Дело № 78RS0016-01-2021-004526-02
Производство № 2-3897/2021 07 сентября 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи: Ковалевой Е.В.
при секретаре: Плотниковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Санкт-Петербургскому государственному автономному учреждению «Центр занятости населения» об обязании поставить на учет в качестве безработного, назначить выплату пособия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, просит обязать ответчика поставить его на учет в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ до возможности трудоустройства истца, обязать ответчика обеспечить истцу МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
Истец проходил службу в МВД России с ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца возбуждено уголовное дело №, истец с ДД.ММ.ГГГГ находится под стражей, в настоящее время осужден.
Истец приказом № от ДД.ММ.ГГГГ уволен из органов внутренних дел.
У истца отсутствует заработок, он испытывает страдания.
Истец трижды обращался к ответчику с целью постановки на учет в качестве безработного, поскольку у истца отсутствует работа и СИЗО-1 не может ему ее предоставить в связи с отсутствием производственной деятельности, а желание работать у истца имеется.
Ответчик незаконно отказывал в заявлениях истца, ссылаясь на необходимость обращения через интернет, в то время как у истца такая возможность отсутствует.
Действия ответчика по отказу в постановке истца на учет в качестве безработного незаконны, ограничивают конституционное право истца на труд.
В судебном заседании истец поддержал иск.
Представитель ответчика ФИО2 просил отказать в удовлетворении иска, поддержал письменный отзыв на иск (л.д. 29, 30). Представитель ответчика также указал, что осуждение истца к реальному лишению свободы является дополнительным основанием для отказа в иске.
Согласно письменной позиции ответчика истцу трижды даны ответы на его обращения (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), в которых разъяснены порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, способы подачи заявления в электронной форме для этой цели. Истец не предоставил заявление в электронной форме, в связи с чем основания для рассмотрения вопроса о признании его в качестве безработного отсутствовали.
Требование истца об обязании ответчика обеспечить ему МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ незаконно и необоснованно, поскольку нет основания для признания истца безработным.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ находился в следственном изоляторе, в ДД.ММ.ГГГГ переведен в ФКУ ИК № УФСИН России по <адрес> для отбывания наказания по приговору суда в виде лишения свободы.
Истец ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ письменно обращался к ответчику с заявлениями о регистрации в качестве безработного, направляя заявления посредством почтовых отправлений через АО «Почта России».
Ответчик сообщал истцу в ответах на его обращения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, что в связи с принятием мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19) работа ответчика переведена на дистанционный режим, прием документов для регистрации в качестве безработного ведется в электронной форме, кроме того, безработными признаются трудоспособные граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (л.д. 33-35).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Пунктом 1 ст. 33 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно пункту 2 ст. 33 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункт 1 статьи 3).
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством РФ принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» и утверждены соответствующие Правила.
В настоящее время действуют Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Временные правила).
В соответствии с пунктом 1 Временных правил в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 2 Временных правил предусмотрено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ в пункт 2 Временных правил добавлен подпункт, устанавливающий, что гражданин вправе также лично обратиться в центр занятости населения с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Согласно пункту 2 Временных правил при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» центр занятости населения осуществляет его регистрацию в указанной системе.
В соответствии с пунктом 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Временные правила предусматривают два способа обращения в центр занятости населения: путем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме, путем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы при личном обращении в центр занятости.
Возможность обращения с заявлением об оказании содействия в целях поиска подходящей работы путем направления заявления в центр занятости почтовым отправлением Временными правилами не предусмотрена.
Судом установлено, что истец неоднократно подавал заявления о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы с нарушением предусмотренного порядка обращения в центр занятости по данному вопросу, о чем ему неоднократно разъяснено ответчиком.
Кроме того, материалы дела подтверждают, что у истца отсутствовала возможность приступить к работе, поскольку доступ к интернету у него отсутствует, на что он указывает в иске, а сам он на момент обращения к ответчику находился в следственном изоляторе в связи с избранием ему меры пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при наличии соответствующих условий подозреваемые и обвиняемые по их желанию привлекаются к труду на территории следственных изоляторов и тюрем.
Для содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений законом не предусмотрена возможность привлечения к труду за территорией следственных изоляторов и тюрем.
В связи с изложенным истец не соответствует критериям, установленным пунктом 1 статьи 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» для граждан, которые могут быть признаны безработными: он не зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, поскольку не обращался в предусмотренном законом порядке для регистрации, кроме того, у истца отсутствовала возможность приступить к работе.
Таким образом, судом установлено, что со стороны ответчика отсутствовали нарушения прав истца, ответы на обращения истца даны в соответствии с законом.
Отказывая в удовлетворении иска, суд также учитывает следующее.
Истец осужден приговором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к наказанию в виде реального лишения свободы, в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК № УФСИН России по <адрес>.
Приговор в отношении истца вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработными не могут быть признаны граждане, осужденные по решению суда к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно.
Правовые основания для выплаты ответчиком истцу МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ истцом в исковом заявлении не приведены.
Статьи 30, 33 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривают размеры пособия по безработице.
Данными положениями закона не предусмотрен размер пособия, равный величине одного МРОТ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на ДД.ММ.ГГГГ» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на ДД.ММ.ГГГГ» установлены минимальная и максимальная величины пособия по безработице на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Размеры пособия по безработице в размере 1 МРОТ указанными нормативными актами не предусмотрены.
В связи с изложенным суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░