Дело № 12 - 101/2016г
решение
по делу об административном правонарушении
г. Очер Пермского края «29» декабря 2016 г.
Очерский районный суд Пермского края
под председательством судьи Петуховой О.В.,
при секретаре Носковой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Открытого Акционерного Общества «Пермские сельские леса», расположенного в <адрес>, ОГРН №, ИНН №,
на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Пермские сельские леса» признано виновным в совершении правонарушения по ст. 8. 41 КоАП РФ, т.е. в невнесении Очерским сельским лесхозом, являющимся филиалом ОАО «Пермсельлес», в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду по видам деятельности: сверхлимитные выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарного объекта, сверхлимитные сбросы загрязняющих вещества и плату за размещение отходов в пределах установленных лимитов за ДД.ММ.ГГГГ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
ОАО «Пермсельлес» ставит вопрос об отмене данного постановления, ссылаясь на то, что общество н сегодняшний день находиться в процедуре конкурсного производства. ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Пермского края принято заявление о признании ОАО «Пермсельлес» несостоятельным (банкротом); решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ введена процедура конкурсного производства и в рамках процедуры банкротства все платежи проходят в строгом соответствии со ст. 134 ФЗ «О банкротстве», в связи с чем у предприятия отсутствует законная возможность по осуществлению внесения в установленные сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду, т.к. такие платежи, отнесены к четвертой очередности текущих требований кредиторов, а у общества имеются непогашенные обязательства по 2 и 3 очереди текущих платежей, в связи с чем оплату по 4 очереди общество не имело возможности произвести. В связи с этим полагают, что при рассмотрении дела должностным лицом не были учтены требования ст. 1.5 и ч.2 ст. 2.1. КоАП РФ, устанавливающих, что юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность КоАП РФ.
Представитель юридического лица, а так же и должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела. Их неявка не препятствует рассмотрению жалобы по приведенным в неё доводам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из материалов административного дела в отношении ОАО «Пермские сельские леса», находящегося в производстве Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края следует, что ДД.ММ.ГГГГ Очерским сельским лесхозом, являющегося филиалом ОАО «Пермьсельлес», была сдана декларация – расчет платы за негативное воздействие на окружающую природу за ДД.ММ.ГГГГ. Отделом государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Пермскому краю выявлена задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ у Очерского сельского лесхоза-филиала ОАО «Пермсельлес» в общей сумме <данные изъяты>., что послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности по ст. 8. 41 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что в отношении ОАО «Пермсельлес», в рамках заявления о признании общества несостоятельным (банкротом), в ДД.ММ.ГГГГ проводилась процедура конкурсного производства.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
При этом, в силу ч.3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Однако, в нарушение данных требований закона, признавая ОАО «Пермсельлес» виновным в совершении правонарушения за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, при установлении того, что решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в отношении общества введена процедура конкурсного производства, должностное лицо исходило лишь из факта выявленного нарушения, указав на то, что у предприятия имелась возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства и каких-либо уважительных причин для его несоблюдения не имелось. И, несмотря на ссылки на нормы ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в обжалуемом постановлении, данные требования закона при вынесении постановления применены не были.
Вместе с тем, в соответствии со ст. ст. 134 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по текущим платежам, под которыми в силу ст. 5 данного закона понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;
- в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
- в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);
- в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
На основании ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Таким образом, платежи по плате за негативное воздействие на окружающую среду относятся к категории текущих платежей пятой очереди.
В материалах дела имеется справка ПАО АКБ «<данные изъяты>» о том, что ОАО «Пермсельлес» является клиентом данного банка и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ картотека по счету № «Распоряжение, не исполненные в срок» к указанному расчетному счету составляет <данные изъяты>
Других данных, свидетельствующие о том, что в ДД.ММ.ГГГГ обществом были удовлетворены требований по иным текущим платежам по первым четырем очередям, и у него имелась возможность приступить к погашению требований пятой очереди, к которой относятся указанные платежи за негативное воздействие на окружающую среду, материалы дела не содержат.
Доводы юридического лица о том, что в ДД.ММ.ГГГГ у общества имелись непогашенные обязательства по 2 и 3 очереди текущих платежей при рассмотрении дела должностным лицом проверены не были.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление нельзя признать обоснованным и законным, и оно подлежит отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая, что данных об имеющихся непогашенных платежей по предыдущим очередям не представлено и суду, а срок давности привлечения к административной ответственности не истек, то дело, в силу ч.4 ст. 30. 7 КоАП РФ подлежит возвращению в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело для нового рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановления Старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края за № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Открытого акционерного общества «Пермские сельские леса» по ст. 8.41 КоАП РФ отменить, с направлением дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течении 10 дней со дня получения копии решения.
Судья: О.В. Петухова