Дело № 2-57/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2015 года
Дзержинский районный суд г.Перми
в составе:
председательствующего судьи Гуляевой О.Е.,
при секретаре Сергеевой А.В.,
с участием представителя ДЗО администрации г.Перми Дерюшевой О.А., действующей на основании доверенности, представителя ОАО «МРСК» Плаксиной Е.И., действующей на основании доверенности, рассмотрев гражданское дело по заявлению Зеленина Л.А. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений Администрации г.Перми от Дата № об отказе в предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л :
Зеленин Л.А. обратился в суд с о признании незаконным решения Департамента земельных отношений Администрации г.Перми от Дата № об отказе в предоставлении земельного участка.
Требования обоснованы тем, что заявитель владеет на праве аренды земельным участком площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенным по Адрес на основании договора № от Дата аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта (объектов) не являющихся недвижимым имуществом, заключенного с Департаментом земельных отношений г.Перми. цель использования –под автостоянку. Заявитель неоднократно обращался в Департамент земельных отношений ( далее - ДЗО) с просьбой о предоставлении земельного участка, смежного с вышеуказанным для увеличения площади (расширения границ) земельного участка, но каждый раз получал отказ по различным основаниям. Дата заявитель вновь обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду на ... земельного участка, площадью ... кв.м по Адрес для увеличения автостоянки. Решением ДЗО от Дата № было отказано в предоставлении земельного участка в аренду по следующим основания:
-в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировки территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке;
-имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать земельный участок для отведенных целей;
-заявителем не соблюден порядок размещения автостоянок и иных объектов, установленный нормативно-правовыми актами г.Перми, под размещение которых испрашивается участок.
Второй причиной отказа стала ссылка на подпункт 1.7.1 п.1.7 Порядка, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 года № 260. Третьей причиной отказа послужила ссылка на п. 9 Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 « О порядке установления зон электрических сетей объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» согласно которому в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов. Четвертой причиной -отсутствие заключения Департамента градостроительства и архитектуры о возможности размещения автостоянки и отсутствие автостоянки в Схеме размещения автостоянок открытого типа на территории г.Перми.
Указанное решение заявитель считает незаконным поскольку п. 1.6.1 Порядка представления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством на территории г.Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 года № 260 предусмотрен перечень когда предоставление земельного участка не возможно. Из данного перечня видно что принятие решения о разработке документации по планировке территории не является препятствием для предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством. Отказ по причине несоблюдения п. 1.7.1 указанного Порядка является необоснованным, т.к. заявитель не просил о предоставлении земельного участка в собственность в качестве дополнительного земельного участка к основному. Он просил предоставить в аренду прилегающий земельный участок к участку который он занимает по договору аренды. Отсутствует подтверждение того, что по испрашиваемому земельному участку проходят высоковольтные линии электропередач. Заявителем соблюден порядок обращения за земельным участком под автостоянку, предоставлен проект размещения автостоянки. Запрет на предоставление участка под автостоянку по причине отсутствия данного участка в схеме размещения автостоянок отсутствует.
В судебное заседание заявитель Зеленин Л.А. и его представитель Пилькевич А.А., действующая на основании доверенности, не явились. О времени и месте рассмотрения заявления извещены.
Зеленин Л.А. просит отложить рассмотрение заявления в связи с занятостью представителя в другом судебном заседании, однако данная причина не является уважительной. Таким образом, препятствий для рассмотрения дела по существу не имеется.
В судебном заседании представитель Департамента земельных отношений администрации г.Перми Дерюшева О.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявлений возражает.
Представитель привлеченного судом к участию в деле ОАО «МСРС» Плаксина Е.И., действующая на основании доверенности, просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в суд не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещены. В представленном в материалы дела письменном отзыве просят в удовлетворении заявления Зеленина Л.А. – отказать.
Представитель Управления по развитию потребительского рынка администрации г.Перми в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Согласно письменного отзыва считают заявление Зеленина Л.А. не подлежащим удовлетворению.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что заявитель владеет земельным участком площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенным по адресу Адрес на основании договора аренды земельного участка № от Дата для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта (объектов) не являющихся недвижимым имуществом, заключенного с Департаментом земельных отношений г.Перми, цель использования –под автостоянку.
Дата Зеленин Л.А. обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с просьбой о предоставлении земельного участка, смежного с вышеуказанным для увеличения площади (расширения границ) земельного участка в аренду на ..., площадью ... кв.м по ... для увеличения автостоянки.
Решением ДЗО администрации г.Перми от Дата № было Зеленину Л.А. было отказано в предоставлении земельного участка. Причинами отказа явилось следующие обстоятельства:
По заключению департамента градостроительства и архитектуры в отношении территории на которой находится испрашиваемый участок, принято решение о разработке документации по планировке территории ( постановление администрации г.Перми от 24.01.2014 года № 27).
Согласно подпункту 1.7.1 Порядка, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 года № 260 в собственность земельные участки могут предоставляться в следующих случаях: как дополнительный земельный участок к основному, который принадлежит заявителю на праве собственнсти на котором расположен многоквартирный или жилой дом, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношении к основному;
Как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, предоставленному ранее в собственность под объект недвижимости и принадлежащему заявителю на праве собственности, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом проектом межевания является дополнительным по отношении к основному.
Испрашиваемый участок прилегает к земельному участку, ранее предоставленному Зеленину Л.А. в аренду под автостоянку.
Согласно представленному проекту размещения автостоянки по испрашиваемому участку проходят высоковольтные линии электропередач. На основании п. 9 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 года № 9 в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов.
Размещение автостоянки на территории г.Перми согласно правилам организации автостоянок открытого типа на территории г.Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 25.12.2007 года № 319 осуществляется на основании проекта размещения автостоянки и заключения департамента градостроительства и архитектуры о возможности размещения автостоянки в соответствии со Схемой размещения автостоянок открытого типа на территории г.Перми. Заключение Департамента градостроительства и архитектуры о возможности размещения автостоянки отсутствует.
Согласно ч.1 ст. 28 ЗК РФ ( в ред. От 28.12.2013 года) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду
Согласно ч.1 ст. 34 ЗК РФ (в ред. От 28.12.2013 года) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (ред. от 28.01.2014) утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми ( далее-Порядок).
Согласно п.1.6. критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются:
соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией,
наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Предоставление земельного участка невозможно, если:
- испрашиваемый земельный участок полностью либо частично
обременен правами третьих лиц;
- в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части
выдан акт о выборе земельного участка;
- испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают
местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение
о развитии;
- испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают
местоположения границ земельного участка, в отношении которого принято
решение о формировании земельного участка на торги;
- испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают
местоположения границ смежного земельного участка;
- размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка не
соответствуют требованиям технических регламентов;
- испрашиваемый земельный участок находится в нескольких
территориальных зонах;
- в отношении территории, на которой находится испрашиваемый
земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке
территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке;
- в отношении территории, на которой находится испрашиваемый
земельный участок, утверждена документация по планировке территории, за
исключением случаев, когда:
испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента
планировочной структуры, для которой проект межевания территории в
установленном порядке не утвержден,
утвержденный в установленном порядке проект межевания территории
предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его
использования для испрашиваемой цели;
-в отношении испрашиваемого земельного участка функциональным
органом администрации города Перми, осуществляющим функции по управлению и
распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной
собственности города Перми, и земельными участками, государственная
собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган в
сфере земельных отношений), в случае, предусмотренном пунктом 2.9
настоящего Порядка, принято решение о возможности предоставления
земельного участка первоначально обратившемуся лицу, срок действия которого
на момент подачи заявления не истек;
-имеются установленные в соответствии с законодательством, а
также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие
использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей;
-. заявителем не соблюден порядок размещения автостоянок и иных
объектов, установленный нормативными правовыми актами города Перми, под
размещение которых испрашивается земельный участок.
- испрашиваемый земельный участок либо его часть находятся в
границах существующих автомобильных дорог или автомобильных дорог и улиц, в
отношении которых принято решение по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту;
- испрашиваемая цель предоставления земельного участка не
предусмотрена подпунктами 1.8.1, 1.8.2 пункта 1.8 настоящего Порядка.
Пунктом 1.7 Порядка предусмотрено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование. Земельные участки для размещения временных объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность;
При этом согласно п. 1.8 Порядка установлено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться:
без размещения временных объектов,
для размещения временных объектов;
Согласно п. 1.8.1 Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться исключительно для:
размещения автостоянок открытого типа,
открытого складирования (в частности, стройматериалов, пиломатериалов, грунта и т.п.) на территории, прилегающей к земельному участку, предоставленному заявителю для целей строительства,
благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек), прилегающей к принадлежащему заявителю под объект недвижимости земельному участку
Из анализа указанного пункта следует, что предоставление в аренду земельного участка дополнительного для увеличения основного земельного участка не предусмотрено.
Решением Пермской городской Думы № 319 от 25.12.2007 года утверждены Правила организации автостоянок открытого типа на территории г.Перми.
В соответствии с п. 2.1. Правил организация автостоянок на территории города Перми осуществляется в соответствии с проектом организации автостоянки (далее - Проект), разработанным за счет средств заинтересованного физического, юридического лица и утвержденным разработчиком не позднее трех месяцев до дня представления в функциональный орган администрации города Перми, осуществляющий функции в сфере управления и распоряжения земельными участками (далее - Уполномоченный орган), заявления, предусмотренного в пункте 2.2 Правил.
Согласно п. 2.1 проект должен включать следующие текстовые и графические материалы: описание границ земельного участка, испрашиваемого для цели организации автостоянки (в том числе координаты его поворотных точек), топографический план масштаба 1:500 земельного участка, испрашиваемого для цели организации автостоянки, и прилегающей к нему территории в пределах 50 метров от границ земельного участка, обновленный не позднее чем за два года до дня утверждения Проекта, разработанный в соответствии с нормативно-техническими документами в области геодезической и картографической деятельности, количество машино-мест (в том числе предназначенных для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации) и графическое отображение их расположения в границах земельного участка, сведения о наличии в пределах 50 метров от границ земельного участка зданий, в которых расположены жилые помещения, профессиональные образовательные организации и дошкольные общеобразовательные организации, организации социального обслуживания и иные организации для несовершеннолетних, медицинские организации, детских площадок и площадок для отдыха и игр, объектов спорта, садов, скверов, парков (с указанием их идентификационных данных (при наличии) и расстоянии до них.
Суду представлена копия заключения № от Дата Департамента Градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в отношении земельного участка площадью ... кв.м, по Адрес по заявлению Зеленина Л.А., согласно которому предоставление земельного участка для целей не связанных со строительством невозможно по причине того, что принято решение о подготовке документации по планировке территории постановлением администрации г.Перми от Дата № (п.6.5.), отсутствует проект межевания территории ( п.6.6.), объект находится в зоне катастрофического затопления ( п. 6.7), не представлен согласованный в установленном законом порядке проект размещения автостоянки открытого типа ( п. 6.9.).
Согласно заключению Управления по развития потребительского рынка администрации г.Перми предоставления испрашиваемого земельного участка Зеленину Л.А. невозможно ввиду отсутствии автостоянки в Схеме размещения автостоянок открытого типа на территории города Перми.
Согласно представленного отзыва ОАО « МРСК Урала» земельный участок по Адрес находится в охранной зоне воздушной линии ( ...), которая входит в электросетевой комплекс ..., принадлежащей на праве собственности ОАО «МРСК Урала». О чем суду представлено свидетельство о государственной регистрации права.
Согласно требованиям ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считает, что его права и свободы были нарушены.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта закону и иному акту, нарушении прав и законных интересов гражданина или организации.
Анализируя изложенное суд считает, что оспариваемое решение полностью соответствует действующему законодательству. Отказ в предоставлении земельного участка в аренду является мотивированным. Как указывалось выше, имеется заключение Департамента градостроительства и архитектуры о невозможности предоставления земельного участка.
Кроме того, со стороны ОАО «МРСК Урала» представлена карта охранной зоны ... из которой следует, что трасса ... проходит в непосредственной близи от земельного участка с кадастровым номером ..., практически вдоль его границы ( л.д.50-51), в то время как Зеленин Л.А. просит предоставить прилегающий земельный участок. Между тем в соответствии с пп. Б п. 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таким зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 Вольт запрещается размещать гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов.
Таким образом, принятое ДЗО администрации г.Перми решение от Дата об отказе Зеленину Л.А. в предоставлении земельного участка в аренду соответствует действующему законодательству, кроме того, прав и законных интересов заявителя оспариваемое решение не нарушает.
В силу ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявления
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявление Зеленина Л.А. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений Администрации г.Перми от Дата № об отказе в предоставлении земельного участка - оставить без удовлетворения.
Решение в окончательной форме в срок один месяц может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.
Судья О.Е. Гуляева
Мотивированное решение изготовлено судом Дата