Решение по делу № 2-2217/2024 от 23.08.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18.09.2024 года                                                                                     г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Николотовой Н.Н.,

при секретаре Бековой Ф.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2217/2024 иску прокурора Пролетарского района г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», Управлению образования администрации г.Тулы об обязании принять меры,

установил:

    прокурор Пролетарского района г. Тулы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», Управлению образования администрации г.Тулы об обязании принять меры по проведению комплексного обследования технического состояния здания детского сада с использованием средств современной технической диагностики.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании в деятельности МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», в результате которой установлено, что эксплуатационный контроль здания детского сада МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», должным образом не осуществляется, в частности не осуществляется контроль за техническим состоянием этого здания путем проведения систематических плановых и внеплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики комплексного обследования технического состояния здания с привлечением специализированных организаций, что может повлечь неблагоприятные последствия, причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних воспитанников.

Просит признать незаконным бездействие МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства» в части не проведения комплексного обследования технического состояния зданий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», расположенных по адресам <адрес> использованием средств современной технической диагностики.

Обязать МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства» провести комплексное обследование технического состояния зданий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», расположенных по адресам <адрес> использованием средств современной технической диагностики с привлечением специализированной организации.

Провести указанные мероприятия в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Старший помощник прокурора Пролетарского района г.Тулы Колковская Е.В. в судебном заседании полностью поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям и просила их удовлетворить.

Представители МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства» по доверенностям Самохвалова А.В. и Волкова Л.В. в судебном заседании представили документы, подтверждающие заключении контракта для исполнения предписания прокуратуры.

Представитель ответчика Управление образования администрации г.Тулы, представитель третьего лица Администрации г.Тулы в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, своей позиции по иску не выразили.

Судом, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, было определено о рассмотрении дела при состоявшейся явке.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 2 ст. 15 Конституции РФ накладывает на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 1 января 2001 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие. Одним из принципов государственной политики в интересах детей является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 год N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, которая также включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа, помимо прочего, относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 55.24, ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных поверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации

В случае если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружений, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых помещений зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение). Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Приложением N 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до поставки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года N 1984-ст введен в действие ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (далее - ГОСТ 31937-2011).

Согласно п. 1 ГОСТа 31937-2011, настоящий стандарт является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Настоящий стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.

При этом, данные стандарт распространяется на проведение работ по: комплексному обследованию технического состояния зданий или сооружений для проектирования их реконструкции или капитального ремонта; обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций; общему мониторингу технического состояния зданий и сооружений для выявления объектов, конструкции которых изменили свое напряженно- деформированное состояние и требуют обследования технического состояния.

В соответствии с п. п. 4.1, 4.2, 4.3 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводится силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.

Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят в соответствии с предварительно разработанными программами.

Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с Уставом МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», образовательная организация обеспечивает проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Кроме того, автономное учреждение владеет, пользуется и распоряжается с согласия Учредителя закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Автономное учреждение обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

При этом, эксплуатационный контроль зданий детских садов должным образом не осуществляется, контроль за его техническим состоянием путем проведения систематических плановых и внеплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики не проводится, комплексного обследования технического состояния здания не проводилось.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами прокурорской проверки и не отрицаются ответчиками.

Отсутствие объективной информации о техническом состоянии здания детского сада, построенного в прошлом веке, при имеющихся недостатках может свидетельствовать о его аварийном состоянии, что может повлечь нарушение работы социально-значимого объекта, а также создать угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников.

Прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства о содержании муниципальной собственности, которое было рассмотрено МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», однако, до настоящего времени выявленные недостатки так и не были устранены.

При этом, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», направило заявки на проведение обследования и мониторинг технического состояния зданий и сооружений в специализированные организации, оснащенные современной приборной базой и имеющими в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Таким образом, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», предприняло меры к исполнению предписания прокурора, которые оказались недостаточными, что не снимает с него обязанности по соблюдению градостроительного законодательства.

Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания детского сада может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия воспитания детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права воспитывающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия воспитания.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

С учетом этого, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая объем и характер работ, подлежащих выполнению в том числе и по вопросу финансирования, необходимость соблюдения требований законодательства при осуществлении процедуры формирования и получения необходимой документации, а также выбор и привлечение специализированных организаций суд считает возможным установить, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», просимые прокурором сроки для исполнения возлагаемых на них обязанностей, полагая их обоснованными, достаточными и объективными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

признать незаконным бездействие МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства» в части не проведения комплексного обследования технического состояния зданий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», расположенных по адресам <адрес> использованием средств современной технической диагностики.

Обязать МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства» провести комплексное обследование технического состояния зданий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства», расположенных по адресам <адрес> использованием средств современной технической диагностики с привлечением специализированной организации.

Провести указанные мероприятия в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Председательствующий                                                        Н.Н.Николотова

2-2217/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Пролетарского района г. Тулы
Ответчики
Управление образования администрации г.Тулы
МБДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 5 "Мир детства"
Другие
Администрация г.Тулы
Суд
Пролетарский районный суд г. Тула
Судья
Николотова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
proletarsky.tula.sudrf.ru
23.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.08.2024Передача материалов судье
27.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2024Судебное заседание
25.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее