Дело № 2-120/2023
УИД № 24RS0054-01-2022-001123-57
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2023 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.,
при секретаре Фоменко Е.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Сергееву Сергею Николаевичу о взыскании полученных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Сергееву С.Н., мотивируя требования следующим. 25.02.2022 Сергеев Сергей Николаевич обратился в территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения по Ужурскому району и ЗАТО п. Солнечный» с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности». Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, утвержденный приложением №11 к Подпрограмме, устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (государственная помощь) отдельным категориям гражданам, проживающим на территории Красноярского края. В соответствии с п. 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п. 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с п. 14 Порядка от имени своей семьи (заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства (п. 8 Порядка). В силу п. 11 Порядка при реализации мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 100 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих планируемые расходные обязательства в период срока действия контракта. В соответствии с п. 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. В силу п. 28 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в п. 34 Порядка). В соответствии пп. 4 и 5 п. 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации. В соответствии с п. 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной и помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в пп. 2-4, 7-10, 12 и 13 п. 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения. В силу п. 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. По заявлению Сергеева С.Н. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по ведению личного подсобного хозяйства» территориальным отделением принято решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 04.03.2022 № 79. Социальный контракт с Сергеевым С.Н. заключен 18.03.2022 № 56-3-0049/22 сроком на три месяца с 18.03.2022 по 18.06.2022. Согласно социальному контракту Сергееву С.Н. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 100 000 рублей для ведения личного подсобного хозяйства, перечисленная на расчетный счет, указанный в заявлении. 20.04.2022 территориальным отделением принято решение о прекращении оказания Сергееву С.Н. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи с непредставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (пп. 5 п. 35 Порядка). В нарушение пп. 8 п. 4.1 социального контракта от 18.03.2022 № 56-3-0049/22 Сергеевым С.Н. в апреле не предоставлен ежемесячный отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, информации об уважительных причинах пропуска сроков предоставления отчетов в территориальное отделение не предоставлялось. Уведомление от 21.04.2022 № 191 о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта, а также о необходимости возврата полученных денежных средств в размере 100 000 рублей направлено Сергееву С.Н. почтовым отправлением о вручении. Однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили. Ссылаясь на ст. 10, 401, 1102 ГК РФ, истец просит взыскать с Сергеева С.Н. сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 100 000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3200 рублей.
Представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. В письменном заявлении представитель истца Шахов П.Г. просил исковые требования удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Ответчик Сергеев С.Н. в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении исковые требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» признал в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Оценив доводы иска, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как социальный контракт по оказанию государственной помощи не поименован. Однако, возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма). Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № 11 к Подпрограмме.
В соответствии с п. 3.1 указанного Постановления финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Согласно п. 3.4.11 указанного Постановления мероприятие, предусмотренное строкой 2.13 перечня мероприятий, предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к Подпрограмме.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п. 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по ведению подсобного хозяйства (пункт 8 Порядка).
В силу пункта 11 Порядка при реализации мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства, заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 100 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих стоимость планируемых к приобретению в период срока действия социального контракта товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, а также продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденной ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства».
В соответствии с п. 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В силу п. 29 Порядка получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта.
Уполномоченное учреждение в течение 10 дней со дня получения отчета получателя, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, осуществляет проверку содержащихся в нем сведений о выполнении получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, и в случае, если социальным контрактом предусмотрена реализация мероприятий, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 8 Порядка, принимает решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в п. 35 Порядка).
В соответствии с пп. 5 п. 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем 1 пункта 28 Порядка.
В соответствии с п. 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в пп. 2-4, 7-10, 12, 13 п. 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В силу п. 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что 18 марта 2022 между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и Сергеевым Сергеем Николаевичем заключен социальный контракт № 56-3-0049/22, согласно которому Сергееву С.Н. предоставляется единовременная денежная выплата по мероприятию «ведение личного подсобного хозяйства» в размере 100 000 рублей путем перечисления денежных средств на расчетный счет, открытый получателю в Красноярском отделении № 8646 ПАО Сбербанк № (п. 2.2 контракта).
Денежные средства по социальному контракту в размере 100 000 рублей переведены на расчетный счет Сергеева С.Н. №.
Как следует из программы социальной адаптации (Приложение № 1 к социальному контракту), Сергеевым С.Н. должны быть выполнены следующие мероприятия: консультация ИКЦ «Енисей» в до 31.03.2022, приобретение основных средств до 18.06.2022. Также в рамках действия программы социальной адаптации должен был приобрести зернодробилку, тележку ПМ-06, мотоблок, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, общей стоимостью 100 790 рублей.
В силу пп. 8 п. 4.1 социального контракта, Сереев С.Н. обязан представлять ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Управление о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), по форме согласно приложению № 2 к настоящему социальному контракту лично, либо посредством почтового отправления, либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления.
Вместе с тем, Сергеев С.Н. в нарушение условий пп. 8 п. 4.1 социального контракта отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации в КГКУ «Управление социальной защиты населения» в установленный срок не представил. Доказательств уважительности причин, препятствующих выполнению получателем обязательств по социальному контракту, ответчиком также представлено.
На основании пп. 6 п. 3.2.2 социального контракта, КГКУ «Управление социальной защиты населения» имеет право принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации.
По причине непредставления Сергеевым С.Н. ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, 20.04.2022 территориальным отделением КГКУ «Управление социальной защиты населения» принято решение № 191 о прекращении оказания государственной социальной помощи Сергееву С.Н. и досрочном расторжении социального контракта.
Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта было получено ответчиком 28.04.2022.
В соответствии с п. 6.1 социального контракта за нарушение обязательств, взятых на себя в соответствии с социальным контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Принимая во внимание, что при заключении социального контракта Сергеев С.Н. был предупрежден об ответственности за нарушение взятых на себя обязательств, однако не представил ежемесячный отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, а потому требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» о взыскании с Сергеева С.Н. полученных денежных средств государственной помощи в размере 100 000 рублей, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. Таким образом, с Сергеева С.Н. подлежат взысканию понесенные КГКУ «Управление социальной защиты населения» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3200 рублей. Указанные расходы подтверждены платежным поручением № 907416 от 04.07.2022.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» удовлетворить.
Взыскать в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» <данные изъяты> с Сергеева Сергея Николаевича, <данные изъяты>), сумму государственной социальной помощи по социальному контракту № 56-3-0049/22 от 18.03.2022 в размере 100 000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3200 рублей, а всего 103 200 рублей.
Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Ю.Н. Моховикова
Решение в окончательной форме составлено и подписано 24 февраля 2023 года
УИД № 24RS0054-01-2022-001123-57
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2023 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.,
при секретаре Фоменко Е.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Сергееву Сергею Николаевичу о взыскании полученных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Сергееву С.Н., мотивируя требования следующим. 25.02.2022 Сергеев Сергей Николаевич обратился в территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения по Ужурскому району и ЗАТО п. Солнечный» с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности». Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, утвержденный приложением №11 к Подпрограмме, устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (государственная помощь) отдельным категориям гражданам, проживающим на территории Красноярского края. В соответствии с п. 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п. 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с п. 14 Порядка от имени своей семьи (заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства (п. 8 Порядка). В силу п. 11 Порядка при реализации мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 100 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих планируемые расходные обязательства в период срока действия контракта. В соответствии с п. 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. В силу п. 28 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в п. 34 Порядка). В соответствии пп. 4 и 5 п. 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации. В соответствии с п. 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной и помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в пп. 2-4, 7-10, 12 и 13 п. 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения. В силу п. 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. По заявлению Сергеева С.Н. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по ведению личного подсобного хозяйства» территориальным отделением принято решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 04.03.2022 № 79. Социальный контракт с Сергеевым С.Н. заключен 18.03.2022 № 56-3-0049/22 сроком на три месяца с 18.03.2022 по 18.06.2022. Согласно социальному контракту Сергееву С.Н. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 100 000 рублей для ведения личного подсобного хозяйства, перечисленная на расчетный счет, указанный в заявлении. 20.04.2022 территориальным отделением принято решение о прекращении оказания Сергееву С.Н. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи с непредставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (пп. 5 п. 35 Порядка). В нарушение пп. 8 п. 4.1 социального контракта от 18.03.2022 № 56-3-0049/22 Сергеевым С.Н. в апреле не предоставлен ежемесячный отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, информации об уважительных причинах пропуска сроков предоставления отчетов в территориальное отделение не предоставлялось. Уведомление от 21.04.2022 № 191 о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта, а также о необходимости возврата полученных денежных средств в размере 100 000 рублей направлено Сергееву С.Н. почтовым отправлением о вручении. Однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили. Ссылаясь на ст. 10, 401, 1102 ГК РФ, истец просит взыскать с Сергеева С.Н. сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 100 000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3200 рублей.
Представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. В письменном заявлении представитель истца Шахов П.Г. просил исковые требования удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Ответчик Сергеев С.Н. в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении исковые требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» признал в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Оценив доводы иска, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как социальный контракт по оказанию государственной помощи не поименован. Однако, возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма). Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № 11 к Подпрограмме.
В соответствии с п. 3.1 указанного Постановления финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Согласно п. 3.4.11 указанного Постановления мероприятие, предусмотренное строкой 2.13 перечня мероприятий, предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к Подпрограмме.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п. 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по ведению подсобного хозяйства (пункт 8 Порядка).
В силу пункта 11 Порядка при реализации мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства, заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 100 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих стоимость планируемых к приобретению в период срока действия социального контракта товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, а также продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденной ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства».
В соответствии с п. 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В силу п. 29 Порядка получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта.
Уполномоченное учреждение в течение 10 дней со дня получения отчета получателя, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, осуществляет проверку содержащихся в нем сведений о выполнении получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, и в случае, если социальным контрактом предусмотрена реализация мероприятий, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 8 Порядка, принимает решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в п. 35 Порядка).
В соответствии с пп. 5 п. 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем 1 пункта 28 Порядка.
В соответствии с п. 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в пп. 2-4, 7-10, 12, 13 п. 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В силу п. 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что 18 марта 2022 между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и Сергеевым Сергеем Николаевичем заключен социальный контракт № 56-3-0049/22, согласно которому Сергееву С.Н. предоставляется единовременная денежная выплата по мероприятию «ведение личного подсобного хозяйства» в размере 100 000 рублей путем перечисления денежных средств на расчетный счет, открытый получателю в Красноярском отделении № 8646 ПАО Сбербанк № (п. 2.2 контракта).
Денежные средства по социальному контракту в размере 100 000 рублей переведены на расчетный счет Сергеева С.Н. №.
Как следует из программы социальной адаптации (Приложение № 1 к социальному контракту), Сергеевым С.Н. должны быть выполнены следующие мероприятия: консультация ИКЦ «Енисей» в до 31.03.2022, приобретение основных средств до 18.06.2022. Также в рамках действия программы социальной адаптации должен был приобрести зернодробилку, тележку ПМ-06, мотоблок, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, общей стоимостью 100 790 рублей.
В силу пп. 8 п. 4.1 социального контракта, Сереев С.Н. обязан представлять ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Управление о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), по форме согласно приложению № 2 к настоящему социальному контракту лично, либо посредством почтового отправления, либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления.
Вместе с тем, Сергеев С.Н. в нарушение условий пп. 8 п. 4.1 социального контракта отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации в КГКУ «Управление социальной защиты населения» в установленный срок не представил. Доказательств уважительности причин, препятствующих выполнению получателем обязательств по социальному контракту, ответчиком также представлено.
На основании пп. 6 п. 3.2.2 социального контракта, КГКУ «Управление социальной защиты населения» имеет право принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации.
По причине непредставления Сергеевым С.Н. ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, 20.04.2022 территориальным отделением КГКУ «Управление социальной защиты населения» принято решение № 191 о прекращении оказания государственной социальной помощи Сергееву С.Н. и досрочном расторжении социального контракта.
Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта было получено ответчиком 28.04.2022.
В соответствии с п. 6.1 социального контракта за нарушение обязательств, взятых на себя в соответствии с социальным контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Принимая во внимание, что при заключении социального контракта Сергеев С.Н. был предупрежден об ответственности за нарушение взятых на себя обязательств, однако не представил ежемесячный отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, а потому требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» о взыскании с Сергеева С.Н. полученных денежных средств государственной помощи в размере 100 000 рублей, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. Таким образом, с Сергеева С.Н. подлежат взысканию понесенные КГКУ «Управление социальной защиты населения» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3200 рублей. Указанные расходы подтверждены платежным поручением № 907416 от 04.07.2022.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» удовлетворить.
Взыскать в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» <данные изъяты> с Сергеева Сергея Николаевича, <данные изъяты>), сумму государственной социальной помощи по социальному контракту № 56-3-0049/22 от 18.03.2022 в размере 100 000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3200 рублей, а всего 103 200 рублей.
Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Ю.Н. Моховикова
Решение в окончательной форме составлено и подписано 24 февраля 2023 года