К делу № 2-4/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2013 года г.Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Садова Б.Н.
при секретаре Калининой А.А.
с участием пом. прокурора Дадашян Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МО город-курорт Геленджик к Абрамяну Ованесу Крарленовичу и иску Прокурора г. Геленджика к Абрамяну Ованесу Карленовичу о сносе самовольной постройки,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО город-курорт Геленджик обратилась в суд с иском к Абрамян О.К., просит обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольной постройки – третьего, четвертого и пятого уровней объекта капитального строительства, возведенного на земельных участках № № по ул. <адрес> в г. Геленджике за свой счет.
В обоснование заявленных требований сослались на те обстоятельства, что ответчик, являясь собственником земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в г. Геленджике по ул. Луначарского, №, получив в установленном законом порядке разрешение на строительство индивидуального жилого дома, площадью застройки 100 кв.м.по адресу г. Геленджик, ул. <адрес>, № фактически на двух участках № № и № по ул. <адрес> в г. Геленджике, под видом разрешенного объекта индивидуального жилищного строительства самовольно, без получения необходимой разрешительной документации, разработки и утверждения подлежащей государственной экологической экспертизе проектной документации, без изменения в установленном порядке вида разрешенного использования земельного участка осуществляет строительство объекта капитального строительства в пяти уровнях, который по своим параметрам и архитектурно – планировочному решению не соответствует признакам объекта индивидуального жилищного строительства и фактически представляет собой объект общественного назначения (многоквартирный жилой дом либо строение гостиничного типа), что подтверждается соответствующим актом осмотра.
Более того, фактические границы застройки данного строения выступают за зоны допустимого размещения зданий, строений, сооружений, обозначенные чертежом градостроительного плана земельного участка по ул. <адрес>, № г. Геленджике, в результате чего застройщиком нарушены требования градостроительных нормативов.
По данному факту на начальной стадии строительства данного объекта трижды в отношении Абрамяна С.К. – лица, фактически осуществляющего строительство, составлялись административные протоколы по ст.ст.3.2,4.10 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
Учитывая, что законные требования органа местного самоуправления о приостановке строительных работ были проигнорированы, администрацией МО город-курорт Геленджик было подано исковое заявление о сносе 1-го и 2-го уровней указанного объекта капитального строительства.
Решением Геленджикского городского суда от 30.01.2012г. администрации МО город-курорт Геленджик было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований о сносе самовольной постройки, удовлетворен встречный иск Абрамян О.К. о признании права собственности на объект незавершенного строительства в составе подвала и 1-го этажа общей площадью 615,9 кв.м., площадью застройки 318,6 кв.м. на земельном участке по ул. <адрес>, № в г. Геленджике. Между тем, после вынесения решения Геленджикским городским судом Абрамян О.К. были произведены работы по возведению третьего, четвертого и пятого уровня спорного объекта, что послужило поводом для обращения администрации МО город-курорт Геленджик в суд с настоящим иском.
Прокурор г. Геленджика в интересах муниципального образования город-курорт Геленджик, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Абрамян О.К. о возложении обязанности на ответчика снести возведенные этажи на объекте капитального строительства по адресу: г. Геленджик, ул. <адрес>, № до уровня этажности, указанного во вступившем в законную силу решении Геленджикского городского суда от 30.01.2012г., в обоснование исковых требований сославшись на те обстоятельства, что ответчиком без получения разрешительной документации, без изменения в установленном законом порядке вида целевого использования земельного участка, осуществляется строительство многоквартирного жилого дома. В обоснование иска изложены обстоятельства, аналогичные обстоятельствам администрации МО город-курорт Геленджик.
Определением Геленджикского городского суда от 21 августа 2012 г. оба иска объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель Администрации МО город-курорт Геленджик по доверенности Розанов А.И. исковые требования поддержал по основаниям, в нем изложенным, пояснил, что ответчику выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, площадью застройки 100 кв.м. в г. Геленджике по ул. <адрес>, № однако в результате осуществления муниципального земельного контроля было установлено, что на земельных участках № № и № № принадлежащих ответчику под видом разрешенного объекта ИЖС осуществляется строительство объекта капитального строительства в пяти уровнях и фактически представляющее собой многоквартирный жилой дом, либо объект гостиничного типа. Просил обязать ответчика в месячный срок осуществить снос самовольной постройки.
Помощник прокурора г. Геленджика Дадашян Г.В. исковые требования прокурора г. Геленджика поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила исковые требования удовлетворить, пояснила, что возведенный ответчиком объект капитального строительства представляет собой многоквартирный жилой дом.
Ответчик Абрамян О.К. извещенный надлежащим образом о дне слушания дела, что подтверждается телеграммой, направленной в его адрес и уведомлением о вручении телеграммы его жене (л.д.181) в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, с учетом мнения сторон, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Представители третьих лиц – МУП «ВКХ» и ЗАО «Геленджикэлектросети», Володин И.А. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствии не просили, суд считает неявку представителей третьих лиц по неуважительным причинам и возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования администрации МО город-курорт Геленджик и прокурора г. Геленджика обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Абрамян О.К. на праве собственности, на основании договора купли-продажи домовладения и земельного участка от 18.03.2010г., зарегистрированного в ЕГРП, запись регистрации № №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 15.04.2010г. принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью 397 кв.м., на котором расположена 1/3 доля жилого дома лит. А в г. Геленджике по ул. <адрес>, № и 2/6 долей земельного участка общей площадью 849 кв.м., что составляет 283 кв.м. из земельного участка, общей площадью 849 кв.м., по ул. Луначарского, 264, - на основании договора дарения от 15.02.2011г., дата регистрации 22.02.2011г., номер регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №. Собственником других 4/6 долей земельного участка по ул. <адрес>, № является Володин И.А., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, который в судебное заседание не явился.
Оба земельных участка отнесены к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением главы администрации МО г. Геленджика от 13.12.2010г. № № утвержден градостроительный план земельного участка по ул. <адрес>, № в г. Геленджике, после чего на основании утвержденной застройщиком схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства было выдано разрешение от 04.03.2011г. № № на строительство индивидуального жилого дома по указанному адресу, площадью застройки 100 кв.м.. Срок действия разрешения до 04.03.2021 года.
27.06.2012 г. комиссией управления муниципального земельного контроля администрации МО г. Геленджик было выявлено и установлено, что застройщиком Абрамяном Ованесом Карленовичем осуществляется возведение объекта капитального строительства (стадия возведения 5-го уровня) без нормативного отступа от красной линии ул. <адрес> в г. Геленджике. Строительство указанного объекта капитального строительства осуществляется без получения соответствующего разрешения на строительство (имеется разрешение на строительство 3-х этажного индивидуального жилого дома), разработки и согласования подлежащей государственной экспертизе проектной документации. Земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в целом, строение по своей этажности, параметрам, архитектурному и объемно - планировочному решению не соответствует признакам объекта индивидуального жилищного строительства, а фактически представляет собой объект общественного назначения ( многоквартирный жилой дом) или строение гостиничного типа. Комиссия пришла к выводу, что в данном случае нарушены следующие нормативно-правовые акты: статьи 48,49,451,52 Градостроительного кодекса РФ, ст. 42 Земельного кодекса РФ, п.5.3.2, 5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»; п. 2.12 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; п.3 ст. 25 Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик.
Указанный объект самовольного строительства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (жителей муниципального образования город-курорт Геленджик, гостей курорта) на безопасные условия проживания, поскольку указанные нарушения градостроительного законодательства, действующих строительных норм и правил могут повлечь угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу возникновения аварийной, чрезвычайной ситуации.
Согласно п.1,2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии с ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано производить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от 17.11.1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» строительство любого объекта должно осуществляться при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Согласно пункту 5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», расстояние от усадебного, одноквартирного и блокированного дома до границы соседнего приквартирного участка по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее 3 метров.
Требование органа местного самоуправления о получении разрешения на строительство на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства распространяются на собственника земельного участка – Абрамяна О.К.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ГСК РФ, индивидуальным жилым домом является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более трех и предназначенный для проживания одной семьи.
В соответствии с п.п.11,12 ст. 1 Градостроительного кодекса Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1540 КЗ, многоквартирным жилым домом является жилой дом, состоящий из двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, соответственно.
В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47, совокупность двух или более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилой дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, признается многоквартирным домом.
Суд считает доказанным факт строительства на спорном земельном участке объекта капитального строительства общественного назначения, который возможно использовать в качестве многоквартирного жилого дома, либо гостиницы, что подтверждается собранными по делу доказательствами..
На основании ст.222 ГК РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой и подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Возведенное ответчиком капитальное строение на земельном участке по ул. <адрес>, № в г.Геленджике является самовольной постройкой, т.к. создано без получения необходимых разрешений, с существенным нарушением строительных норм и правил, связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению, на ответчика надлежит возложить обязанность по сносу третьего, четвертого и пятого этажей спорной самовольной постройки.
Согласно выводам судебно-технической экспертизы, проведенной экспертами ООО «НовоТех» 02.10.2012 г. за № № объект исследования является объектом незавершенным строительством, год постройки 2012г., площадью 1102,9 кв.м., состоит из 3 надземных этажей и одного подземного уровня – подвала, площадью застройки 338, 5 кв.м., по своим параметрам, функциональному назначению и архитектурно-планировочному решению является жилым домом.
Выводы судебно – технической экспертизы подтверждают доводы истца о строительстве на спорном земельном участке объекта капитального строительства общественного назначения.
Согласно п.3 ст.86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно, не является исключительным средством доказывания и должно оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов: утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к ведению органов местного самоуправления городского округа отнесены вопросы утверждения генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, а также осуществления земельного контроля за использованием земель городского округа; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Исходя из смысла части 1 статьи 37 данного закона органом, выступающим от имени муниципального образования по указанным предметам ведения, в соответствии с Уставом муниципального образования является местная администрация.
В соответствии со статьей 37 Устава МО город-курорт Геленджик к полномочиям администрации МО город-курорт Геленджик в сфере регулирования земельных отношений и недропользования относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также иными земельными участками в соответствии с действующим законодательством; осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель МО город-курорт Геленджик.
Указанные нормы подтверждают, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.
Судом достоверно установлен факт нарушения действиями ответчика законных интересов и прав неопределенного круга лиц (жителей муниципального образования город-курорт Геленджик, гостей курорта) на безопасные условия проживания и жизнедеятельности, поскольку указанные нарушения градостроительного законодательства, действующих строительных норм и правил могут повлечь угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу возникновения аварийной, чрезвычайной ситуации.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик и прокурора г. Геленджика в интересах муниципального образования город-курорт Геленджик, неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать Абрамяна Ованеса Карленовича осуществить снос самовольной постройки – третьего, четвертого и пятого уровней объекта капитального строительства, возведенного на земельных участках № № по ул. <адрес> в г. Геленджике, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда в установленный срок, произвести службе судебных приставов –исполнителей Геленджикского городского отдела УФССП по Краснодарскому краю снос самовольной постройки - третьего, четвертого и пятого уровней объекта капитального строительства, возведенного на земельных участках № № по ул. <адрес> в г. Геленджике, со взысканием расходов по сносу за счет ответчика.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: