РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

****год года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Хамди Е.В., при секретаре судебного заседания Ахмедзяновой А.Ш., с участием представителя истца адвоката Юницкая О.И., действующей по ордеру, представителя ответчика по доверенности Давтян Л.А. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Распопину И.В. к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Распопину И.В. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В обоснование исковых требований указала, что ****год она обратилась с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Иркутск, <адрес>. Однако в предварительном согласовании границ ей было отказано, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне размещения физкультурно-спортивных объектов, частично в границах планируемых объектов капитального строительства. Решение получено ****год.

Истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, <адрес>. Отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ответчик указал, что в соответствии с генеральным планом города Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от ****год в редакции решения Думы г. Иркутска от ****год, в границах земельного участка расположены планируемые объекты капитального строительства местного значения-магистральные улицы районного значения. Однако жилой дом, под который заявителем испрашивается земельный участок построен гораздо ранее принятых решений, а именно, в <...> году. То есть, планировка объектов капитального строительства произведена без учета существующих зданий (сооружений). Считает отказ незаконным и необоснованным, нарушающим право на приобретение земельного участка в собственность, поскольку действующее законодательство не содержит запрет на приватизацию земельных участков, которых проектами планировки территорий только планируется размещение каких-либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

На данном земельном участке отсутствуют объекты общего пользования, которым согласно ст. 85 п. 12 ЗК РФ относятся: земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами. бульварами, водными объектами, пляжами. Размер земельного участка полностью соответствует требованиям для нормального использования объекта недвижимости находящимися на нем по прямому назначению. В соответствии с проектом планировки поселка Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара, утвержденным Постановлением администрации г. Иркутска от ****год , испрашиваемый земельный участок расположен частично в границах красных линий.

Просила суд признать незаконным и отменить решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ****год , принятое Министерством имущественных отношений <адрес>.

В судебное заседание истец Распопину И.В. не явилась, о времени и месте извещена надлежаще.

Представитель истца адвокат Юницкая О.И., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, повторив доводы иска.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> Давтян Л.А. действующий на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав о том, что предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется в соответствии с постановлением <адрес> от ****год -пп «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Публичные слушания по проекту планировки поселка Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара были назначены постановлением администрации г. Иркутска от ****год «О назначении публичных слушаний по проектам планировки территорий г.Иркутска».

Указанное постановление администрации г.Иркутска было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ****год. Также в газете «Иркутск официальный» от ****год было дополнительно сообщено о проведении публичных слушаний по проекту планировки поселка Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара и опубликован план работ по подготовке и проведению публичных слушаний по проектам планировки территорий города Иркутска, утвержденный распоряжением заместителя мэра ****год . Участие заявителя в публичных слушаниях по проекту планировки поселка Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара с целью обеспечения соблюдения своих прав и законных интересов как правообладателя испрашиваемого земельного участка, учета фактического землепользования, являлось правовой и фактической возможностью, которой, как следует из искового заявления, Распопину И.В. не воспользовалась. Следовательно, земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, <адрес>, не подлежит предоставлению в собственность, так как частично находится в границах территории общего пользования, обозначенной красными линиями.

Ссылка истца на Инструкцию проектирования и установления красных линий в городах и других поселках РФ, утвержденную Постановлением Госстроя России от ****год необоснованна, поскольку данная инструкция введена в действие с ****год постановлением Госстроя РФ от ****год . В соответствии с генеральным планом города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от ****год , в границах земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, расположены планируемые объекты капитального строительства-магистральной улицы районного значения. Следовательно, при предоставлении в собственность рассматриваемого земельного участка, этот участок будет находится на землях общего пользования и в зоне, предусмотренной перспективным планом для строительства улично-дорожной сети (проектом планировки поселка Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара, генеральным планом города Иркутска), исходя из анализа законодательства недопустимо.

Представитель третьего лица Администрации г.Иркутска в судебное заседание не явился, о месте и времени извещены надлежаще, в материалы дела представлено ходатайство, в котором просили рассмотреть дело без участия представителя. Ранее в судебное заседание представили отзыв на исковое заявление, возражали против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо Кулешова З.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении искового заявления в свое отсутствие не просила.

Обсудив неявку сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика Министерства имущественных отношений <адрес>, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно Разъяснениям, данными Верховным Судом Российской Федерации -ВС-1705/15 от ****год, в исковом производстве подлежат рассмотрению в том числе, дела о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду, либо на ином праве.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п.5 ст. 36 ЗК РФ).

В силу п.6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7 ст. 36 ЗК РФ).

Согласно п.8 ст. 36 ЗК РФ Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Судом установлено, что Кулешова З.П. на основании договора купли-продажи от ****год., зарегистрированного ****год., , является собственником <...> общей долевой собственности в виде жилого, одноэтажного дома, общей площадью <...> кв.м., инв. , литер. А, расположенного по адресу:

г. Иркутск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ****год.

Собственником <...> одноэтажного, жилого дома, инвентаризационный , литер А, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, на основании договора купли-продажи от ****год., зарегистрированного ****год. № регистрации является Ушакова И.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ****год.

Из заключения БТИ г.Иркутска, кадастрового паспорта следует, жилой дом, кадастровый , расположенный по адресу: г.Иркутск <адрес>, 1960 года постройки. Из свидетельства о государственной регистрации права собственности от ****год установлено, что Распопину И.В. является собственником жилого дома по адресу: г.Иркутск ул.<адрес>ю 66 кв.м., право собственности зарегистрировано в ЕГРП на основании решения суда от ****год, ****год. Кадастровый .

Судом исследованы материалы инвентарного дела на жилой дом. расположенный по адресу: <адрес>, г. Иркутск, <адрес>.

В соответствии с заключением МУП БТИ г. Иркутска от ****год., находящегося в материалах инвентарного дела , по адресу: обл. Иркутская, г. Иркутск, <адрес> на земельном участке находился 1-этажный шлакозаливной жилой дом (лит. «А»), ****год года постройки с 1 этажным каркасно-засыпным жилым пристроем (лит. «А1») ****год года постройки. <адрес> дома составляла <...> кв.м., в том числе жилая <...> кв.м. на момент обследования от ****год. установлено: жилой каркасно-засыпной пристрой (лит. «А1») снесен. В ****год году возведен новый жилой пристрой (на старом деревянном фундаменте) из пескоблоков (Лит. А1). <адрес> жилого дома (лит. А, А1) составляет <...> кв.м., в том числе жилая <...> кв.м. Кроме этого в <...> году возведен жилой бревенчато-брусчатый дом (лит. Б), общей площадью <...> кв.м., в том числе жилой <...> кв.м. Техническое состояние дома (лит. А)- неудовлетворительное. Износ – <...> %. Техническое состояние дома (лит. Б)- хорошее, износ <...> %. Кроме этого на участке расположены: сарай, баня, уборная и ограждения.

Из представленного заключения МУП БТИ г. Иркутска от ****год. следует, что по данным технической инвентаризации МУП БТИ г. Иркутска от ****год. по адресу: г. Иркутск, <адрес>, на земельном участке расположены два одноэтажных жилых дома: шлакозаливной с жилым пристроем из пескоблоков лит «А, А1», общей площадью <...> кв.м., в том числе жилой <...> кв.м. и брусчато-бревенчатый жилой дом лит. «Б» общей площадью <...> кв.м., в том числе жилой <...> кв.м. На момент обследования МУП БТИ г. Иркутска от ****год. установлено: общая площадь дома лит. А, А1 составляет <...> кв.м., в том числе жилая <...> кв.м, перепланировка не производилась. <адрес> дома лит. «Б» составляет <...> кв.м., в том числе жилая <...> кв.м., перепланировка не производилась. Техническое состояние дома (лит. А)- неудовлетворительное. Износ – <...> %. Техническое состояние дома (лит. Б)- хорошее, износ <...> %. Кроме этого на участке расположены: сарай, баня, уборная и ограждения.

Как следует из свидетельства о перемене имени I-СТ от ****год. Ушакова И.В., ****год. изменила фамилию на Распопину И.В..

В деле имеется ответ МУП БТИ г. Иркутска на запрос от ****год , из содержания которого следует, что по данным МУП БТИ г. Иркутска по вышеуказанному адресу расположен 1-этажный, бревенчатый жилой дом, который первоначально значился за Чирковым В.Г., Куликовой К.Д. и Куликовым В.Д. по <...> доле за каждым на основании исполнительного листа народного суда 7-го участка от ****год. На основании свидетельства о наследовании от ****год, выданного Иркутской Ленинской государственной нотариальной конторой, р и зарегистрированного в БТИ г. Иркутска ****год за доля Чиркова ВА.Г. перешла следующим лицам: Чирковой Л.В., Чиркову В.В., Чиркову Л.В., Чиркову В.В., Чирковой П.М. Впоследствии бревенчатый дом был снесен, а на земельном участке возведен 1-этажный шлако-заливной жилой дом, ****год года постройки. <...> доля шлако-заливного дома Чирковой Л.В. перешла Чирковой П.М. на основании договора дарения от ****год, удостоверенного Иркутской Ленинской государственной нотариальной конторой, р, зарегистрированного в БТИ г. Иркутска ****год за . 3/5 доли Чиркова Л.В., фактически принявшего наследство, но не оформившего своих наследственных прав после смерти Чирковой П.М., перешли в <...> доле Чиркову В.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ****год, выданного 3-й Иркутской государственной нотариальной конторой, р , зарегистрированного в БТИ г. Иркутска ****год за . Согласно пометки в вышеуказанном свидетельстве, на <...> долю наследственного имущества свидетельство о праве на наследство по закону не выдано. На основании решения Ленинского районного суда г.Иркутска от ****год, вступившего в законную силу ****год., установлен факт принятия наследства Чирковым В.В. после смерти Чиркова В.В. и Чиркова Л.В., и за ним признано право собственности на <...> долю жилого дома по вышеуказанному адресу. <...> доли Чиркова В.В. перешли Ушакова И.В. на основании договора купли-продажи от ****год. Согласно предъявленной ксерокопии свидетельства о государственной регистрации права от ****год серии <адрес> <...> доля дома принадлежит в настоящее время Кулешова З.П.

Из материалов инвентарного дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, <адрес> ****год года постройки.

Вышеуказанные обстоятельства также подтверждаются заключением МУП БТИ г.Иркутска, из которого следует, что на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, <адрес> находился 1-этажный шлакозаливной жилой дом (Лит. А), <...> года постройки с 1-этажным каркасно-засыпным жилым пристроем (лит. «А1») ****год года постройки. <адрес> дома составляла <...> кв.м., в том числе жилая-<...> кв.м. На момент обследования от ****год установлено: жилой каркасно-засыпной пристрой (Лит. А1) снесен. В ****год году возведен новый жилой пристрой на старом деревянном фундаменте) из пескоблоков (лит. А1). <адрес> жилого дома (Лит. «А, А1») составляет <...>0 кв.м.. в том числе жилая- <...> кв.м. Кроме этого в ****год году возведен жилой бревенчатый-брусчатый дом (лит. «Б»), общей площадью <...> кв.м., в том числе жилой- <...> кв.м. Техническое состояние дома (Лит «А»)- неудовлетворительное износ <...> %, техническое состояние дома (Лит. Б)- хорошее, износ <...> %. Кроме этого, на участке расположены: сарай, баня, уборная и ограждения.

В материалах инвентарного дела имеется свидетельство о праве на наследство по закону от ****год, в соответствии с которым, после смерти Чиркова Л.В. Чиркову В.В. перешло наследство в виде <...> доли в том числе на <...> доли домовладения, находящегося по адресу: г. Иркутск, квартал н-кв., по <адрес>, состоящего из одного шлако-заливного дома, полезной площадью <...> кв.м., из них жилой <...> кв.м., одного дощатого сарая, одного каркасно-засыпного сарая, уборной и ограждениями, находящихся на земельном участке мерою <...> кв.м.

В техническом паспорте на индивидуальный жилой дом, расположенный по <адрес> по состоянию на ****год, общая площадь земельного участка, на котором расположен жилой дом, составляет <...> кв.м. (фактически)

В техническом паспорте на индивидуальный жилой дом по <адрес>, составленном по состоянию на июль ****год, содержатся сведения о фактической площади земельного участка в <...> кв.м.

Согласно справки о содержании правоустанавливающих документов от ****год Кулешова З.П. является собственником земельного участка, площадью 303 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, кадастровый на основании договора купли-продажи земельного участка от ****год, заключенного между Министерством имущественных отношений <адрес> и Кулешова З.П.; Распопину И.В. является собственником жилого дома по адресу: г. Иркутск <адрес>.

Из кадастровой выписки о земельном участке, расположенном в границах участка, почтовый адрес ориентира: г.Иркутск, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома; общая площадь земельного участка составляет: <...> кв.м., кадастровый , правообладатель Кулешова З.П..

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу п. 10 ст. <адрес> от ****год -оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в <адрес>», распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «Города Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям <адрес>.

Согласно пп. 29 п. 7 Положения о министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденного постановлением правительства <адрес> от ****год -пп необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования города Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Министерством имущественных отношений <адрес> от имени <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Статьей 15 Земельного кодекса РФ установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок, самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Земельные споры рассматриваются в судебном порядке (ст. 64 ЗК РФ).

Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 209 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 34 ЗК РФ).

В п. 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления гражданина, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исходя из ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ****год № 221-ФЗ (в ред. от ****год) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

На основании п. 1 ст. 42 Устава г.Иркутска Администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления города Иркутска федеральными законами и законами <адрес>.

Решением Думы г. Иркутска от ****год. утвержден Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска.

****год Распопину И.В. обратилась с соответствующим заявлением в правительство <адрес> в котором просила согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, площадью <...> кв.м., для эксплуатации жилого дома, собственником которого она является.

Министерством имущественных отношений <адрес> ****год года Распопину И.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Свой отказ мотивировали тем, что в соответствии с проектом планировки <адрес> и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от ****год , испрашиваемый земельный участок расположен частично в границах территории размещения физкультурно-спортивных объектов, частично в границах территории общего пользования. В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории г. Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от ****год , испрашиваемый земельный участок расположен в планировочном микрорайоне частично в зоне размещения объектов физкультуры и спорта. В соответствии с ч. 4 ст.36 Градостроительного кодекса РФ на земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, действие градостроительных регламентов не распространяется. В соответствии с генеральным планом города Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от ****год , в редакции решения Думы г. Иркутска от ****год , в границах земельного участка расположены планируемые объекты капитального строительства местного значения- магистральные улицы районного значения. представленная схема расположения земельного участка подготовлена без учета утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, территорий общего пользования.

В соответствии с проектом планировки поселка Кирова и полуострова слиянии рек Иркут и Ангара, утвержденным Постановлением администрации г. Иркутска от ****год , испрашиваемый земельный участок расположен частично в границах территории размещения физкультурно-спортивных объектов, частично в границах территории общего пользования.

Согласно Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от ****год , испрашиваемый земельный участок расположен в планировочном микрорайоне частично в зоне размещения объектов физкультуры и спорта.

Земельныйкодекс Российской Федерации (ЗК РФ) предусматривает, что земельные участкидолжны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.

Статья 1Земельногокодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельногозаконодательства, предусматривает, что землиделятся по целевому назначению на категории, правовой режим земельопределяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.

В соответствии со ст. 85Земельногокодекса РФ территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны. В состав земельнаселенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участкатолько к одной зоне.

Из ответа Министерства имущественных отношений <адрес> от ****год, в соответствии с проектом планировки <адрес> и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара, утв. постановлением администрации г. Иркутска от ****год , испрашиваемый земельный участок, расположен частично в границах территории размещения физкультурно-спортивных объектов, частично в границах территории общего пользования, кроме того, в соответствии с генеральным планом города Иркутска, утв. решением Думы г.Иркутска от ****год , в редакции решения Думы г. Иркутска от ****год , в границах земельного участка расположены планируемые объекты капитального строительства местного значения-магистральные улицы районного значения.

Вобосновании отказагосударственным органом указаны подпункт 1,2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ в соответствии с которым, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утвержденапо основаниям, указанным в подпункте 1, 3, 4 пункта 16 статьи 11.10, пункта 7 статьи 11.9, подпункта 17 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участкаявляется:

1) несоответствие схемы расположения земельногоучасткаее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой егорасположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участкас нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденномупроекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержденпроект межевания территории.

Согласно пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлензаявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (указанный взаявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, вотношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденнойдокументацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении варенду земельного участкаобратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов).

В силу п. 7 статьи 11.9 ЗК РФ, как основанию к отказу заявителю, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Вместе с тем при принятии оспариваемого отказа государственным органом не было учтено следующее.

Пункт 7 статьи 11.9 ЗК РФ введен в действие Федеральным законом от ****год № 171-ФЗ.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от ****год № 137-ФЗ «Овведении в действие Земельногокодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлендо введения вдействие Земельногокодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственностина такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участокне может предоставлятьсявчастную собственность(абзац первый).

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленныйему до введения в действие Земельногокодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлентакой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участоксчитается предоставленнымуказанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участокне может предоставляться в частную собственность(абзац второй).

В соответствии с ч. 1 ст. 84Земельногокодекса РСФСР от ****год (действовавшего впериод предоставленияспорного земельного участка) земельные участки предоставлялись вбессрочное или во временное пользование на основании решений исполкомов горсоветов.

Согласно п. 1 ст. 12 этого же Земельного кодекса РСФСР предоставление земельных участков впользование осуществлялось в порядке отвода.

Сведения о том, кому изначально был предоставлен спорный земельный участок, в материалах дела отсутствуют, вместе с тем, согласно данным МУП БТИ

г. Иркутска первоначально жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, по адресу: г. Иркутск, <адрес> значился за Чирковым В.Г., Куликовой К.Д., Куликовым В.. по <...> за каждым на основании исполнительного листа народного суда 7-го участка от ****год, а в дальнейшем перешел к истцу Распопину И.В., а также к третьему лицу Кулешова З.П. на основании договора купли-продажи, то есть в соответствии с нормами права, действовавшего на момент предоставления земельного участка, а потому при принятии оспариваемого решения государственный орган был обязан учесть нормы права, действовавшие на момент предоставленияспорного земельного участка.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 1Земельногокодекса Российской Федерации основным принципом земельногозаконодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участкови прочно связанных с ними объектов.

Исходя из положений ст. 3 ФЗ «Овведении в действие Земельногокодекса Российской Федерации» оформление в собственность земельныхучастков, ранее предоставленныхна законных основаниях, не ограничивается сроком.

Право собственности истца на жилой дом по адресу: г. Иркутск, <адрес>, было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от ****год.

С учетом изложенного, границы спорного земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>. перешедшие в пользование Распопину И.В., были определены и установлены в соответствии с нормами действовавшего на момент выделения земельного участказаконодательства.

В настоящее время истец обратилась в государственный орган не за предоставлением ей нового земельного участка в соответствии с законодательством, действующим в настоящее время, а в целях правоподтверждения уже ранее предоставленного на законных основаниях земельного участка.

Кроме того, как указано в обжалуемом отказе, в отношении территории, на которой расположен земельный участокпринадлежащий заявителю, утверждены правила землепользования и застройки (далее Правила), утвержденныеРешением Думы г. Иркутска от ****год. .

Согласно ст. 22 Правил, градостроительный регламент устанавливается, в том числе с учетом фактического использования земельных участкови объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участкови объектов капитального строительства.

Вышеизложенное свидетельствует, что органу местного самоуправления до установления градостроительного регламента, утвержденияПравил землепользования и застройки части территории г.Иркутска, утвержденныхРешением Думы г.Иркутска от 6.07.2012г. и проектом планировки территории г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 21.05.2012г. , ответчику однозначно было известно об использовании заявителем спорного земельного участкадля эксплуатации индивидуального жилого дома.

Кроме того, в соответствии с п.п. 1,4 ст. 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки, границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участкови сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Статья 36 ГрК РФ устанавливает, что правовой режим земельных участковопределяется градостроительным регламентом. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участкови объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участкови объектов капитального строительства.

При подготовке Правил, касающихся границ территориальных зон, не учтены сложившаяся планировка территории и существующее землепользование.

Виды территориальных зон регламентированы ст. 24 Правил, а именно: границы территориальных зон, отображаемые на карте градостроительного зонирования, их наименования устанавливаются индивидуально, с учетом следующего:

- возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

- функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом г. Иркутска, утвержденнымрешением Городской Думы от 28.06.2007г., ;

- определенных ГрК РФ территориальных зон;

- сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

- планируемых изменений границ земельразличных категорий;

- предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположеннымна смежных земельных участках.

Всоответствии с ч. 1 ст. 262 ГК РФ под земельными участкамиобщего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться.

В пункте 12 части 1 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территории общего пользования. Под ними понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Пункт 12 статьи 85Земельногокодекса Российской Федерации не допускает приватизации земельных участковобщего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

Доказательств того, что спорный участокявляется территорией общего пользования, на нем имеются объекты общего пользования, либо в отношении испрашиваемого земельного участказаключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, на котором предполагается строительство объектов федерального или местного значения, государственным органом суду не представлено.

Судом установлено, что спорный земельный участок предоставлялсядля строительства индивидуального жилого дома в соответствии с целевым назначением земельного участка. На земельном участке (по документам в инвентарном деле площадь <...> кв.м., <...> кв.м, с ****год года расположен жилой дома (г.Иркутск <адрес>). В материалах инвентарного дела имеются сведения о разделе дома от ****год года, исполнительный лист от ****год, выданный народным судом судебного участка по спору о наследственном имуществе, жилом <адрес>). Т.е. судом установлено, что жилой дома, расположенный по адресу: г.Иркутск <адрес>, не являлся самовольным строением.

Из материалов гражданского дела следует, что собственнику другого строения – жилого дома по адресу: г.Иркутск <адрес>, предоставлен в собственность земельный участок площадью <...> кв.м., на основании договора купли-продажи, заключенного между Министерством имущественных отношений <адрес> и Кулешова З.П. от ****год ( Кулешова З.П. собственник жилого дома по адресу: г.Иркутск <адрес> на основании решения суда от ****год по иску Кулешова З.П. к Распопину И.В. о выделении в единоличную собственность части домовладения, прекращения права общей долевой собственности, признании права собственности, по встречному иску Распопину И.В. к Кулешова З.П. о выделении в единоличную собственность части домовладения, прекращения права общей долевой собственности, признании права собственности).

Анализируя представленные доказательства, с учетом относимости, допустимости, достаточности и достоверности, суд приходит к выводу о тьтогом, что права и законные интересы Распопину И.В. не могут быть нарушены действиями Министерства имущественных отношений, поскольку Распопину И.В. (Ушакова И.В.) И.В. являлась собственником 4/5 доли жилого дома по адресу: г.Иркутск <адрес> независимо от Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска от ****год, проекта планировки <адрес> и полуострова слияния рек Иркут и Ангара, утвержденной постановлением Администрации г.Иркутска от ****год, имеет право получить в собственность испрашиваемый земельный участок в соответствии с ЗК РФ, поскольку указанный жилой дома находился на земельном участке с ****год года.

Не влияют на выводы суда доводы представителя Министерства имущественных отношений <адрес> о том, что право собственности на указанный жилой дом истец приобрела по решению суда в ****год году, поскольку ранее имела в собственности <...> жилого дома площадью <...> кв.м. по адресу: г.Иркутск <адрес>, до утверждения Правил землепользования и застройки, кроме того, Кулешова З.П. является собственником земельного участка по адресу: г.Иркутск <адрес>, зарегистрированного по договору купли-продажи в ****год году.

Доводы представителя ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> Давтян Л.А. о том, что истец Распопину И.В. должна оспорить Правила землепользования и застройки, суд считает несостоятельными, поскольку не может поставить в зависимость реализацию прав истца на получение земельного участка в собственность.

Вместе с тем, при принятии обжалуемого отказаданные обстоятельства и вышеуказанные нормы права государственным органом не были учтены, а потому, суд приходит к выводу о его несоответствии закону.

Данный отказ нарушает права заявителя в части правоподтверждения со стороны государства ранее возникших прав на землю, создает препятствие в оформлении прав на земельный участоквсоответствии с действующими нормами права, в связи с чем, является незаконным.

Поскольку судом установлена незаконность принятого отказа, Министерство имущественных отношений <адрес> обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Распопину И.В. путем повторного рассмотрения заявление от 3.06.2016г. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по адресу: г. Иркутск, <адрес>, для эксплуатации жилого дома в порядке и сроки, предусмотренные законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ****░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░, <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░, <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░

2-63/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Распопина И. В.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Другие
Администрация г.Иркутска
Кулешова З. П.
Суд
Ленинский районный суд г. Иркутск
Судья
Хамди Елена Витальевна
Дело на сайте суда
leninsky.irk.sudrf.ru
14.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2016Передача материалов судье
19.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2016Подготовка дела (собеседование)
01.11.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.12.2016Предварительное судебное заседание
13.01.2017Судебное заседание
02.02.2017Судебное заседание
10.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2018Дело оформлено
19.03.2018Дело передано в архив
02.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее