений», утвержденного совместным от 29 июля 2010 года приказом Министерства культуры РФ №418 и приказом Минрегионразвития №339, Санкт-Петербург включен в данный перечень.
В соответствии с ч.6 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.
Согласно ч.3 статьи 59 указанного закона, предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению.
В настоящее время такой Порядок утвержден приказом Министерства культуры России от 12.07.2016 N 1604"Об утверждении порядка включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения его предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в указанных границах", до этого - действовал соответствующий Порядок, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27.03.2014 N 534. Однако, несмотря на то, что Санкт-Петербург с 2010 года включен в Перечень исторических поселений, ни его границы, ни его предмет охраны в соответствии Порядком, установленным указанным приказом, или ранее действовавшим Порядком не утверждены. Данные обстоятельства также подтверждено представителем административного ответчика, пояснившего, что такие границы и предмет охраны в настоящее время только разрабатываются.
Суд полагает, что в силу того, что границы и предмет охраны исторического поселения «Санкт-Петербург» не разработаны и не утверждены, одним из способов осуществления государственной охраны объектов культурного наследия является установление зон охраны объектов культурного наследия (в том числе зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности), положения Правил подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территории исторических поселений федерального значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2017 года №887 не могут быть применены в полной мере. Как пояснил представитель административного ответчика при приеме и рассмотрении заявления, по которому было издано оспариваемое распоряжение Комитет положениями указанных Правил не руководствовался и не требовал от заявителя приложения указанных в данных Правилах проектов заданий. Необходимость согласования проекта планировки территории и изменений в него с Министерством культуры Российской Федерации административный ответчик не оспаривал.
В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что права либо свободы гражданина не были нарушены.
Административные истцы указывают на нарушение оспариваемым распоряжением их прав на участие в градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 мая 2015 года № 438 со дня официального опубликования распоряжения о подготовке документации по планировке территории юридические и физические лица вправе представить в Комитет предложения о порядке, сроках подготовки и содержании проекта планировки и проекта межевания. В пункте 3 оспариваемого распоряжения юридические и физические лица вправе представить в срок, указанный в распоряжении – 10.05.2018 года в Комитет предложения о порядке, сроках подготовки и содержания проекта планировки и проекта межевания территории.
Своим правом вносить предложения административные истцы не воспользовались, как пояснил представитель административного ответчика предложений относительно документации по планировке территории от административных истцов в Комитет не поступали.
Кроме того, в соответствии с установленным порядком, подготовленная документация по планировке территории подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Законом Санкт-Петербурга от 05.07.2006 №400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» определен порядок организации и проведения публичных слушаний по планировке территории.
Публичные слушания проводятся в целях учета интересов физических и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности, соблюдения прав человека на благоприятные окружающую среду и условия жизнедеятельности (статья 3 указанного закона).
Публичные слушания являются способом информирования граждан о готовящемся градостроительном решении, предусматривающим участие в публичных слушаниях неограниченного круга лиц, который может быть заинтересован в обсуждении вопросов градостроительной деятельности.
При таких обстоятельствах суд полагает, что права административных истцов оспариваемые ими распоряжение не нарушает, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований коллективного административного иска.
Оспариваемое распоряжение издано Комитетом 12 февраля 2018 года, с данным коллективным административным иском административные истцы обратились 11 апреля 2018 года с соблюдением установленного ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
ХХХХХХ в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
...