РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
29 июля 2014 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе судьи Плисяковой О.О.
при секретаре Пестряковой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1392 по заявлению Рыбаковой Е.Е. о признании незаконным решения Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по <адрес> о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования,
УСТАНОВИЛ:
Рыбакова Е.Е. обратилась в Куйбышевский районный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным решения Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о необходимости проведения аукциона, выраженное в извещении № № от ДД.ММ.ГГГГ Отдела водных ресурсов по <адрес> «О необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования».
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она в порядке, соответствующем действующему законодательству, подала заявление по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 23.04.2008 года № 102, в Отдел водных ресурсов по <адрес> Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее Заинтересованное лицо) о предоставлении в пользование участка акватории водного объекта <...> площадью 0,00129 кв. км, расположенного: г. о. Самара, <адрес>, левый берег протоки Сухая Самарка Саратовского водохранилища. Участок акватории необходим ей для размещения причального сооружения для отстоя личных судов возле земельных участков, находящихся в ее владении на праве аренды и на которых расположены два жилых дома, принадлежащих Рыбаковой Е.Е. на праве собственности.
Однако, получила Извещение от ДД.ММ.ГГГГ № № «О необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования». В качестве основания отказа от дальнейшего проведения процедуры предоставления части водного объекта в пользование Заинтересованным лицом указано, что данная акватория должна быть предоставлена по результатам аукциона в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.04.2007 г. № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».
Считает решение Заинтересованного лица о необходимости проведения аукциона и об отказе от проведения процедуры заключения договора водопользования, установленной «Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» незаконным, нарушающим ее права и законные интересы. Указала, что заявление ею было подано по форме, установленной Приказом МПР РФ от 23.04.2008 N 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование» и содержало все необходимые реквизиты, предусмотренные пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», а именно: сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность), наименование и место расположения водного объекта; обоснование цели, видов и срока водопользования. К заявлению также были приложены все документы, необходимые для заключения договора согласно пункту 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 №165. Кроме того, п. 16 Постановления Правительства № 165 от 12.08.2008 г. говорит о том, что «заявитель вправе представить иные документы и предложения по условиям договора водопользования дополнительно к заявлению, документам и материалам, предусмотренным п. п. 6-13 настоящих Правил». Она же, следуя этому, представила документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество (жилые дома), расположенные на земельных участках, прилегающих к испрашиваемой акватории и необходимых для осуществления водопользования для испрашиваемой цели – отстоя личных судов, а также копии действующих договоров аренды на вышеуказанные земельные участки.
С учетом уточнений, просила признать незаконным решение Заинтересованного лица о необходимости проведения аукциона по заключению договора водопользования на испрашиваемую акваторию и обязать Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по <адрес> НВ БВУ заключить с нею договор водопользования в порядке и сроки, установленные «Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке и заключении договора водопользования» без публикации сообщения о приеме документов от иных лиц, на водный объект <...> площадью 0,00129 кв. км, расположенного: <адрес>, для размещения причального сооружения.
Представитель заявителя Рыбаковой Е.Е. - Т, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просила их удовлетворить.
Представитель Заинтересованного лица - Отдел водных ресурсов по <адрес> Нижне-Волжского Бассейнового водного управления в судебном заседании не присутствовал, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее предоставил отзыв на заявленные требования Рыбаковой Е.Е., в которых просил в удовлетворении заявления отказать. (л.д. 67-97)
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица на основании ст. 167 ч. 5 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявления по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Водного Кодекса РФ по договору водопользования одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью ст. 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
На основании ст. 16 Водного Кодекса РФ договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с Водным Кодексом РФ (№ 74-ФЗ от 03.06.2006 г.) Отдел водных ресурсов по Самарской области, как структурное подразделение НВ БВУ Федерального агентства водных ресурсов, является органом, уполномоченным государством на заключение договоров водопользования с физическими и юридическими лицами. Федеральным законом № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что органы, предоставляющие государственные услуги действуют в соответствии с административными регламентами (пп. 1 п.1 ст. 6). Порядок действий Уполномоченного органа в данном случае определен «Административным регламентом по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договоров водопользования" (утвержден Приказом Минприроды РФ от 26.12.2008 N 347) (далее Регламент).Кроме того, порядок заключения договора водопользования (ст. 16 ВК РФ) определен «Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (Правила Постановления № 165). Регламентом и Правилами Постановления № 165 определено, что основанием для начала действия является поступление заявления о предоставлении водного объекта в пользование с прилагаемыми к заявлению документами. Форма заявления утверждена Приказом МПР России от 23.04.2008 г. № 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование» (далее заявление по форме № 102).
В случае, если подано заявление о предоставлении водного объекта в пользование для использования акватории водного объекта (не для забора воды или производства электрической энергии), после проверки документов на комплектность, на соответствие их требованиям законодательства РФ, а также положительной оценки возможности использования водного объекта под заявленные цели, уполномоченный орган обеспечивает размещение на официальном сайте территориального органа Росводресурсов в сети Интернет или опубликование в официальном печатном издании сообщения о приеме документов от других претендентов, которые могут подать заявление в течение 30 дней с момента извещения или опубликования. Если заявлений от других претендентов нет, договор заключается с заявителем в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов (п. 3.2.2. Регламента, п. 22, 23 Правил Постановления № 165).
В случае если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила Постановления № 230).
Как видно из материалов дела, Рыбакова Е.Е. обратилась в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов отдел водных ресурсов по <адрес> с заявлением по форме, утвержденной Приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование» о предоставлении в пользование водного объекта - <...> площадью 0,00129 кв. км, расположенного: <адрес> (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г.). (л.д. 12-13)
Однако, заинтересованное лицо направило в адрес заявителя Извещение № № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, тем самым, нарушив установленный порядок предоставления акватории водного объекта в пользование, а также право заявителя на заключение договора водопользования акваторией водного объекта для размещения причального сооружения возле находящегося во владении Заявителя земельного участка без проведения аукциона. (л.д. 16)
Судом установлено, что Рыбаковой Е.Е. представлен полный комплект необходимой документации, предусмотренной правилами Постановления № 165. Материалами дела подтверждается, что заинтересованное лицо в нарушение требований Правил и Регламента не провело процедуру рассмотрения заявления, как того требуют п. 22, п. 23 Правил и п. 3.2.2. Регламента.
Суд считает несостоятельным довод заинтересованного лица о том, что он руководствуется письменным разъяснением Нижне-Волжского бассейнового водного управления о соблюдении требований п. п. 1.1. Приказа Росводресурсов от 20.04.2009 г. № 59 «О мерах по соблюдению водного законодательства Российской Федерации», в соответствии с которым, запрашиваемая акватория должна предоставляться в пользование исключительно по результатам аукциона.
Указанные разъяснения не являются ненормативными-правовыми актами. Приказ № не прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ, поэтому не может применяться.
Заявитель не входит в субъектный состав лиц, действия которых регулируются данным приказом.
Кроме того, анализ содержания и требований Приказа Росводресурсов от 20.04.2009 г. № 59 «О мерах по соблюдению водного законодательства Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что в данном документе не содержится в императивном порядке прямой запрет на предоставление части акватории по результатам рассмотрения заявлений, поданных соответствующим лицом согласно положениям Правил «Подготовки и заключения договора водопользования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 года № 165.
В соответствии с правилами Постановления № 165, водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований, предоставляются для:
а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Таким образом, порядок, установленный правилами Постановления № 165, предполагает заключение договора водопользования для использования акваторий водных объектов, в том числе для размещения на этой акватории причальных сооружений. А само заявление по форме № содержит графы «с размещением на водном объекте», «площадь акватории, в пределах которой намечается использование водного объекта, км2» и т.д.
Кроме того, Постановление № утверждено законодателем позже Постановления № и введение для его порядка возможности предоставления акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, а также в случае, если подразумевается размещение на акватории чего-либо, говорит о том, что законодатель предусматривал такую возможность.
В соответствии с пунктом 22 Правил, утв. 12.03.2008 г. N 165, «Уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов:
а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом;
б) определяет условия использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
в) оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели;
г) при признании возможным использования водного объекта:
в соответствии с пунктами 8 и 12 настоящих Правил - оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении;
В соответствии с пунктом 10 настоящих Правил - размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной;
д) при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.
Согласно пункту 23 указанных Правил «После рассмотрения документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели документы от иных претендентов на предоставление этой акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в 30-дневный срок с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании уполномоченного органа сообщения о приеме документов от иных претендентов.
Поступившие в течение этого срока документы рассматриваются в порядке, установленном настоящими Правилами.
В случае если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N230.
Если документы от других претендентов не поступили, уполномоченный орган в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов оформляет договор водопользования с заявителем в соответствии с настоящими Правилами».
Оценив вышеизложенное, суд считает, что, получив заявление Рыбаковой Е.Е. о заключении договора водопользования, заинтересованное лицо в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов, должно было разместить на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовать в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. И только в случае поступления заявлений от нескольких претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, заинтересованное лицо было вправе перейти к процедуре организации аукциона, в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N230.
Таким образом, возможность применения Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N230 возникает лишь в случае наличия нескольких претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта.
Кроме того, из пояснений представителя Заявителя и материалов дела следует, что Рыбакова Е.Е. является собственником жилых домов, расположенных на берегу протоки Сухая Самарка, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии № № от ДД.ММ.ГГГГ и серии № № от ДД.ММ.ГГГГ года, а также арендатором земельных участков, на которых расположены жилые дома, в дело представлены копии действующих договоров аренды земельных участков. (л.д. 9-11, 23-62)
Схемой расположения акватории водного объекта, подтверждается, что испрашиваемый водный объект располагается непосредственно перед земельными участками, находящимися во владении Рыбаковой Е.Е. и необходимыми для осуществления водопользования для испрашиваемой цели – отстоя личных судов.
Таким образом, заключение договора водопользования на указанный участок акватории с целью использования под отстой личных судов с иным лицом, который не является законным владельцем прилегающих земельных участков, в принципе невозможно.
По мнению суда, оспариваемое решение не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ № 165 от 12.03.2008 г., ст. 12, 16 Водного Кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, так как передача акватории прилегающего водного участка в пользование третьим лицам может повлечь незаконное обременение прав заявителя на находящиеся в его владении земельные участки и жилые дома, что вместе согласно ст. 258 ГПК РФ является основанием для признания этого решения незаконным.
Заявление Рыбаковой Е.Е. было подано по форме, установленной Приказом МПР РФ от 23.04.2008 N 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование» и содержало все необходимые реквизиты, предусмотренные пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», а именно: сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность), наименование и место расположения водного объекта; обоснование цели, видов и срока водопользования.
К заявлению также были приложены все документы, необходимые для заключения договора согласно пункту 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 №165, а именно:
а) копия документа, удостоверяющего личность;
б) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости;
в) материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации;
д) материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования;
е) материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.
Кроме того, в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 к заявлению были приложены материалы, содержащие сведения о планируемом использовании акватории водного объекта и применяемых при этом технических средствах, площади акватории водного объекта, намечаемой к использованию, а также расчет размера платы за использование водного объекта для указанной цели. А также были приложены документы о правах на земельные участки и расположенное на них недвижимое имущество, которые необходимы для осуществления водопользования.
Таким образом, заявление Рыбаковой Е.Е. полностью соответствовало требованиям, установленным законодательством для заключения договора водопользования с заявителем. Заинтересованное лицо, приняв от Рыбаковой Е.Е. заявление в соответствии с Правилами Постановления № 165, в нарушение установленных законодательством РФ правил приняло решение о проведении аукциона, тем самым, нарушив установленный порядок предоставления акватории водного объекта в пользование, а также право Рыбаковой Е.Е. на заключение договора водопользования для личных нужд возле находящихся в ее законном владении земельных участков.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства заявитель представил суду доказательства несоответствия оспариваемого решения, принятого заинтересованным лицом, закону и нарушение данным решением его прав.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства заинтересованным лицом не представлены суду надлежащие доказательства законности, правомерности и обоснованности принятого им решения, отраженного в Извещении № № от ДД.ММ.ГГГГ «О необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования».
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования Рыбаковой Е.Е., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление – удовлетворить.
Признать незаконным решение Нижне-волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования по заявлению Рыбаковой Е.Е. о предоставлении в пользование участка акватории водного объекта <...> площадью 0,00129 кв. км, расположенного: <адрес> для размещения причального сооружения, выраженное в Извещении № № от ДД.ММ.ГГГГ Отдела водных ресурсов по <адрес> НВ БВУ «О необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования».
Обязать Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по <адрес> НВ БВУ заключить с Рыбаковой Е.Е. договор водопользования в порядке и сроки, установленные «Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке и заключении договора водопользования» без публикации сообщения о приеме документов от иных лиц, на водный объект <...> площадью 0,00129 кв. км, расположенного: <адрес> для размещения причального сооружения.
Решение может быть обжаловано Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Мотивированный текст решения изготовлен: ДД.ММ.ГГГГ г.
Судья: подпись Плисякова О.О.
<...>
<...>
<...>